Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово
Оценка 4.9

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.04.2017
Рекреационные потребности в структуре потребностей личности  на примере студентов г. Шарыпово
Презентация к работе
Иваницкая рекреация.doc
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ) А.Е. Иваницкая МБОУ СОШ № 1 Согласно   определению,   которое   дается   словарями   В. Даля   и С.И. Ожегова,   потребность   –   это   надобность,   нужда   в   чем­либо,   требующая удовлетворения.   Существуют   разные   потребности   в   разных   сферах   жизни человека.   Совокупность   индивидуальных   потребностей   формирует   структуру потребностей личности, изучению которой посвящены многочисленные работы отечественных   и   зарубежных   ученых.   Например,   американский   психолог A. Maslow в 50­е г.г. ХХ в. представил в виде пирамиды иерархию потребностей личности (рис. 1) и в настоящее время эта классификация является основной. К. Альдерфер в 1972 г. выделил три группы потребностей существования, связи и роста, которые соотносятся с пирамидой А. Maslow. D. C. McClelland в 1965 г. выделил также три группы – потребности достижения, соучастия и власти, но эти потребности не имеют иерархичной структуры и зависят от индивидуальной психологии человека. Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной   литературе   по   психологии   и   социологии.   В   частности, В.И. Тарасенко   рассмотрел   две   группы   потребностей:   существования   и развития; В.Г. Подмарков – три группы: обеспечения, призвания и престижа. Рисунок 1. Пирамида потребностей по А. Maslow Структура потребностей личности для каждого человека индивидуальна, может   различаться   не   только   состав,   но   и   значимость   (статус)   каждой потребности в структуре. Существуют, например, архитипичные потребности, составляющие   базовые   психические   потребности   мужчин   и   женщин,   –   они одинаковы для всех мужчин или для всех женщин, независимо от места и эпохи проживания.   У   мужчин   к   таким   потребностям   относится   потребность состояться,  у   женщин  –   быть   привлекательной.  На   особенности   в   структуре потребностей   влияет   не   только   половая   принадлежность,   но   и   возраст.   С возрастом количество потребностей не уменьшается, они просто меняют свою значимость.   Становится   меньше   «хаоса»   в   желаниях.   Если   соотнести   эти изменения   с   иерархией   потребностей  А. Maslow  –   происходит   ослабление биологических мотивов и увеличение интенсивности мотивов «самореализации». Среди   многочисленных   и   разнообразных   потребностей   стоить   выделить рекреационные.   Рекреация   –   восстановление   физических,   психических   и духовных сил человека. Она способствует некому балансу, придавая человеку силы   на   пути   к   успеху.   Рекреация   является   процессом   восстановления психофизического   баланса   индивида,   что   предполагает:   восстановление гармонии   внутренних   процессов   жизнедеятельности   человека;   обеспечение гармонии человека с внешней средой. Отсюда строится иерархия рекреационных потребностей: – физиологические   (потребности   в   лечении   и   оздоровлении,   лечебном питании, сне, физических упражнениях и т.д.); – сексуальные потребности; – экзистенциональные   (потребности   в   физической,   экономической, социальной безопасности отдыха и лечения); – социальные   (в   общении,   социальном   комфорте,   принадлежности   к определенным кругам и т.д.); – самореализация и самоуважение (экстремальный туризм); – духовные (религиозный и культурный туризм). Иерархичность   рекреационных   потребностей   и   их   дифференциация   по различным группам населения означает, что существуют различные стереотипы рекреационного поведения людей. Поэтому изучение индивидуальной структуры потребностей личности, а также выявление типовых особенностей потребностей в рекреации группы людей (в т.ч. студенческой молодежи) позволит реализовать индивидуально­типологический подход в выборе рекреационных мероприятий. Цель   работы:  выявить   особенности   потребностей   студенческой молодежи города Шарыпово. Было проведено социологическое исследование, состоящее из двух частей: – исследование специфики мотивационно­потребностной сферы личности (проективная   методика   Н.В. Зоткина   (2007),   основанная   на   методе мотивационной индукции Ж. Нюттена и методике «20 ответов на вопрос “Кто Я?”»); – анкетирование   с   использованием   он­лайн   технологий   по   выявлению предпочтений того или иного вида отдыха. В исследовании приняли участие 103 студента города Шарыпово в возрасте от 18 до 22 лет (табл. 1). Таблица 1 Количество респондентов, принявших участие в социологическом исследовании, кол­во чел. Вид исследования Исследование специфики мотивационно­ потребностной сферы личности Анкетирование с использованием он­лайн  технологий по выявлению предпочтений того  или иного вида отдыха Всего муж. жен. всего % всего 46 57 23 28 50 49 23 29 % 50 51 Анализ   результатов   исследования   мотивационно­потребностной   сферы личности   позволили   выявить   особенности   личностной   структуры.   Для   более полного   восприятия   результатов   обработки   ответов   респондентов   мы использовали метод визуализации. В зависимости от преобладания той или иной потребности возможны два варианта построения структуры – простой линейный (все потребности равнозначны) и иерархичный (одни потребности более значимы по сравнению с другими), причем в иерархичной структуре возможно от 2 до 12 ступеней. В случае появления максимального числа ступеней (12) иерархичная структура   превращается   в   линейную,   но   имеющую   вертикальную направленность.  Таким  образом,  были   представлены   структуры  потребностей личности всех респондентов, участвовавших в социологическом исследовании. Каждая   структура   уникальна,   но   существуют   и   общие   черты.   У   всех респондентов   выявлен   иерархичный   тип   структуры,   во   главе   которой   стоят различные потребности. Обращает на себя внимание разделение по половому признаку (рис. 1А и 1Б). Рисунок 1. Типовые структуры потребностей личности в наблюдаемой выборке: А – женщины, Б – мужчины Как   видно   из   рисунка   1,   женщины   выделяют   потребности   достижения,   а мужчины   –   приобретения   и   обладания.   Потребность   в   достижении   высокого результата, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для понимания рабочего поведения человека. Люди с высокой потребностью в достижении   предпочитают   принимать   на   себя   ответственность   при   решении проблем, стремятся устанавливать для себя довольно сложные цели и идут на рассчитанный   риск,   чтобы   достичь   этих   целей.   В   среднем   по   выборке   доля потребности в достижении   в  структуре личностных  потребностей составляет 26,2%,   а   потребности   в   приобретении   и   обладании   –   24,8%   .   Не   меньшую значимость   респонденты   придавали   саморазвитию,   радикализму,   жизненному благу. Как   видно   из   рисунка   1,   женщины   выделяют   потребности   достижения,   а мужчины – приобретения и обладания. В среднем по выборке доля потребности в   достижении   в   структуре   личностных   потребностей   составляет   26,2%,   а потребности в приобретении и обладании – 24,8% .  Не меньшую значимость респонденты придавали саморазвитию, радикализму, жизненному благу. Как уже было   отмечено   выше,   структура   потребностей   личности   уникальна,   поэтому сложно   ограничится   одним   типовым   вариантом   структуры.   Например,   из   46 респондентов 24 человека (52%) отметили потребность в отдыхе. Два человека поставили   эту   потребность   во   главу   структуры   (33%   и  36%).  В   среднем   по выборке   доля   потребности   в   отдыхе   в   структуре   личностных   потребностей составляет 16,8% Заключение.  В ходе исследования рекреационных потребностей в структуре потребностей личности было выявлено, что существует явное отличие между потребностями   мужчины   и   женщины.   На   первое   место   женщины   ставят потребность в достижении. Это может служить следствием того, что женщина стремится к равноправию с мужчинами. А вот мужчины, и так по своей природе лидеры,   уделяют   больше   внимания   приобретению   и   обладанию.     Хочется отметить, что в силу мужеподобных амбиций женщин, потребность в отдыхе, что немало важно в наше время, у них ниже, чем у мужчин. Но у обоих эта потребность   занимает   далеко   не   последнее   место   в   структуре   других потребностей.   Итак,   данное   исследование   позволило   определить   значимость рекреационных   потребностей   в   ряде   других.   И   дало   представление   о возможностях   и   целесообразности   привлечения   личности   к   отдыху.   В перспективе   можно   провести     локальные   исследования,   направленные   на изучение рекреационных потребностей какого­либо города, с целью выявления доминирующего   вида   отдыха.   Что   в   дальнейшем   позволит   поднять   уровень качества отдыха и откроет перспективы для развития бизнеса. Список литературы 1. Потребность   человека   как   стержень   мотивации   [электронный   ресурс]:­ режим доступа: zoloto:­ Roman./motivatsiya/potrebnosti­cheloveka­ kak .com 2. Психолог.   Энциклопедия   практической   психологии   [электронный ресурс]:­ Режим доступа: www.psychologos.ru 3. Потребность   современного   человека  ­  Здравомыслов   А.Г.  Потребность. Интересы . Ценности.(М 1986г.) 4. Мотивация, действие и перспективы будущего – Нюттен Ж. (М 2004г.) 5. Человек   и   его   потребности   (сервисология)   –   Балакина   Ю.Ю   (Феникс 2010г.)

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности  на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности  на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности  на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности  на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности на примере студентов г. Шарыпово

Рекреационные потребности в структуре потребностей личности  на примере студентов г. Шарыпово
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.