Религиозные верования Древней Индии. 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Основные элементы структуры урока Комбинированный урок с использованием элементов технологии РКМЧП 1. Организационная часть 2. Проверка изученного материала и выполнения домашнего задания в ходе групповой работы и индивидуального вопроса 3. Работа с новым материалом по теме урока 4. Закрепление знаний 5. Инструктаж по домашнему заданию Цели: Учебные: • Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», «Ранние цивилизации Древней Индии» • Продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории • Развитие рефлексии по выявлению полученных знаний на различных этапах урока Развивающие: • Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций Воспитывающие цели: • Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии) • Развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища
Иконка файла материала Религиозные верования Древней Индии. 5-й класс.doc
Религиозные верования Древней Индии. 5­й класс Тип урока: Основные элементы структуры урока Комбинированный урок с использованием  элементов технологии РКМЧП 1. Организационная часть 2. Проверка изученного материала и выполнения  домашнего задания в ходе групповой работы и  индивидуального вопроса 3. Работа с новым материалом по теме урока 4. Закрепление знаний 5. Инструктаж по домашнему заданию Цели: Учебные:  Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии»,  «Ранние цивилизации Древней Индии»  Продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории  Развитие рефлексии по выявлению полученных знаний на различных этапах урока Развивающие:  Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных  цивилизаций Воспитывающие цели:  Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)  Развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища. Методическое оснащение урока: Учебник «История Древнего мира» (авт. В.И.Уколова, Л.П. Маринович);  мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (приложения 1, 2, 3, 4, 5) Основные понятия: варна, каста, реинкарнация, карма, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые, индуизм,  дважды рожденные. Формы контроля: устные ответы (фронтальный опрос, индивидуальные ответы), работа в группах, индивидуальная  работа с информационным текстом Методические приемы: словесный, наглядный, практический Работа с историческими источниками: Древнеиндийские законы Ману использованы материалы с сайта  http://www.zakroma.narod.ru/ План урока Этап урока Цель урока на  данном этапе Содержание  этапа Формы работы Приблизительн ое время 1.организационный Стадия вызова мотивация к работе на уроке индивидуальная 3–4 минуты – Вступительное  слово учителя – Распределение  по группам, –  получение карты  группы15 минут Групповая  работа Индивидуальная  работа с  использованием  схемы (кластера) и плана ответа 1. Выполнение  заданий по  вопросам,  предложенным  учителем (слайды презентации) 2. Пересказ глав  параграфа, по  теме: – индуизм –  религия древних  индийцев – варны и касты  древней Индии индивидуальная 3 мин. Выполнение  упражнений из  индийского  классического  танца качипуди 2.Проверка  изученного  материала и  выполнения  домашнего задания Стадия вызова Смысловая стадия     Рефлексия 3.Физкультминутка УЦ 1: обеспечение  активной опоры на  ранее усвоенные  знания по теме:  Религиозные  верования Древней  Индии», «Ранние  цивилизации  Древней Индии» УЦ № 2:  продолжение  формирования  культуры  разговорной и  письменной речи на уроках истории РЦ № 1:  Формирование  представления о  многообразии  культур,  религиозных  верований и  традиций  различных  цивилизаций ВЦ №  2: Формирование  уважительного  отношения к  религиозным  традициям разных  народов (в  частности древней  Индии) РЦ № 2:  Формирование  представления о  многообразии  культур,  религиозных  верований и  традиций  различных  цивилизаций ВЦ №  2: Формирование  уважительного  отношения кИндивидуальная Фронтальный  опрос класса 15 минут 1. Работа с  текстами  Древнеиндийских законов Ману 2. Ответы на  поставленные  учителем вопросы к тексту 4. Работа с новым  материалом в  изучаемой теме Стадия осмысления Рефлексия культурным и  религиозным  традициям разных  народов (в  частности древней  Индии) УЦ № 1:  обеспечение  активной опоры на  ранее усвоенные  знания по теме:  Религиозные  верования Древней  Индии», Варны и  касты Древней  Индии ОУЦ № 2:  продолжение  формирования  культуры  разговорной речи  на уроках истории ОРЦ № 2:  Формирование  представления о  многообразии  культур,  религиозных  верований и  традиций  различных  цивилизаций ОВЦ №  2: Формирование  уважительного  отношения к  религиозным  традициям разных  народов (в  частности древней  Индии) 4. закрепление  знаний Стадия осмысления Рефлексия УЦ № 3: Усиление  работы по развитию рефлексии в  освоении  полученных знаний Работа с текстом  о особенностях  варново­кастовой системы Индии Комментарии к  тексту Индивидуальный 5 мин.Инструктаж по д/з Рефлексия УЦ № 3: Усиление  работы по развитию рефлексии по  выявлению  полученных знаний 1. Домашнее  задание: Параграф 23 Рабочая карточка  Древняя Индия Дополнительное  задание 2. Комментарии к ответам учеников 3. Выставление  оценок Ход урока Индивидуальная 2 мин.   2 мин. Стадия вызова 1. Вступительное слово учителя Сегодня наш урок посвящен обычаям и традициям жителей древней, а во многом и современной, Индии сложившихся под  влиянием национальной религии древней Индии – индуизма. Сегодня на уроке: a. Мы заслушаем материал глав параграфа (п. 22, 23) (ученики отвечают по собственному желанию или вызываются  учителем) после небольшой подготовки. b. В группах вы будете участвовать в викторине c. Самостоятельно будете работать с древнеиндийскими текстами «законов Ману» и побудете экспертами по  изучению кастовой системы Индии d. Ответите на вопросы, проведете самооценку работы на уроке, и подведем итоги 2. Два ученика получают индивидуальные задания – устный пересказ глав параграфов по отдельному плану  3. Остальные ученики делятся на группы по 4 человека (при необходимости 5) и получают карту команды Стадия осмысления Проводится игра­викторина по вопросам и заданиям (Вопрос 1. (слайд 2) Древние персы всех жителей полуострова  Индостан называли «хинду», т.е. проживающий за рекой Синдху (Инд) или индус. Известно, что индусами в Индии могут  себя называть только 83 % населения. Но и они и остальные жители называют себя индийцами. Вопрос: В чем же разница между индийцами и индусами? Ответ: (слайд 3) Индийцы – это все жители Индии, а индусы – это те, кто исповедует индуизм. 17 % населения  исповедует ислам, христианство, сикхизм (смесь ислама и индуизма) и т.д. Вопрос 2: (слайд 4) Всех богов и богинь индуистской религии часто изображали многорукими ( от 4­х до 100 рук ). Как и  всё в индуизме – это символ. Что же символизирует наличие множества рук? Ответ: (слайд 5) «Многорукость» – символ невероятной силы и способности выполнять несколько дел одновременно, а  также символ равновесия Вселенной (пара – это мужчина – женщина, день­ночь, луна – солнце и т.п.) Вопрос 3: (слайд 6) В Индии нередко можно увидеть людей, которые неспешно идут и специальной метёлочкой, которую  всегда носят с собой, подметают перед собой дорогу, внимательно разглядывая, что там у них под ногами. Чего же так  бояться эти люди и как это связано с религиозными верованиями индусов? Ответ: (слайд 7, 8) Это связано с верой в переселение душ и представлениями о реинкарнации. (Слайды 9–14) Пересказ главы параграфа 22 по плану  (Глава Индуизм – религия древних индийцев Вопрос 4. (слайды 15, 16) У каждой страны есть свой символ, и это не обязательно государственный символ страны –  герб. У Франции – Эйфелева башня. У России – храм Василия Блаженного. У англичан Биг­Бен и т.п. Как вы думаете, что  могут считать символом своей страны жители Индии? Вариантов ответов может быть несколько.Ответ: (слайд 17) Варианты могут быть разнообразны – река Ганг, Ганеша, Колонна Ашоки, священная корова, слон и т.п. – А так же символом Индии считается «Танцующий Шива» (слайд 18) По представлениям индусов именно в танце Шива разрушает одни и создаёт другие миры. Танцевальная культура Индии  сложилась еще в древности. Индийский классический танец называют кучипуди (слайд 19) Кучипуди содержит 24 движения головой, 27 жестов рук, 5 типов прыжков, 10 типов шагов, 8 поворотов, 26 движений  глаз, 6 движений бровей, 4 движения шеи, 100 движений пальцами, которые называют мудры. (Слайд 20) Мудра – символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Слайды 21–22 – физкультминутка. Выполнение мудр и простейших элементов танца кучипуди. Можно включить  современную (или классическую) индийскую музыку. Продолжение викторины Вопрос 5 (слайд 23–24) С какой целью и мужчины и женщины Индии, и по сей день, рисуют на своём лице тилаки и  бинди? Подсказка – у мужчин тилаки могут быть разных цветов, а у женщин бинди, как правило, красного цвета. Девочки в Индии раньше не носили бинди. Ответ (слайд 25) бинди в индуизме — это знак правды, цветная точка, как правило красная, которую индианки рисуют в  центре лба, так называемый «третий глаз». Бинди носят только замужние женщины, вдовам и незамужним запрещено  носить бинди. Тилак – это знак, нанесенный на тело с произнесением определенных молитв. Различаются цветом и формой. 1.  Символизируют приверженность культу того или иного бога (Вишне, Шиве, Кришне и т.п.) 2. Иногда по цвету тилака  определяют к какой варне или касте относится человек 6. (Слайд 26) Пересказ главы 23 параграфа с опорой на кластер (приложение 5) III. Стадия рефлексии 7. Обсуждение и выставление оценок работы учеников в группах IV. Стадия вызова 8. Учитель задает вопрос (слайд 27): Согласны ли вы с утверждениями? 1. Даже не умеющий читать и писать Брахман считался в Индии Великим божеством. 2. Особенно почётным для вайшьи считалось разведение скота. 3. Только кшатрии имели право носить меч и стрелы. 4. Ответственность за убийство шудры приравнивалась к убийству лягушки или крокодила. V. Стадия осмысления 9. Чтение текста Варны Индии по законам Ману Приложение 1. Варны Индии по законам Ману. VI. Стадия рефлексии После прочтения текста ученики возвращаются к обсуждению предложенных учителем утверждений и, опираясь на текст,  комментируют каждое из них На слайдах 28 – 31 по внешним признакам определяют представителей варн Индии VII. Стадия вызова 10. Слайд 32. Учитель сообщает дополнительный материал о низших кастах и неприкасаемых в современной Индии 11. Слайд 33 Учитель объясняет правила работы с текстом  Прочитайте текст и напротив каждого предложения сделайте отметку  + – это информация для меня знакома (я об этом слышал, я об этом читал и т.п.) ¡ – эта информация для меня совершенно новая (не слышал, не читал, не знал) o – эта информация для меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё что­нибудь. ü – это информация для меня частично знакома, частично не знакомаVIII. Стадия осмысления 12. Слайд 34. Самостоятельная работа с текстом, заполнение маркировочной таблицы Приложение 2 IX. Стадия рефлексии 13. Ученики (выборочно) подводят итоги работы с текстами. Материал, который был помечен, как эта информация для  меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё что­нибудь, выносится как дополнительное  домашнее задание. 14. Слайд 35. В заключении работы хотелось бы подвести итог всему тому, что вы узнали на уроке и задать вопрос, –  внимание на экран : Чего мы никогда бы не увидел во время праздничного шествия в Древней Индии? Ответ: Варнавая принадлежность у индусов определялась, в том числе и по цвету одежды. Поэтому вряд ли в древности,  на одном праздничном шествии, могли шагать рядом мужчины и женщины варн брахманов, кшатрий и вайш. – Учитель выставляет оценки наиболее активным участникам урока X. Стадия вызова 15. Слайд 36, 37. Перед тем, как вы запишите своё домашнее задание на следующей урок я хотела бы обратить ваше  внимание на экран. – Как называют людей, столь необычного внешнего вида? – Буддистские монахи, люди которые исповедуют одну из  великих мировых религий – буддизм. Именно об этой мировой религии мы и будем говорить на следующем уроке. 16. Слайд 38. Домашнее задание Параграф 23. Карточка Древняя Индия. Дополнительный материал.

Посмотрите также