Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
дефектология +1
Взрослым
05.02.2018
Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание подрастающего поколения предполагает непрерывный процесс социального развития: от социальной адаптации (формирования навыков и умений) через социальную компетентность к социальной успешности. Одним из важнейших направлений деятельности специалистов системы коррекционно - развивающего обучения в условиях детского сада комбинированного вида является социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в развитии в детском коллективе, в окружающем социуме при осуществлении полной или частичной интеграции. Особое значение здесь имеет планомерная и осмысленная консультативная деятельность педагогов. Консультативная работа включает:  выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;  консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ограниченными возможностями здоровья;  консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями. Ведущие принципы консультирования:  доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание;  проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав;  конфиденциальность (анонимность);  включенность клиента в процесс консультирования.
16 (1).doc
Консультативная работа  в системе психолого­педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья Воспитание   подрастающего   поколения   предполагает   непрерывный   процесс социального развития: от социальной адаптации (формирования навыков и умений) через социальную компетентность к социальной успешности.  Одним   из   важнейших   направлений   деятельности   специалистов   системы коррекционно   ­   развивающего   обучения   в   условиях   детского   сада комбинированного вида  является социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами   в   развитии   в   детском   коллективе,   в   окружающем   социуме   при осуществлении полной или частичной интеграции.  Особое   значение   здесь   имеет   планомерная   и   осмысленная   консультативная деятельность педагогов. Консультативная работа включает:  выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;  консультирование   специалистами   педагогов     по   выбору   индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ограниченными возможностями здоровья;  консультативную   помощь   семье   в   вопросах     выбора   стратегии   воспитания   и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями. Ведущие принципы консультирования:  доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание;  проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию  его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав;  конфиденциальность (анонимность);  включенность клиента в процесс консультирования. Направления  психологического  консультирования в ДОУ  консультирование  членов семей, имеющих детей с проблемами развития;  консультирование персонала коррекционно­образовательного учреждения. Формы и содержание консультативной  работы с родителями   дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и Основные принципы организации работы базовый уровень осведомленности о характере проблем ребенка;  наличие уровня обратной связи со стороны родителей;  приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения.  с родителями  в процессе консультативной деятельности  индивидуальное консультирование; Формы коррекционной работы  групповое консультирование. Этапы индивидуального консультирования  ориентировочно­ознакомительный;  диагностический;  коррекционный. Ориентировочно­ознакомительный этап: Основная задача: ­   создать доверительные, откровенные отношения с родителями. Диагностический этап: Основные задачи: ­   подробное   обсуждение   общего   состояния   психолого­педагогического   развития ребенка, а также характера, степени и причины выявления трудностей, условно­ вариативного прогноза; ­ разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом   структуры имеющегося нарушения   и   объяснение     необходимости   участия     родителей   в   общей   системе коррекционной работы; ­  обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; ­     планирование   последующих   встреч   с   целью   обсуждения   хода   динамического продвижения  ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия. Коррекционный этап: Основные задачи: ­ формирование у родителей «воспитательной» компетентности  через расширение круга социальных представлений и знаний; ­         привлечение   родителей   к   конкретным   коррекционным   мероприятиям     с   их ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса. Формы индивидуального воздействия:  совместное обсуждение с родителями  задач и динамики работы;  анализ   причин   незначительного   продвижения   в   развитии   отдельных   сторон психолого­педагогической деятельности и выработка совместных рекомендаций по преодолению  негативных тенденций в развитии ребенка;  индивидуальные   практикумы     по   обучению   родителей     совместным   формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность. Групповые формы консультирования  учет   степени   готовности   к   сотрудничеству   при   определении   сроков   начала Принципы организации: работы в родительской группе;   учет уровня  родительской мотивации  при выборе вариативных форм групповой работы;  возможность   работы     с   родителями     группами,   разноуровневыми   в   плане родительской мотивации.  активное   привлечение   родителей   к   реализации   целей   коррекции   через формирование  у них адекватной оценки психопедагогического развития своего ребенка; Основные задачи:  изменение   родительской   позиции   и   отклонения   к   ребенку   и   вооружение родителей соответствующими способами коммуникации;  обучение   родителей    элементарным   приемам    дефектологической   практики   с целью   повышения   их   компетентности   при   оказании   действенной   помощи   их детям. Формы работы;  тематические консультации;  семинары­практикумы;  групповые собрания родителей с просмотром  фрагментов занятий с детьми;  наглядная стендовая информация;  сетевое просвещение через интернет ­ сообщения  (специально созданные сайты ДОУ, специалистов). Консультативная работа с педагогами        Цель   консультативной   работы  –   совершенствование   коммуникативных способностей,   образовательных   возможностей   педагогов   в   работе   с   семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  Основные задачи: ­     умение обеспечить обратную связь, т.е. четкий обмен информацией с учетом реакции собеседника   Принципы представления педагогами информации так, чтобы:  родители могли понять информацию;  родители были в состоянии принять информацию;  родители могли что­то сделать на базе информации. ­  умение конструктивно изложить родителям информацию о ребенке.  Принципы:  представлять информацию о ребенке, основанную на наблюдениях воспитателя, как мнение, а не как непреложный факт («Я думаю…, «Мне кажется…», «Я обеспокоена», «Мне нравится… »);  представлять свои наблюдения как описания. Чем описательнее эпизод, которым педагог   поделился   с   родителями,   тем   лучше   они   смогут   понять,   в   каких ситуациях ребенок ведет себя определенным образом;  обосновывать свое мнение о работе;  придерживаться своих наблюдений.    ­  совершенствовать  навык  общения  с родителями при выходе из конфликтных    ситуаций. Формы организации консультативной работы с педагогами:    ­ лекционно­просветительская;    ­ дискуссионная проблемная;    ­ специально   организованные  деловые  игры,  а  также  другие  интерактивные    методы. Лекционно­просветительская работа: Цель ­  повышение дефектологической компетентности педагогов, углубление знаний об особенностях проявления различных   нарушений развития, способах коррекции и возможностях предупреждения вторичных отклонений. Дискуссионная проблемная форма, проведение консультаций, семинарских занятий: Цель  –   достижение   контакта   между   обучаемыми     и   обучающими,   обеспечение активного усвоения, осмысление, критического восприятия. Методы активизации: ­ дискуссионные вопросы; ­ сопоставление различных позиций, точек зрения, актуальных педагогических понятий. Специально организованные деловые игры: Цель:  –выработать   стратегию   поведения   педагога   в   конкретных   проблемных   ситуациях, способствовать   развитию   педагогического   такта   во   взаимодействии   с   родителями, умение дозировать свое воздействие; ­   моделирование   педагогами   адекватных   способов   поведения     в   процессе   решения проблемных задач и анализа конфликтных ситуаций. ПЛАН КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ № Название модуля, темы Целевая аудитория Сроки проведения Ответ­ ственные 1.Методические рекомендации 1.1. Обеспечение   психологической безопасности   ребенка   в   период адаптации 1.2. Комфортность ребенка в детском саду   и   в   семье:   психологический аспект 1.3. Проведение коммуникативных игр в период адаптации педагоги сентябрь педагоги родители сентябрь педагоги сентябрь 2.Консультации 2.1. Ребенок в детском саду 2.2. 2.3. «Почему ребенок может отставать в развитии» «Проблемы   развития   речи   и некоторые   рекомендации   в помощь родителям» родители сентябрь родители сентябрь родители сентябрь 3.Методические рекомендации 3.1. Характерологические особенности детей с ОВЗ 3.2. Построение   педагогического   про­   с   учетом   развития   и   состояния цесса   способностей   педагоги педагоги октябрь октябрь педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ дефектолог педагог­ психолог здоровья детей 3.3. Использование метода наглядного моделирования в коррекции недо­ развития речи 3.4. Диагностика   интеллектуального развития ребенка 3.5. Изучение   возможностей   детей   с родителями с помощью проектив­ ных методик 3.6. Формирование   детского лексикона начального педагоги октябрь родители октябрь родители октябрь родители октябрь 4.Консультации 4.1. «Познай свое родительское «Я» 4.2. Внедрение   инновационных   техно­ логий развития детей 4.3. Рекомендации   по   проблеме формирования   познавательного интереса   у   детей   в   учебно­ воспитательном процессе. 4.4. Формирование   эмоционального контакта со взрослым 4.5. Ознакомление с окружающим  ми­ 4.6. ром и развитие речи Значение   развития   мелкой   мото­ рики рук для развития речи детей  4.7. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми  родители октябрь педагоги октябрь педагоги октябрь родители октябрь педагоги октябрь родители октябрь родители октябрь еженедельно 5.Методические рекомендации 5.1. Составление   психолого­педагоги­ ческих заключений «Познай свое родительское «Я» 5.2. 5.3. Особенности   внимания   детей   с ОВЗ 5.4. Формирование   внимания у ребенка устойчивого 5.5. Организация   речевых   игр   в 5.6. учебно­воспитательном процессе Значение   артикуляционной   гим­ настики   по   формированию   пра­ вильного звукопроизнощения педагоги ноябрь родители ноябрь педагоги ноябрь родители ноябрь педагоги ноябрь родители ноябрь 6.Консультации учитель­ логопед учитель­ дефектолог педагог­ психолог учитель­ логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед 6.1. Поведение дошкольника 6.2. Эмоциональное развитие ребенка 6.3. Особенности   восприятия   ребенка с ОВЗ 6.4. Развитие   подражания   и   усвоения действий   по   образцу   в   процессе игры 6.5. Создание   мотивационно­ потребностного   уровня   речевого развития ребенка 6.6. Речевые   проблемы   и   нарушение мотивации к учению 6.7. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми педагоги ноябрь родители ноябрь педагоги ноябрь родители ноябрь педагоги ноябрь родители ноябрь родители ноябрь 7.Методические рекомендации 7.1. Активизация   коммуникативной на деятельности репродуктивном уровне детей     родители декабрь 7.2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта 7.3. Рекомендации   по   использованию дидактических   игр   в   работе   с детьми с ОВЗ 7.4. Развитие соотносящих действий,  зрительно ­ двигательной  координации рук ребенка 7.5. Невербальные и вербальные сред­ 7.6. ства общения ребенка «Пальцы   помогают   говорить» (пальчиковая гимнастика) педагоги родители педагоги родители педагоги 8.Консультации декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь 8.1. Диалогизация   процесса   обучения, ведение   равноправного   диалога педагога с ребенком 8.2. Развитие   любознательного, оптимального   любознательного тонуса 8.3. Совершенствование анализаторов детей   сохранных 8.4. Развитие   зрительного   восприятия на основе выделения формы педагоги декабрь родители декабрь педагоги декабрь родители декабрь педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог 8.5. Правила   проведения   работы   по нормализации дыхания 8.6. Игровые упражнения для развития речевого дыхания 8.7. Индивидуальные   практикумы   по обучению родителей   совместным формам  деятельности с детьми педагоги декабрь родители декабрь педагоги декабрь еженедельно 9.Методические рекомендации 9.1. Равноправное общение педагога с ребенком педагоги январь 9.2. Психофизические,   речевые   осо­ бенности     ребенка     и   его   воз­ можности педагоги родители январь 9.3. Основные     этапы   развития   дет­ ской речи в норме и при дизонто­ генезе педагоги январь 10.Консультации родители декабрь педагоги декабрь дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед педагог­ психолог учитель­ учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ 10.1. Помощь     в   преодолении   негатив­ ных  переживаний   10.2. Методические   рекомендации   по проведению     физкультурных   ми­ нуток в работе с детьми 10.3. Модель   коррекционно­речевой работы воспитателя 10.4. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми педагоги декабрь родители декабрь 11. Методическая работа 11.1. Поддержание   оптимальной   атмо­ сферы в группе посредством при­ менения   психотерапевтических приемов   (разрядки,   релаксации, сюрпризов, ритуалов)  11.2. «На   что   похоже   настроение» (мимические игры) 11.3. Коррекционная   работа   над усвоением   знаний   при   помощи произвольного, сознательного запоминания   педагоги февраль родители февраль педагоги февраль 11.4. Практическое   выделение   величи­ ны в играх и упражнениях родители 11.5. Правильная   речь   взрослых, педагоги февраль февраль методические  требования к ней 11.6. «Грамматика общения» 11.7. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми родители февраль родители февраль 12.Методические рекомендации 12.1. Создание   ситуаций   успешности детей, подкрепление   достижений детей, успехов в деятельности 12.2. Выявление   и   снятие   страхов, уменьшение тревожности 12.3. Нарушение   поведения   детей   с отклонениями   в   развитии   и возможности их коррекции 12.4. Восприятие   пространства   и ориентация в нем 12.5. Нормализация   мышечного   тонуса и   моторики   артикуляционного аппарата 12.6. Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста 12.7. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми педагоги родители педагоги родители педагоги родители родители 13.Методические рекомендации март март март март март март март 13.1. Учет   индивидуальных   темпов развития ребенка 13.2. Формирование   адекватной   само­ оценки у детей 13.3. Выработка   зрительных   и   слу­ ховых дифференцировок 13.4. Формирование   графических   на­ выков у детей с целью подготовки руки к письму 13.5. Обучение   детей   связной   речи   с использованием графических схем   на   руках 13.6. Пальчиковый   театр   детей и родителей 14.Консультации 14.1. Половозрастная   идентификация как фактор психического развития ребенка 14.2. Тренировка психомоторных функ­ педагоги родители педагоги родители педагоги апрель апрель апрель родители апрель педагоги родители апрель апрель апрель апрель логопед учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед педагог­ психолог педагог­ ций через персонажей сказки, ри­ сования, танцев 14.3. Обучение   детей   сравнению   пред­ метов   и   сравнительному   описа­ нию как путь развития мышления 14.4. Игры   и   упражнения,   направлен­ ные на развитие мышления 14.5. Дидактические   игры   в   коррекции устной речи ребенка 14.6. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов 14.7. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми педагоги апрель родители педагоги родители апрель апрель апрель родители апрель 15.Методические рекомендации 15.1. Система   психологического   и педагогического мониторинга 15.2. Готов ли ваш ребенок к школе? 15.3. Стимуляция кинестетических  ощущений и развитие на их основе  осязания 15.4. Приемы   решения   простейших мыслительных задач 15.5. Дифференциация   предлогов   с пространственным  значением 15.6. Использование   специальных   при­ емов при обучении детей чтению педагоги родители педагоги родители педагоги родители 16.Консультации 16.1. Рекомендации   к   организации   и содержанию   психолого­педаго­ гической помощи 16.2. Приемы игровой психокоррекции 16.3. Использование   проблемных   ситу­ аций для развития критичности и самостоятельности  16.4. Приемы   и   упражнения   на   разви­ тие вербально ­ логических форм мышления 16.5. Изучение   уровня   сформирован­ ности языковых срезов 16.6. Логопедические   игры   в   песочной стране педагоги родители педагоги родители педагоги родители май май май май май май май май май май май май психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед психолог, дефектолог логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед педагог­ психолог педагог­ психолог учитель­ дефектолог учитель­ дефектолог учитель­ логопед учитель­ логопед 16.7. Индивидуальные   практикумы     по обучению   родителей   совместным формам деятельности с детьми родители май психолог, дефектолог логопед

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендация.Консультативная работа  в системе психолого-педагогической помощи дошкольникам  с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018