Рекомендации по изучению курса истории России

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для успешного изучения курса каждому учащемуся, студенту для более полного и глубокого усвоения курса рекомендуется работать не только с учебниками, но и с хрестоматиями по истории России досоветского и советского периодов, историческими монографиями по важнейшим темам, трудами классиков исторической науки (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев), а также публикациями по актуальным проблемам истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий. Изучать (повторять) курс истории России рекомендуется в строго хронологической последовательности, тему за темой. Не старайтесь изучать отдельные даты, события, персоналии. Для успешной сдачи экзамена необходимо воспринимать целостную картину исторического развития России. Дать конкретные рекомендации о том, как должен выглядеть ход самостоятельной работы над темами по истории России довольно трудно, так как многое здесь зависит от индивидуального учащегося и студента.
Иконка файла материала Рекомендации по изучению курса истории России.doc
Рекомендации по изучению курса истории России Для успешного изучения курса каждому учащемуся, студенту для более полного и глубокого усвоения курса  рекомендуется работать не только с учебниками, но и с хрестоматиями по истории России досоветского и советского  периодов, историческими монографиями по важнейшим темам, трудами классиков исторической науки (Н.М. Карамзин,  В.О. Ключевский, С.М. Соловьев), а также публикациями по актуальным проблемам истории России. Они не заменяют  учебников и учебных пособий. Изучать (повторять) курс истории России рекомендуется в строго хронологической   последовательности, тему за темой. Не старайтесь изучать отдельные даты, события, персоналии. Для успешной сдачи  экзамена необходимо воспринимать целостную картину исторического развития России. Дать конкретные рекомендации о  том, как должен выглядеть ход самостоятельной работы над темами по истории России довольно трудно, так как многое  здесь зависит от индивидуального учащегося и студента. Примерно процесс самостоятельного изучения темы может выглядеть следующим образом: 1. На основании программы устанавливается круг вопросов, относящихся к данной теме. 2. По учебнику (учебному пособию) прорабатывается соответствующая тема программы. При первом  ознакомительном прочтении материала необходимо установить степень полноты раскрытия темы, выявить круг  вопросов, не нашедших отражения в данном учебнике. В этом случае необходимо обратиться к другому учебнику  (пособию). Если Вам встретятся незнакомые термины, исторические понятия, рекомендуется поработать со  словарями. 3. Вторичный процесс изучения темы лучше провести в письменной форме: выделите для себя в конспекте основные даты, понятия,  исторических деятелей, причинно­следственные связи. Таким образом, к экзамену Вы получите  своеобразный мини­учебник составленный Вами и для Вас. 4. Внимательно изучите рекомендации к темам, помещенные в предлагаемых Вам методических указаниях. 5. После этого для самопроверки ответьте на вопросы по данной теме, которые содержатся в методических  указаниях. 6. После этого для самопроверки ответьте на вопросы по данной теме, которые содержаться в методических  указаниях. Если какой­либо вопрос вызвал у Вас затруднение – это сигнал к более внимательному изучению этого  раздела учебника (пособия) по истории России. Восточные славяне в VI­VIII вв. Проблема прародины и расселения славян. 15 племенных союзов восточных славян: этноним, границы расселения,  племенной центр. Занятия: подсечно­огневое и переложное земледелие, оседлое скотоводство, речные и лесные промыслы, развитие ремесла. Торговые связи с востоком и Западом по Волжскому пути и «Пути из варяг в греки». Общественное  устройство: соседская община (вервь); период «военной демократии».Предгосударственные образования на территории  Восточно­Европейской равнины. Борьба с кочевниками: авары (VI­VII вв.), хазары (VII­X вв.), печенеги (IX в.). языческая  религия: политеизм, обожествление и персонификация природных стихий и занятий; культы предков, плодородия. Боги:  Род, Сварог, Перун, Велес, Стрибог, Даждьбог, Ярило, Макошь, Лада (Лель), Хорс и др. Волхвы. Древнерусское государство в IX­XII вв. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Два центра древнерусской государственности:  Новгород и Киев. Объединение Киева и Новгорода под властью Олега (882 г.) восстание древлян (945 г.) подчинение  восточнославянских племен Киеву – оформление территории Древнерусского государства. Походы Олега и Игоря на  Византию. Административная реформа княгини Ольги: повоз, погосты, уроки. Разгром Хазарского каганата. Балканские  походы Святослава. Реформаторская деятельность князя Владимира 1: административная, военная, финансовая реформы. Религиозные реформы: попытка создания пантеона языческих богов, крещение Руси (988 г.) Социальная структура  Древней Руси: холопы, закупы, рядовичи, смерды, люди, младшие дружинники, боярство, князья. Культура. Двоеверие в  мировоззрении. Былинный эпос. Распространение грамотности «повесть временных лет». Жития святых. «Поучение  детям» Владимира Мономаха. «Слово о законе и благодати». Крестово­купольная система. Десятинная и церковь. Храмы  Святой Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке. Изобразительное искусство: фреска, мозаика, икона. Декоративно­ прикладное искусство. Удельный период (XII в.) Русские земли эпохи феодальной раздробленности: географическое положение, специфика социально­экономического и  политического развития, региональные особенности культуры. Новгородская феодальная республика: вечевой строй,  ограничение власти князя, функции посадника, тысяцкого архиепископа. Новгород как крупный торгово­ремесленныйцентр. Владимиро­Суздальское княжество: подданнические отношения. Внутренняя и внешняя политика Юрия  Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Последствия феодальной раздробленности. Культура.  Формирование новых культурных центров в княжествах. Усиление самобытных культурных традиций в противовес  византийским. Рост городов. Местные летописные школы. «Слово о полку Игореве». Борьба русских земель против агрессоров в XVIII в. Татаро­монгольское нашествие и установление ига. Образование Монгольской империи: избрание Темучина великим  ханом (Чингисханом) на курултае 1206 г.; завоевание Северного Китая и государства Хорезмшахов. Организация татаро­ монгольского войска. Батыево нашествие. 1237 – 1238 гг. – разгром Северо­Восточной Руси: уничтожение Рязани, взятие  Владимира, битва на реке Сить (1238 г.), взятие Киева. Причины и последствие поражения Руси. Основание Золотой Орды. 1240 – 1250­е гг. – установление татаро­монгольского ига (до 1480 г.): перепись населения, ярлыки на княжение, выплата  дани, баскаки. Антиордынские восстания. Западная экспансия на русские земли. Захват немецкими рыцарями территории  южной Прибалтики: основание Риги (1201 г.); создание Ордена Меченосцев (1202 г.). Вторжение шведского флота под  командованием Ярла Бигера: Невская битва (1240 г.). Вторжение немецких рыцарей на земли Новгорода: захват Изборска, Пскова. Ледовое побоище (1242 г.). Образование российского централизованного государства (XIV­XVI вв). Образование Российского централизованного государства: причины, периодизация, специфика. Новые политические  центры Северо­Восточной Руси в 14 в. Причины возвышения Москвы. Куликовская битва (1380 г.): Дмитрий Донской.  Поход Тамерлана на Русь (1935 г.). Установление прямого порядка наследования престола. Завершение объединения  земель вокруг Москвы  во 2 пол. 15 – нач. 16 вв.: Новгород, Тверь, Рязань, Псков. Роль русской православной церкви в  объединении русских земель: перенос митрополичьей кафедры в Москву, деятельность митрополита Алексия, Сергия  Радонежского. «Стояние на Угре» (1480 г.) – свержение ордынского ига. Усиление власти великого князя («Государь Всея Руси»). Теория «Москва – третий Рим». Местничество и кормление. «Судебник» Ивана 3 1497 г.: начало закрепощения  крестьян. Культура. Отражение в культуре объединительных процессов и борьбы за национальную независимость. «Задонщина»,  «Сказание о Мамаевом побоище». «Сказание о князьях Владимирских». «Развитие общественной мысли» теория «Москва  – третий Рим» (Филофей). Строительство белокаменного кремля Дмитрия Донского. Строительство при Иване 3 нового  Кремля,  Успенского  собора (Аристотель Фиорованти), Архангельского собора (Алевиз Новый). Россия в XVI в. Социально­экономическое развитие России в 16 в. Регентство Елены Глинской (1533­1538 гг.). Боярское правление:  Шуйские, Бельские, Глинские, (1538­1547 гг.). Венчание Ивана на царство (1547 г.). Реформы Избранной рады: состав  Избранной рады, Земский собор (1549 г.). Судебник (1550 г.), оформление приказной системы, создание стрелецкого  войска, губная реформа, отмена кормлений. Стоглавый собор (1551 г.). Опричнина (1565­1572 гг.): понятие, причины  смены курса, видные опричники. Мероприятия: деление страны на земщину и опричнину, создание опричного войска,  убийство Владимира Старицкого, ограничение самостоятельности церкви (митрополит Филипп Колычев), поход на  Новгород (1570 г.). Отмена опричнины и ее итоги. Династический кризис. Учреждение патриаршества (1589 г.).  Пресечение династии московских Рюриковичей (1598 г.).Внешнеполитические задачи России в 16 в. Культура. Начало  книгопечатания в 1564 г. (И. Федоров). Летописный свод. Хронограф. Великие четьи Минеи. Домострой. Публицистика:  Максим Грек, И. Пересветов. Переписка Ивана Грозного с А. Курбским. Шатровый стиль. Храм Василия Блаженного  (храм Покрова­на­рву). Церковь Вознесения в Коломенском. Литейное дело: Царь­пушка (А. Чехов). Российское государство в XVII в.: смута и первые Романовы Смутное время. Избрание Земским собором Бориса Годунова на российский трон (1598 г.) обострение социальных  противоречий в нач. 17 в. Лжедмитрий 1: личность самозванца, договоры с Речью Посполитой и Ватиканом, борьба за  трон, царствование. «Боярский царь» Василий Шуйский (1606­1610 гг.). Польский ставленник – Лжедмитрий 2. Первая  крестьянская война в России нач. 17 в. Семибоярщина. Открытая польско­литовская и шведская интервенция. Оккупация  Москвы поляками в 1610 г. народные ополчения 1611­1612 гг. освобождение Москвы. Избрание Михаила Романова на  царство (1613 г.). Столбовый мир (1617 г.).  Деулинское перемирие (1618 г.) 17 век как новый период в русской истории.  Новые элементы в экономическом развитии страны: многоотраслевое хозяйство, мануфактуры, всероссийский рынок.  Соборное уложение 1649 г. оформление самодержавия при первых Романовых. Церковная реформа патриарха Никона и  раскол русской православной церкви. Проекты модернизационных реформ в России А.Л. Ордин­Нащокина  и В.В.  Голицина. «Бунташный век»: городские восстания сер. 17 в. (Соляной и Медный бунты), крестьянская война под  руководством С.Т. Разина (1670­1671 гг.) освоение Сибири и Дальнего Востока российскими землепроходцами: И. Ребров, И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Храбров, В. Поярков, В. Атласов. Русско­польские войны 17 в.: 1632­1634 гг., 1654­1667 гг.  воссоединение Украины с Россией. «Вечный мир» (1686 г.). Русско­шведская война (1656­165 гг.) Культура. Новые черты  российской культуры 17 в.: обмирщение, персонификация, европеизация. Российская империя в XVIII веке Борьба за власть Нарышкиных и Милославских. Регентство Софьи Алексеевны. Начало самостоятельного правления  Петра I. Модернизация России при Петре I – реформы во всех сферах жизни общества. Оценка личности и деятельностиПетра I современниками и потомками. Эпоха дворцовых переворотов: понятие, причины, дело царевича Алексея,  роль  гвардии. Верховный тайный совет. «Затейка верховников» (кондиции). Бариновщина. Правление Елизаветы Петровны:   восстановление петровских учреждений, отмена смертной казни, отмена внутренних таможен. «Манифест о вольности  дворянства» Петра III. Просвященный абсолютизм Екатерины II: реформа Сената, переписка с просветителями,  «наказ»,  Уложенная комиссия, секуляризация церковных земель, областная реформа, «Жалованная грамота дворянству»,  «Жалованная грамота городам». Расширение привилегий дворянства, апогей крепостного права при Екатерине II.  Крестьянская война под руководством Е. Пугачева (1773­1775 гг.). Противоречивое царствование Павла I.  Цареубийство  11 марта 1801 г. Восточное направление во внешней политике Петра I: азовские походы (1695г., 1696 г.), Прутский поход  (1711 г.), Каспийский поход (1722­1723 гг.). Северная война (1700­1721 гг.). Семилетняя война  (1756­1763 гг.). Русско­ турецкие войны 2 пол. XVIII в. Три раздела речи Посполитой. Участие России во второй антифранцузской коалиции.  Российское воинское искусство: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков. Культура. Реформы Петра I в области культуры: две культуры (дворянская и крестьянская). Развитие образования в 18 в.: «цифирные» и  профессиональные школы, Шляхетский корпус, женский Смольный институт. Сословность образования. Учебная  литература: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.  Учреждение академии наук. Основание Московского университета. Наука: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г. Байер, Г.  Миллер, М.М. Щербатов, И.И. Лепехин. Развитие общественной мысли: И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, М.М. Щербатов,  Екатерина 2  Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Основание публичного театра (Ф.Г. Волков). Список рекомендуемой литературы. 1. Боффа Д. История советского союза. – М., 1994 г. 2. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – Любое издание. 3. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII­IX век. – М., 2003 г. 4. Верт Н. История Советской России. – Любое издание. 5. Градовская Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России  с древнейших времен до наших дней. –  М.,1997 г. 6. Греков Б.И., Шахмагонов Ф.Д. Мир истории: русские земли в XII­XIV вв. – Любое издание. 7. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI века. – М., 2005 г. 8. История Отечества: Энциклопедический словарь. – М., 2001 г. 9. Канцва Л.А., Юрганов А.Л. История России XVI­XVIII вв. – Любое издание. 10. Карамзин Н.М. История государства Российского. – Любое издание. 11. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России  VIII­XV вв. – Любое издание. 12. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. – Любое издание. 13. Корнилов А.А. Лекции по истории России XIX в. – М., 1992 г. 14. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – Любое издание. 15. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. – М., 1998 г. 16. Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII в. – М., 2001 г. 17. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России. XVIII­XIX вв. – М., 2004 г. 18. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. 19. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие/ Ред. коллегия: А.С. Орлов, А.Ю.  Полунов, Т.Л. Шестова, Ю.А. Щетинов. – Любое издание. 20. Пятецкий Л.М. История России для  абитуриентов и старшеклассников. – Любое издание. 21. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – Любое издание. 22. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М.,  2003 г. 23. Славянская энциклопедия / Сост. В.В. Богуславский. – М., 2003 г. 24. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – Любое издание.25. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История Отечества XX – начала XXI века. – М., 2005 г.

Посмотрите также