Религия, ее роль в жизни древних греков

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода Образовательные задачи: • Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции. • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями Развивающие задачи: • Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).
Иконка файла материала Религия, ее роль в жизни древних греков.doc
Религия, ее роль в жизни древних греков Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично­ поискового и проблемного метода Образовательные задачи:  Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных  представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других  государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”,  “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.  Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты  (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего  Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать  утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями Развивающие задачи:  Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения,  непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно­логического и образного мышления),  чувственно­эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и  событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и  навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.). Воспитательные задачи: 1. Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов. 2. Воспитание высокого чувства гражданского долга Методы и приемы:    словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа); наглядный (иллюстрации, работа с картой); частично­поисковый и проблемный (работа над заданиями). Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование урока: 1. Карта “Древняя Греция” 2. Рисунки по теме. 3. Компьютер, презентация по уроку 4. Мифы Древней Греции Организационный момент: Здравствуйте, ребята! За окном зима. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на  землю? Давайте так же тихо займем свои места в классе. Актуализация знаний: Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно. Слайд №1 С древнейших пор взгляд неподкупно строгий Бросали на людей с Олимпа Боги. Их забавлял, сей человечий быт ­ Понять решили – из чего он состоит Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном И в колеснице едут к нам со склонов.Вопросы классу: 1. Итак, о ком же это стихотворение? ­ Имена, каких богов упоминаются? ­ В какое количество богов верили греки? ­ В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов? ­ А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир? 2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ­ Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы) ­ Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы) ­ Таким образом, тема исследования нашего урока: Слайд № 2 Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков” Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы: План урока: 1. Где жили боги. 2. Как греки представляли себе богов. 3. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали. 4. Отражение в религии общественных отношений. Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов. Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника.. Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно? 1. Слайд №3 Послание Здравствуй, Наша благословенная Земля Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни  планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место  Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа. Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание? ­ сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100? 300 =30000 лет  назад) ­ где жили в древности боги? Слайд № 4     Карта. 1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена? 2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название Учитель: Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на  вершине Олимпа находились дворцы богов. Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были  учреждены в честь Зевса. Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто­то скажет, где будут проходить Олимпийские  игры в 2014 г? Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и  бессмертные боги. 2. Слайд. № 5 Три поколения богов. Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана  и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть. Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой  борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса. Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью? ­Чем боги отличались от людей? (бессмертны) ­ Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди  могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.) 3. Слайд №6 Ребята у вас есть таблица давайте мы ее заполним в ходе нашего исследования Прочитайте на с.129 абзац №2. Ответьте на вопрос: Каким стихиям и занятиям они покровительствовали? Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс? 4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали  пожар). 5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно­климатические условия,  в которых жили греки и египтяне) См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса? Посейдон бог моря. 6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны) 7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых. 8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года). Слайд №7     Деметра ­ Что держит в руках богиня Деметра? (колосья). Следовательно она является покровительницей (земледелия) Слайд № 7     Гефест 9. Как вы думаете бог Гефест какому занятию покровительствовал? ­ Почему у греков был такой бог? Т.О., давайте сделаем вывод: как была связана деятельность людей с миром богов? 10. можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей? ­ Какие занятия у греков были основными. Слайд №9 Музы Учитель: Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились  9 муз, покровительницы искусств и наук. Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов­олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и  музыкантам. Слайд № 10 Схема Учитель:Мы не знаем с вами социальную структуру Древнегреческого общества, но можем сравнить с Египтом. Если мы посмотрим на схему, то увидим, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захвативших власть  над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению находится Кто? Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества –  сатиры и нимфы. 11. Какой вывод мы можем сделать, сравнивая эти схемы? (и в мире людей и вмире богов, существовало деление на  классы. Было неравенство) 4. Учитель: Давайте обратимся к мифу о Прометее С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)? Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание. Т.о. сделаем вывод по уроку: ­ Что у нас было темой урока и нашего исследования (религия, ее роль, общественные отношения) Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили? Закрепление: По мнению греков, 1 Боги обитали:  На холмах  На горе Олимп  На небесах 2 Богом моря был:  Дионис  Аполлон  Посейдон 3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:  Деметра  Гера  Афродита 4 Покровителем торговли считался бог:  Дионис  Гермес  Гефест Д/З Прочитать §28 и заполнить схему “Родословие богов” используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в  учебники. Теогония Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых — Деву ­ Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею,  Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,  И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных.Громы которого в трепет приводят широкую землю.  Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени  Новорожденный младенец из матери чрева святого:  Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана  Царская власть над богами другому кому не досталась.  Знал он от Геи­Земли и от звездного Неба­Урана,  Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном,  Как он сам ни могуч — умышленьем великого Зевса,  Вечно на страже ребенка, едва только на свет являлся,  Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.  Но, наконец, как родить собралась она Зевса­владыку,  Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,  К Гее великой. Земле и к звездному Небу­Урану, —  Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,  Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство  Крону­владыке, детей поглотившему, ею рожденных.