Рекомендации родителям, детей страдающих невротическими
расстройствами.
Невротические расстройства у детей и подростков
ближних родственников,
воспитывается вне семьи,
Невроз – психозащитное приспособление к реальности неуверенного в себе
человека, вызванное психотравматизацией (В.И. Гарбузов).
Если ребёнок рождён в условиях нежелательности одного, обоих
родителей,
в
неблагоприятных семейных условиях,
в условиях заброшенности,
конфликтов, отсутствия интереса к его личности, у него не формируется
чёткое ядро личности, представление о себе и своей роли в обществе размыто,
самооценка низкая. Попадая в психотравмирующую ситуацию, такой ребёнок
лишён защиты любящего окружения, он может защищать себя только сам,
приспосабливаясь реагировать патологическим путём «капитуляции, отказа»
(неврастенический механизм реагирования),
«сверхзащитой» (невроз
навязчивых состояний) и реакцией «бегства в болезнь» (истерический
невроз). Помимо социальных факторов имеют значение врождённые
психофизические данные, наличие психофизического дефкекта, которые
ухудшают прогноз гармоничного развития личности.
Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют
соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными
занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей
школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза –
повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время
– истощаемость, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая
переносимость любого психического напряжения.
Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений,
действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих
неотступно, вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей
являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи
(фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют
невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов
(фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные
припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами
Истерический неврозоб пол и аффективнореспираторные приступы, которые возникают в связи с
обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании
и т.д., и проявляются «закатыванием» ребёнок пытается плакать, кричать и
на высоте крика возникает кратковременная остановка дыхания с посинением
кожных покровов, что очень пугает родителей, заставляет выполнять
требования ребёнка.
Невротические расстройства аппетита
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с
первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и
дошкольном возрасте, в последнее время у девочек в подростковом возрасте.
Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто
является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды,
перекармливание, случайное совпадение кормления с какимлибо неприятным
впечатлением. Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть
любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих
обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием
пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются
пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.
О лечении
Невротические расстройства обратимы, об этом важно помнить и
своевременно обращаться к специалисту за помощью. Зачастую,
невротические реакции ребёнка являются своеобразным маркером
неблагополучных отношений в семье.
Существующие в длительном
временном промежутке они приводят к деформации личности ребёнка, что
делает его уязвимым к употреблению психоактивных веществ, как
патологическому способу снятия напряжения, уменьшения невротической
симптоматики. Врач – психотерапевт может помочь разобраться в
сложившейся ситуации, провести диагностику, адекватное медикаментозное
и психотерапевтическое лечение. При желании родителей помочь своему
ребёнку, и активном участии в психотерапевтическом процессе вероятность
излечения от невротических состояний существенно возрастает.
Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять
жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех радость счастье". Если
отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные
стрессы, то положительные смех и радость создают
положительные стрессы. Смех является механизмом стирания
ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть
радость, и чем больше, тем лучше!