Религиозные войны и укрепление монархии во Франции

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1. Образовательные: охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., рассмотреть французский вариант королевского абсолютизма. 2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, логическое мышление, память, внимание, устную монологическую речь, сравнивать исторические события. 3. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности к людям другого вероисповедания. Необходимое оборудование и материалы: • мультимедийный проектор, компьютер, презентация, экран; • учебник А.Я.Юдовская, П.А.Баранов. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800, 7 класс. -М. Просвещение, 2008.
Иконка файла материала Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.doc
Религиозные войны и укрепление монархии во Франции Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1. Образовательные: охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., рассмотреть  французский вариант королевского абсолютизма. 2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, логическое мышление, память, внимание, устную  монологическую речь, сравнивать исторические события. 3. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности к людям другого вероисповедания. Необходимое оборудование и материалы:   мультимедийный проектор, компьютер, презентация, экран; учебник А.Я.Юдовская, П.А.Баранов. Всеобщая история. История Нового времени, 1500­1800, 7 класс. ­М.  Просвещение, 2008. План урока: I. Проверка домашнего задания. II. Изучение нового материала. «Один король, но две веры». 1. 2. Религиозные войны во Франции. 3. «Король, спасший Францию». 4. Внутренняя и внешняя политика кардинала Ришелье. III. Закрепление. I. Проверка домашнего задания. Ход урока Учитель: Прежде чем перейти к теме урока повторим изученное на предыдущих уроках. А) Объясните термины и понятия: 1. Реформация. 2. Контрреформация. 3. Кальвинизм. 4. Лютеранство. 5. Протестанты. 6. Пуритане. 7. Англиканская церковь. (Слайд 5) Б) Докажите, что Реформация укрепила королевскую власть в Англии. В) Определите последовательность событий: 1. Попытка проведения Марией Кровавой Контрреформации. 2. Начало правления Елизаветы I Тюдор. 3. Гибель «Непобедимой армады».4. Опубликование Мартином Лютером «95 тезисов». 5. Начало правления Генриха VIII Тюдор. II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя: В конце XV в. Франция по численности населения стала самым большим государством в  Европе. В стране проживало 15 млн. человек. (Слайд 6) Актуализация ранее полученных знаний. Вопросы: 1. Когда завершилось объединение Франции? 2. Какую религию исповедовали французы? 3. Получили ли идеи Реформации распространение во Франции? (Слайд 7) Работа с текстом и выполнение задания. Задание для учащихся: прочитайте текст стр. 118­199, как вы думаете, кто был недоволен укреплением королевской  власти во Франции? Определите причины, по которым кальвинизм стал популярным среди различных слоев населения. (Слайд 8) Работа с картой «Религиозные войны во Франции». Вопрос: в каком районе Франции было больше всего сторонников Реформации? (Слайд 9) Работа с понятиями. Запись в тетради: гугеноты­протестанты во Франции. Французские короли не приняли идей Реформации, т.к. они привыкли связывать французский престол с основами  католического исповедания. Соответственно, сами протестантизм они принять не могли, а допустить наличие двух  христианских общин король, так как это расшатывала основы французской государственности. Религиозные войны начались во Франции в 1562 г., когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка  Васси, напал на отправлявших религиозную службу гугенотов. Было убито около 20 человек, а ранено – около 100. Слайд  10. Запись в тетради: 1562 г. – начало религиозных войн. (Слайд 11) Франция разделилась на два лагеря католиков и гугенотов. (Слайд 12­13) Сообщение учащегося о религиозных войнах во Франции. Задание для учащихся: к чему привели религиозные войны во Франции? (Слайд 14) В 1570 г. в Сен­Жермене был заключен мир и королем подписан эдикт примирения. (Слайд 15) Повсюду разрешалось протестантское богослужение. Гугеноты получили право наравне с католиками занимать  государственные должности, в их владении было четыре крепости, в том числе порт Ла­Рошель. Но мир длился недолго. (Слайды 16­19) В знак примирения было решено соединить брачными узами королевскую семью Франции с лидером  гугенотов королем Наварры Генрихом Бурбоном. На август 1572 г. была намечена свадьба Генриха Бурбона и Маргаритой Валуа, сестрой Карла IX. Сообщение учащегося о событиях Варфоломеевской ночи. Вывод. Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели  десятков тысяч французов. Их жертвами станут последний король из династии Валуа Генрих III и лидер католиков герцог  Гиз. (Слайд 20) После смерти Карла IX французская корона перешла к младшему из братьев – Генриху. Сообщение учащегося о Генрихе III. (Слайд 21­23) Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт –  документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась  государственной, в стране провозглашалась веротерпимость. Работа с документом.  Прочитайте документ стр.125­126 и сделайте вывод о значении принятия Нантского эдикта. (Слайд 26) Сообщение учащегося о Генрихе IV.Вопросы: 1. Что особенного в биографии этого короля? 2. Почему его называют «добрым королем»? 3. Генрих IV остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем он заслужил такую оценку? После смерти Генриха IV знать сделала попытку ослабить королевскую власть. (Слайд 26­27) Корона перешла к малолетнему сыну Генриха IV Людовику XIII, от имени которого первое время правила  его мать Мария Медичи. Ее воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от нее выгодные должности и  пенсии. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы. В такой обстановке первым министром короля в 1624 году стал кардинал Ришелье. (Слайд 28­29) (Слайд 30) Задание: прочитайте документ «Политическое завещание Ришелье». (Приложение 2) Вопрос: какие задачи поставил перед собой Ришелье, став вторым после короля человеком в государстве? (Слайд 31) Задание для учащихся: определите мероприятия Ришелье, направленные на укрепление государства. Но, как часто бывает, во Франции не любили человека, вернувшего ей могущество. А Ришелье был предан своей стране,  перед смертью он сказал: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства». Вывод. Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли  Кардинал Ришелье дворяне и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения  веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы. III. Закрепление изученного материала. Решите тест. 1. Религиозные войны во Франции происходили в … годах: А) 1524­1526; Б) 1566­1609; В) 1562­1598; Г) 1589­1600. 2. Особо важный указ короля называется: А) компромисс; Б) тезисы; В) гарант; Д) эдикт. 3. В ходе религиозных войн во Франции на трон вступила новая королевская династия: А) Валуа; Б) Бурбонов; В) Тюдоров; Г) Габсбургов. 4. Сторонников Реформации во Франции называли: А) пуританами; Б) гугенотами; В) папистами; В) роялистами. 5. Принцип веротерпимости в период Реформации провозгласил документ: А) «Кровавое законодательство»; Б) Устав ордена иезуитов; В) Нантский эдикт; Г) «12 статей». 6. В результате деятельности кардинала Ришелье: А) усилилась королевская власть; Б) окрепли позиции гугенотов; В) ослабли позиции Франции на международной арене; Г) страна оказалась расколотой на отдельные феодальные владения. IV. Рефлексия. Учитель: Какова была тема нашего урока?­ Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились? ­ Как Реформация повлияла на развитие Франции? ­ Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: § 14 (устно). Составить характеристику личностей Генриха IV и кардинала Ришелье.

Посмотрите также