Урок краеведения для 6-го класса.
Учитель географии МАОУ СОШ №90 Кутлузаманова Ф.Г г.Златоуст.
Тема: Рельеф Челябинской области.
Тип урока: интегрированный с географией.
Цели урока:
Образовательные:
· познакомить учащихся с особенностями поверхностного строения Челябинской области и его причинами
· уметь определять и показывать 3 ступени рельефа;
· уметь давать характеристику этим рельефам;
· познакомить с основными хребтами горной части рельефа Челябинской области, уметь объяснять происхождение географических названий некоторых горных хребтов
Развивающие:
Воспитательные:
АРМ, презентации:1. Вот она Родина как на ладони.
2.Основные горные хребты Челябинской области.
ХОД УРОКА
Видеоролик: «Родина как на ладони», - была создана песне Олега Митяева,
Поэта и исполнителя бардовской песни, который живет в Москве, но очень любит свою Малую Родину.
Задание: Внимательно послушайте и присмотритесь к этому видеоролику и ответьте на вопросы.
1.Какие формы рельефа изображены? 2.Опишите их по высоте, и по возрасту?
(после просмотра и ответа ребят).
А теперь мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие на воздушном шаре
Для этого нам с вами необходимо иметь карту Челябинской области, тетрадь, учебник, контурную карту. Но и, наверное, светлую умную голову. Давайте, с вами определим маршрут нашего путешествия.
Найдите на карте стр.8 самый восточный город-Копейск, и самый западный город-Аша. Наше воздушное плавание пройдет под небесами не только этих городов, но и Челябинска, Миасса, как нам с вами не залететь к себе домой. И непомахать родной школе. Из Златоуста мы с вами отправимся в город Сатка, а оттуда к конечному пункту назначения город Аша. И каждый из нас ведет дневник путешествия, и основные главные мысли записываем
(Учитель на карте, которая висит на доске, отмечает стрелками путь путешествия, а ребята простым карандашом на карте Рельеф Челябинской области.)
Копейск
Мы с вами прибыли в пункт отправления, но шар не поднимается в небо. Администрация аэроклуба хочет проверить, ваши знания/ учитель надевает на себя пилотку /
1.На какой местности стоит ваш шар?2. Какая форма рельефа? 3.Каким образом вы определили, что это равнина? / На плоской, равнина, на карте есть шкала цветовая и высот и глубин/. 4.Откуда это вы знаете?/ с урока географии./ 5.Определите цвет и высоту местности?/Зеленый, до 200 метров. Учитель правильно. Я хочу еще вам добавить что мы с вами стоим на первой ступени рельефа Челябинской области до 200 метров Давайте-ка мы с вами прочитаем ее характеристику в учебнике на стр 50. определяем самое низкую точку в области.
запишем в дневнике:1 ступень Западносибирская равнина 200м, занятая площадь в области 18%
Но, для того чтобы поднять на небе шар нам надо топливо, я вам дам уголь, если вы скажите откуда появились месторождения./У учителя в руках бурый уголь Ребята рассказывают происхождении Западносибирской равнины.
Администрация аэроклуба дает добро. И мы с вами
летим. ( Учитель выпускает, голубой шар в
небе берет в руки красный шар), но. В какую
сторону нам с вами лететь? (на запад)
Челябинск
Какой у нас с вами пункт назначения? ( Челябинск). Ну, вот мы и прилетели, но воздушные Службы города нам не дают дальше лететь. Они не знают кто мы такие. Просят нас рассказать ,что мы с вами видели. Пролетая над Челябинском-с востока на запад.
Для того чтобы ответить на этот вопрос нам надо провести анализ карты на стр8. и ответить на ? / Челябинск расположен на территории Зауральской всхолмленной равнины, на высоте от200-400м./ Но воздушные службы нам с вами не дают дальше лететь. Они требуют доказательство, что это всхолмленная равнина./Историческое прошлое Зауральской равнины/ и Открываем учебник на стр 51 1абзац. И передаем и мы запишем в дневнике: 2 ступень Зауральская всхолмленная равнина от200-400м,занятая площадь 65%
Миасс
НУ, вот нам дали зеленый свет ( Учитель выпускает, красный шар в небе берет в руки белый шар), Летим у нас с вами есть еще время полета на небе. И для того чтобы быстрее оказаться над своим городом , давайте проведем анализ карты и посмотрим где же расположен город Миасс./На границе двух форм рельефа: Всхолмленной равнины и горной части./ На севере города Миасса расположен уникальный минералогический заповедник Ильменский.
Мы летим с вами над городом Миасс. Наше путешествие никто не задержал. ( Учитель выпускает шар и берет другой белый) Поэтому скоро мы будем дома. Давайте вспомним, что такое горы? Какие горы называются низкие? Средние? Высокие? Дайте характеристику Уральским горам? Каков рельеф наших гор? Провести анализ карты , прочитать характеристику Общего строения гор стр.52
Златоуст
Ну, вот мы и дома. Под корзиной нашего воздушного шара изумительная красота скалы и ущелье.
Далеко на горизонте синеют наши родимые горы Таганай. Труднодоступные горы Юрма. Мы с вами живем в этом крае и должны знать. На какой ступени расположены наши с вами горы .
/Что это 3 ступень Уральские горы от400м 1406м, занимаемая площадь 17%./Запишем в дневнике. Нам с вами передали презентацию и просят просмотреть и ответить на вопросы, прежде чем отправиться дальше.
Какие основные хребты расположены на территории Златоуста. Назовите варианты топонимической расшифровки имен некоторых хребтов нашего края ?
Слайд от1-7
Наше путешествие продолжается (Учитель выпускает шар и берет другой белый). Наш шар находится в Саткинском районе. Здесь. Находится один из самых высоких и величественных хребтов Челябинской Области. Его называют, Крышей области-Выше здесь нет. Нургуш(1406м).Нургуш-центральный хребет национального парка» Зюраткуль». Его название означает «светлая, великолепная птица».
Слайд от8-9
Когда я была студенткой нашего естественно-географического факультета одно из полевых практик по геоморфологии на 3 курсе проходила здесь, и мы восходили на гору Нургуш.
Слайд 10,11
Аша
Всякого путешествия есть конечный пункт назначения. Мы с вами отправляемся в Ашу. (Учитель выпускает белый шар и берет синий).
Мы с вами летим и видим, что ? (анализ карты стр 8) на западной окраине территории Челябинской области горы Южного Урала кончаются, как только перелетели АШУ, окруженную с 3 сторон хребтами. (Казарменный Гребень-памятник природы) И начинается Русская равнина-Это уже территория Башкортостана.
Слайд 12. 13. 14
Наше воздушное путешествие заканчивается, но мы с вами не можем вернуться домой. Летали, летали над горами Южного Урала, а сами не знаем, чем же сложена высокие вершины гор. Давайте найдем в учебнике на стр.57. Как объяснить, почему именно высокие горы сложены именно кварцитами?
Вот и все. Наше воздушное путешествие закончилось.
III. Закрепление учебного материала.
А теперь попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Для этого прошу составить три наиболее существенных вопроса по нашему путешествию, подготовив на него свой ответ.
Несколько вопросов озвучивается на весь класс, желающие - отвечают. Всем предлагается обменяться своими вопросами с соседом по парте и найти в новом материале ответы на них.
Учитель: А вот и мои вопросы:
Какие формы рельефа выделяются на территории Челябинской области? Разместите на пьедестале основные формы рельефа?
Как выглядела территория современного Южного Урала в далёком геологическом прошлом?
Какие процессы участвовали в формировании Уральских гор?
Почему Уральские горы невысокие?
Какими горными породами сложена территория Челябинской области?
IV. Домашнее задание: П.9,10. На к/к нанести основные формы рельефа. Знать топонимику гор.
2. Ребята, многие из вас во время каникул путешествуют по нашей области, ездят в гости к родственникам или знакомым при этом часто фотографируете памятные места. Ваши снимки, произведённые на местности, могут отражать различные компоненты природы, в том числе и рельеф. Прошу вас подобрать фотографии различных пейзажей нашей области. Внимательно рассмотрев, определить форму рельефа изображённого места –
а)
горы Южного Урала;
б) Зауральская холмистая равнина;
в) Западно-Сибирская низменность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.