Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества
Оценка 4.7

Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества

Оценка 4.7
docx
12.01.2021
Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества
Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества.docx

Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества

 

Главный смысл коллектива в хореографии содержится в органичном соединении художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придаче им идейно-нравственной устремленности. Решение данной задачи во многом связанно с репертуаром, с теми художественными работами, кругом которых и построена деятельность хореографического коллектива. Результативность осуществляемых хореографическим коллективом функций во многом зависит от их качества, идейно-художественной величины, творческого  потенциала.

Выбор репертуара призывает художественного руководителя хореографического коллектива к чёткому перспективному видению педагогического процесса как целостной и последовательной системы, где всякое звено, всякое подразделение структуры, всякий фактор являются дополнением друг у друга, этим обеспечивая постановление и исполнение неделимых художественно-творческих и воспитательных задач.

Реальность хореографического коллектива, соответствие репертуара технике, художеству и исполнительству участников коллектива является одной из главных мерок при подборе репертуара для него.

В процессе создания коллективного репертуара важно придерживаться обусловленных требований, не смотря на то, что «по рецепту» придумать танцевальный номер, который требует от руководителя очевидных творческих способностей, нельзя. Сведем данные требования к следующим:

1. Важно помнить, что танцевальные номера должны отвечать возрасту (у каждого возраста – характерные номера) и уровню формирования детей, если их понимают сами исполнители – то поймёт и примет зрительская аудитория;

2. Одной и той же группе нужно организовывать танцевальные номера различного жанра: как  игрового, так и сюжетного;

3. Содержание и образность номера должны идти от его тематики, которую  диктует музыкальный материал;

4. Необходимо брать во внимание учебно-тренировочные цели;

5. Важно помнить о возрастной психологической особенности исполнителей  к определенному отвлечённому и ассоциативному восприятию структуры назначенного номера и класть в основу индивидуальные возможности исполнителей при постановке танца;

6. Организовывать танцевальные номера из расчёта всего коллектива, а также некоторых сольных танцоров, на несколько человек (что делает возможным действовать с двумя составами), поскольку важно вовлекать в процесс всех членов танцевального  коллектива;

7. В хореографической практике использовать материал различных народных танцев, историко-бытовых и современных с надлежащей ему пластикой выразительности.

В истинном  творчестве не признаются готовые рецепты и правила, у каждой хореографической постановки, как и у любого произведения искусства, существует необходимость к оригинальному решению, индивидуальному подходу. «… Артист растёт только на новом, каждая новая постановка – это качественный скачёк в творческой биографии, потому что любой балетмейстер, воплощая свой замысел в исполнителе, стремится к совершенной материализации своей идеи, требует этого от артиста и подводит его к максимальному приближению»[1].

Необходимо разобраться в творчестве тех разных по профилю коллективах, которые действуют сегодня, - этнографических, где  чаще всего принимают участие представители преклонного возраста, явные носители традиций; разных народных ансамблей, в репертуаре которых можно наблюдать все уровни работы с фольклором – от воссоздания аутентических образцов до стилизации и создания авторских сочинений по мотивам фольклора (их большинство); групп, где народный танец объединяется с разными картинами современной пластики. «Удивительный, однако, секрет в этом часто повторяемом слове «традиции». С одной стороны – их вечно ломают, чтобы пробиться к чему-то новому. С другой – оставшись без них, теряют почву»[2].

Таким образом, следует сделать вывод, что сохранение традиционных танцев – это только одна сторона проблемы. Нужно грамотно совмещать их с порождением современности, с образной системой художественной мысли, которая присуща новому времени. Сегодняшняя народно-сценическая хореография довольно драматична в своих созидательных поисках.

Для  постановки современного народно-сценического произведения необходимо не бояться подвергнуть пересмотру всю поэтику фольклора, нужно следовать не «букве», а «духу».

«Как бы мы того не хотели, юноши, и девушки не будут сегодня на своих вечеринках, дискотеках танцевать «Трясуху», «Барыню», «Гопака». Последующая участь данных танцев соединена со сценой. Скорее всего, на это и обязаны быть устремлены главнейшие усилия балетмейстеров, художественных руководителей хореографических коллективов. Подключить их к современной сценической культуре, выработать органичным сегодняшнему художественному мышлению. Страх уйти от «апробированной» поэтики зачастую приводит к тому, что и в современных постановках мы созидаем тип юноши по типу хороводного «селезня», кадрили конца XIX – начала XX столетий выдаём за танцы наших современников, главный заботой девушек производим ухаживания «милёночков», под видом истинного часто обрисовываем картинки прошедшего. Задумываются ли нынешние хореографы, когда снова и снова  в современном танце ставят сцену, где танцоры воплощают роль драчливых петухов, что аналогичные иллюстративно-подражательные композиции давным-давно оставили быт народа, и многие из них ещё в XIX столетии стали играми и забавами детей. Этот знакомый всем фольклористам факт перехода многих образцов народного творчества из взрослого репертуара в детский – подтверждение становления взрослым народного художественного сознания. Выдавая данные пластические бои петухов за забавы взрослых, не вводим ли мы заменители наивности, которая несвойственна сегодняшним людям? Видимо, нужно отрекаться от того, что не соответствует надобностям современной действительности. Не стоит пугаться ухода уходить от примитивного копирования фольклорных форм в сценических произведениях»[3].

Естественную смену форм пластического мышления народа отменить невозможно, но мы можем, придав их жизни другое направление, сберечь их как элемент национальной культуры. В современной действительности хореографы не имеют права однобоко разглядывать процесс хранения традиций, а лишь с точки зрения их консервации, они должны испытывать эстетические нужды мира в умении синтезировать наследие фольклора с самыми современными конфигурациями, ритмами, красками. «Естественно, не всё, что непохоже на старое, может почитаться хорошим. Однако существует наш всеобщий опыт, дающий потенциал мыслить и чувствовать глубоко. Но в данный опыт вмещается и мысль о движении. Оставить движение, вероятно, так же плохо, как и потерять опыт. Естественно, дом без фундамента обрушится, тем не менее, только фундамент также ещё не дом. Однако соорудить вещь, где есть объемность, гармония новых решений, сложно»[4].

Ответственность за репертуар в полной мере возложена на художественного руководителя хореографического коллектива. Заинтересованности интернациональной культуры подразумевают присутствие национальных, а они, в свою очередь, традиционно передаются из поколения в поколение «носителями». А танец в своём прекрасно-увлекательном коде несёт глубокие пласты информации. Хранение и применение традиций значит и учёт нынешних веяний, требований, использование специфических художественно-выразительных средств. Фольклорные танцы в описываемом отношении дают колоссальные возможности, однако их творческое употребление требует значительного эстетического вкуса, чувства меры, оставления истинной связи с глубинными истоками искусства.

Сегодня остается не до конца уясненным отношение к хореографическим коллективам, которые различаются своими мотивационными и целевыми установками. В одних весь хореографический коллектив рассчитывает на общественную популярность, гастроли, победу в смотрах и конкурсах. В данном случае высокий уровень исполнительства завоевывается путем напряжённой работы, программа выступлений формируется зачастую при помощи приглашённых балетмейстеров, постановка танцевальных номеров делается в духе «лучших стандартов» профессионального искусства и рассчитана, прежде всего, на успех у зрительской аудитории. Другие ориентируются, в первую очередь, на коллективное проведение досугового времени, общение, ознакомление с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. В их репертуаре ведущее место занимают местные фольклорные танцы в собственной обработке. Роль подобных коллективов в формировании эстетически образованной, творческой личности, довольно высока. Неясное понимание специфики, потенциалов и задач любого из таких коллективов, неточность созидательной ориентации – всё это приводит к тому, что снижается популярность жанра народно-сценической хореографии, к замедлению нашей дороги из вчера в завтра.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Лиепа М.Э. «Вчера и сегодня в балете». – М., «Молодая гвардия», 1982, стр. 84

[2] Эфрос А.В. «Репетиция – любовь моя». – М., 1993, кн. 1, стр. 122

[3] Журнал. Балет. 1. январь – февраль. 1985, стр. 35

[4] Эфрос А.В. «Профессия – режиссер». – М., 1993, кн. 2, стр. 49

Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества

Репертуар как лицо коллективного хореографического творчества

Содержание и образность номера должны идти от его тематики, которую диктует музыкальный материал; 4

Содержание и образность номера должны идти от его тематики, которую диктует музыкальный материал; 4

Удивительный, однако, секрет в этом часто повторяемом слове «традиции»

Удивительный, однако, секрет в этом часто повторяемом слове «традиции»

Выдавая данные пластические бои петухов за забавы взрослых, не вводим ли мы заменители наивности, которая несвойственна сегодняшним людям?

Выдавая данные пластические бои петухов за забавы взрослых, не вводим ли мы заменители наивности, которая несвойственна сегодняшним людям?

Фольклорные танцы в описываемом отношении дают колоссальные возможности, однако их творческое употребление требует значительного эстетического вкуса, чувства меры, оставления истинной связи с глубинными истоками искусства

Фольклорные танцы в описываемом отношении дают колоссальные возможности, однако их творческое употребление требует значительного эстетического вкуса, чувства меры, оставления истинной связи с глубинными истоками искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021