Тип урока: Основные элементы структуры урока
Комбинированный урок с использованием элементов технологии РКМЧП 1. Организационная часть
2. Проверка изученного материала и выполнения домашнего задания в ходе групповой работы и индивидуального вопроса
3. Работа с новым материалом по теме урока
4. Закрепление знаний
5. Инструктаж по домашнему заданию
Цели:
Учебные:
• Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», «Ранние цивилизации Древней Индии»
• Продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории
• Развитие рефлексии по выявлению полученных знаний на различных этапах урока
Развивающие:
• Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций
Воспитывающие цели:
• Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)
• Развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища
Религиозные верования Древней Индии. 5й класс
Тип урока: Основные элементы структуры урока
Комбинированный урок с использованием
элементов технологии РКМЧП
1. Организационная часть
2. Проверка изученного материала и выполнения
домашнего задания в ходе групповой работы и
индивидуального вопроса
3. Работа с новым материалом по теме урока
4. Закрепление знаний
5. Инструктаж по домашнему заданию
Цели:
Учебные:
Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии»,
«Ранние цивилизации Древней Индии»
Продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории
Развитие рефлексии по выявлению полученных знаний на различных этапах урока
Развивающие:
Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных
цивилизаций
Воспитывающие цели:
Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)
Развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища.
Методическое оснащение урока: Учебник «История Древнего мира» (авт. В.И.Уколова, Л.П. Маринович);
мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (приложения 1, 2, 3, 4, 5)
Основные понятия: варна, каста, реинкарнация, карма, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые, индуизм,
дважды рожденные.
Формы контроля: устные ответы (фронтальный опрос, индивидуальные ответы), работа в группах, индивидуальная
работа с информационным текстом
Методические приемы: словесный, наглядный, практический
Работа с историческими источниками: Древнеиндийские законы Ману использованы материалы с сайта
http://www.zakroma.narod.ru/
План урока
Этап урока
Цель урока на
данном этапе
Содержание
этапа
Формы работы Приблизительн
ое время
1.организационный
Стадия вызова
мотивация к работе
на уроке
индивидуальная
3–4 минуты
– Вступительное
слово учителя
– Распределение
по группам, –
получение карты
группы15 минут
Групповая
работа
Индивидуальная
работа с
использованием
схемы (кластера)
и плана ответа
1. Выполнение
заданий по
вопросам,
предложенным
учителем (слайды
презентации)
2. Пересказ глав
параграфа, по
теме:
– индуизм –
религия древних
индийцев
– варны и касты
древней Индии
индивидуальная
3 мин.
Выполнение
упражнений из
индийского
классического
танца качипуди
2.Проверка
изученного
материала и
выполнения
домашнего задания
Стадия вызова
Смысловая стадия
Рефлексия
3.Физкультминутка
УЦ 1: обеспечение
активной опоры на
ранее усвоенные
знания по теме:
Религиозные
верования Древней
Индии», «Ранние
цивилизации
Древней Индии»
УЦ № 2:
продолжение
формирования
культуры
разговорной и
письменной речи на
уроках истории
РЦ № 1:
Формирование
представления о
многообразии
культур,
религиозных
верований и
традиций
различных
цивилизаций
ВЦ №
2: Формирование
уважительного
отношения к
религиозным
традициям разных
народов (в
частности древней
Индии)
РЦ № 2:
Формирование
представления о
многообразии
культур,
религиозных
верований и
традиций
различных
цивилизаций
ВЦ №
2: Формирование
уважительного
отношения кИндивидуальная
Фронтальный
опрос класса
15 минут
1. Работа с
текстами
Древнеиндийских
законов Ману
2. Ответы на
поставленные
учителем вопросы
к тексту
4. Работа с новым
материалом в
изучаемой теме
Стадия осмысления
Рефлексия
культурным и
религиозным
традициям разных
народов (в
частности древней
Индии)
УЦ № 1:
обеспечение
активной опоры на
ранее усвоенные
знания по теме:
Религиозные
верования Древней
Индии», Варны и
касты Древней
Индии
ОУЦ № 2:
продолжение
формирования
культуры
разговорной речи
на уроках истории
ОРЦ № 2:
Формирование
представления о
многообразии
культур,
религиозных
верований и
традиций
различных
цивилизаций
ОВЦ №
2: Формирование
уважительного
отношения к
религиозным
традициям разных
народов (в
частности древней
Индии)
4. закрепление
знаний
Стадия осмысления
Рефлексия
УЦ № 3: Усиление
работы по развитию
рефлексии в
освоении
полученных знаний
Работа с текстом
о особенностях
варновокастовой
системы Индии
Комментарии к
тексту
Индивидуальный
5 мин.Инструктаж по д/з
Рефлексия
УЦ № 3: Усиление
работы по развитию
рефлексии по
выявлению
полученных знаний
1. Домашнее
задание:
Параграф 23
Рабочая карточка
Древняя Индия
Дополнительное
задание
2. Комментарии к
ответам учеников
3. Выставление
оценок
Ход урока
Индивидуальная
2 мин.
2 мин.
Стадия вызова
1. Вступительное слово учителя
Сегодня наш урок посвящен обычаям и традициям жителей древней, а во многом и современной, Индии сложившихся под
влиянием национальной религии древней Индии – индуизма.
Сегодня на уроке:
a. Мы заслушаем материал глав параграфа (п. 22, 23) (ученики отвечают по собственному желанию или вызываются
учителем) после небольшой подготовки.
b. В группах вы будете участвовать в викторине
c. Самостоятельно будете работать с древнеиндийскими текстами «законов Ману» и побудете экспертами по
изучению кастовой системы Индии
d. Ответите на вопросы, проведете самооценку работы на уроке, и подведем итоги
2. Два ученика получают индивидуальные задания – устный пересказ глав параграфов по отдельному плану
3. Остальные ученики делятся на группы по 4 человека (при необходимости 5) и получают карту команды
Стадия осмысления
Проводится игравикторина по вопросам и заданиям (Вопрос 1. (слайд 2) Древние персы всех жителей полуострова
Индостан называли «хинду», т.е. проживающий за рекой Синдху (Инд) или индус. Известно, что индусами в Индии могут
себя называть только 83 % населения. Но и они и остальные жители называют себя индийцами.
Вопрос: В чем же разница между индийцами и индусами?
Ответ: (слайд 3) Индийцы – это все жители Индии, а индусы – это те, кто исповедует индуизм. 17 % населения
исповедует ислам, христианство, сикхизм (смесь ислама и индуизма) и т.д.
Вопрос 2: (слайд 4) Всех богов и богинь индуистской религии часто изображали многорукими ( от 4х до 100 рук ). Как и
всё в индуизме – это символ. Что же символизирует наличие множества рук?
Ответ: (слайд 5) «Многорукость» – символ невероятной силы и способности выполнять несколько дел одновременно, а
также символ равновесия Вселенной (пара – это мужчина – женщина, деньночь, луна – солнце и т.п.)
Вопрос 3: (слайд 6) В Индии нередко можно увидеть людей, которые неспешно идут и специальной метёлочкой, которую
всегда носят с собой, подметают перед собой дорогу, внимательно разглядывая, что там у них под ногами. Чего же так
бояться эти люди и как это связано с религиозными верованиями индусов?
Ответ: (слайд 7, 8) Это связано с верой в переселение душ и представлениями о реинкарнации.
(Слайды 9–14) Пересказ главы параграфа 22 по плану (Глава Индуизм – религия древних индийцев
Вопрос 4. (слайды 15, 16) У каждой страны есть свой символ, и это не обязательно государственный символ страны –
герб. У Франции – Эйфелева башня. У России – храм Василия Блаженного. У англичан БигБен и т.п. Как вы думаете, что
могут считать символом своей страны жители Индии? Вариантов ответов может быть несколько.Ответ: (слайд 17) Варианты могут быть разнообразны – река Ганг, Ганеша, Колонна Ашоки, священная корова, слон и т.п.
– А так же символом Индии считается «Танцующий Шива» (слайд 18)
По представлениям индусов именно в танце Шива разрушает одни и создаёт другие миры. Танцевальная культура Индии
сложилась еще в древности. Индийский классический танец называют кучипуди (слайд 19)
Кучипуди содержит 24 движения головой, 27 жестов рук, 5 типов прыжков, 10 типов шагов, 8 поворотов, 26 движений
глаз, 6 движений бровей, 4 движения шеи, 100 движений пальцами, которые называют мудры.
(Слайд 20) Мудра – символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
Слайды 21–22 – физкультминутка. Выполнение мудр и простейших элементов танца кучипуди. Можно включить
современную (или классическую) индийскую музыку.
Продолжение викторины
Вопрос 5 (слайд 23–24) С какой целью и мужчины и женщины Индии, и по сей день, рисуют на своём лице тилаки и
бинди?
Подсказка – у мужчин тилаки могут быть разных цветов, а у женщин бинди, как правило, красного цвета. Девочки в Индии
раньше не носили бинди.
Ответ (слайд 25) бинди в индуизме — это знак правды, цветная точка, как правило красная, которую индианки рисуют в
центре лба, так называемый «третий глаз». Бинди носят только замужние женщины, вдовам и незамужним запрещено
носить бинди.
Тилак – это знак, нанесенный на тело с произнесением определенных молитв. Различаются цветом и формой. 1.
Символизируют приверженность культу того или иного бога (Вишне, Шиве, Кришне и т.п.) 2. Иногда по цвету тилака
определяют к какой варне или касте относится человек
6. (Слайд 26) Пересказ главы 23 параграфа с опорой на кластер (приложение 5)
III. Стадия рефлексии
7. Обсуждение и выставление оценок работы учеников в группах
IV. Стадия вызова
8. Учитель задает вопрос (слайд 27): Согласны ли вы с утверждениями?
1. Даже не умеющий читать и писать Брахман считался в Индии Великим божеством.
2. Особенно почётным для вайшьи считалось разведение скота.
3. Только кшатрии имели право носить меч и стрелы.
4. Ответственность за убийство шудры приравнивалась к убийству лягушки или крокодила.
V. Стадия осмысления
9. Чтение текста Варны Индии по законам Ману
Приложение 1. Варны Индии по законам Ману.
VI. Стадия рефлексии
После прочтения текста ученики возвращаются к обсуждению предложенных учителем утверждений и, опираясь на текст,
комментируют каждое из них
На слайдах 28 – 31 по внешним признакам определяют представителей варн Индии
VII. Стадия вызова
10. Слайд 32. Учитель сообщает дополнительный материал о низших кастах и неприкасаемых в современной Индии
11. Слайд 33 Учитель объясняет правила работы с текстом
Прочитайте текст и напротив каждого предложения сделайте отметку
+ – это информация для меня знакома (я об этом слышал, я об этом читал и т.п.)
¡ – эта информация для меня совершенно новая (не слышал, не читал, не знал)
o – эта информация для меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё чтонибудь.
ü – это информация для меня частично знакома, частично не знакомаVIII. Стадия осмысления
12. Слайд 34. Самостоятельная работа с текстом, заполнение маркировочной таблицы Приложение 2
IX. Стадия рефлексии
13. Ученики (выборочно) подводят итоги работы с текстами. Материал, который был помечен, как эта информация для
меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё чтонибудь, выносится как дополнительное
домашнее задание.
14. Слайд 35. В заключении работы хотелось бы подвести итог всему тому, что вы узнали на уроке и задать вопрос, –
внимание на экран : Чего мы никогда бы не увидел во время праздничного шествия в Древней Индии?
Ответ: Варнавая принадлежность у индусов определялась, в том числе и по цвету одежды. Поэтому вряд ли в древности,
на одном праздничном шествии, могли шагать рядом мужчины и женщины варн брахманов, кшатрий и вайш.
– Учитель выставляет оценки наиболее активным участникам урока
X. Стадия вызова
15. Слайд 36, 37. Перед тем, как вы запишите своё домашнее задание на следующей урок я хотела бы обратить ваше
внимание на экран.
– Как называют людей, столь необычного внешнего вида? – Буддистские монахи, люди которые исповедуют одну из
великих мировых религий – буддизм.
Именно об этой мировой религии мы и будем говорить на следующем уроке.
16. Слайд 38. Домашнее задание
Параграф 23.
Карточка Древняя Индия.
Дополнительный материал.