«Решение проблемы адаптации пятиклассников
на этапе перехода на вторую ступень обучения»
Пояснительная записка
Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход обучающихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка.
К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчётов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.
Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.
В рамках классно-обобщающего контроля в 5-х классах мною были проведены мероприятия, целью которых было изучение уровня социальной адаптации обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС ООО, выявление трудностей адаптационного периода, возможных проявлений дезадаптации, определение путей преодоления проблем.
Вот какие проблемы в нашей школе я увидела. В 5-ом классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Нет группы продлённого дня, где дети совместно выполняли домашнюю работу, как это происходило в начальной школе, где разбирали трудные задания, всегда можно было обратиться за помощью к одноклассникам и учителю. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь».
Поэтому пришла к выводу, что необходимо заниматься профилактикой дезадаптации гораздо раньше, ещё во втором полугодии 4-го класса.
Вот такую я вижу СИСТЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНОЕ ЗВЕНО:
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.
Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что происходят следующие изменения:
1. Изменение условий обучения.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учёбы этот учитель знал, на что способен данный ребёнок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребёнок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Всё было привычно. А учитель – практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребёнок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов – много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придётся, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребёнку надо завоёвывать авторитет по новой, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.
2. Изменение требований.
Ещё усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой – тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки… По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по истории требуют точный пересказ с датами, по литературе ценят высказанные собственные мысли, т.е. по каждому предмету имеются свои требования, и все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать. Кроме того, в пятом классе происходит резкое увеличение объема информации, возрастает недельная нагрузка, возрастает количество предметов, происходит низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объёма домашних заданий, учёта сложности учебников и отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы. Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их «взрослость».
Неравномерные темпы нарастания объёма и сложности учебных программ при переходе в основную школу вызывают сильную перегрузку, поэтому именно на данный период приходится пик заболеваний школьников.
3. Отсутствие контроля.
Всю начальную школу ребёнку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролёра. Быстро выучив все особенности ребёнка, учитель помогал ему контролировать учебный процесс, отслеживая выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка создаётся впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны – появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребёнка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия – начинает капризничать как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
4. Пробелы в знаниях.
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком материала, то в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему, ребёнок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Также могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.
Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.
Данная программа предназначена для организации совместной работы социального педагога, психолога, классного руководителя и учителей-предметников во втором полугодии 4-го класса и на начальном этапе обучения в 5-ом классе.
Ресурсное обеспечение программы
Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь чёткие представления о том, какая команда педагогов «возьмёт» выпускные классы начальной школы и поведёт их дальше.
Второе условие — должно быть налажено серьёзное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена, социального педагога и психолога.
Срок реализации программы – 2 учебных года.
Функции социального педагога – изучить уровень социальной адаптации обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС ООО, выяснить трудности адаптационного периода, возможных проявлений дезадаптации, определить пути преодоления проблем; выявить обучающихся, находящихся в «зоне риска» и не допустить переход в «группу риска» путем оказания своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Ожидаемый результат:
Успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы. Признаки успешной адаптации пятиклассников: удовлетворённость процессом обучения и школой в целом; положительная успеваемость ученика; удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителями. Таким образом, ожидаемые результаты относятся в основном к формированию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Реализация программы проходит в несколько этапов:
Два этапа в 4-ом классе и три этапа в 5-ом классе.
4-й класс.
Первый этап: диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников. Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов. Цель: определение адаптационного потенциала детей. Апрель. (Приложение №1).
Проведение совместных экскурсий, участие или присутствие на конкурсах, в спортивных и творческих делах, конференциях, проводимых в начальной школе с целью знакомства, общения и наблюдения за детьми. В течение года.
Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования. Март – май.
Формирование базы данных по предоставлению льготного питания в школьной столовой. Для этого социальный педагог анализирует социальные паспорта классов, уточняет информацию у родителей или у законных представителей о статусе семьи (многодетная, малообеспеченная, ребенок под опекой, ребенок-инвалид, трудная жизненная ситуация и др.). Май.
Второй этап: собрание родителей будущих пятиклассников «Ребёнок идёт в пятый класс – психологическая готовность родителей». Апрель – май. (Приложение №2).
5-й класс
Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности обучающихся и эмоциональное состояние каждого ребёнка. Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация). Сентябрь – октябрь. (Приложение №3).
Внесение дополнений в базу данных по обеспечению питанием для льготных категорий детей. Сентябрь.
Сбор документов для оформления бесплатных проездных билетов льготным категориям обучающихся и представление их в «Организатор перевозок». Сентябрь.
Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, педагогические советы и совещания для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.
Проведение праздника «Посвящение в пятиклассники». Октябрь. (Сценарий в методической копилке зам. директора по ВР).
Собрание родителей пятиклассников «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы». Тренинг для родителей. Октябрь. (Приложение №4).
Консультации и индивидуальные беседы с родителями пятиклассников, испытывающих трудности в адаптации к школе. Ноябрь-март.
Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.
Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе. Апрель.
mou43.com›index.php…72-adaptatsiya-5-klassnikov
festival.1september.ru›articles/213806/
uchportal.ru›publ/23-1-0-3617
festival.1september.ru›articles/569192/
74444s021.edusite.ru›p77aa1.html
metod-kopilka.ru›pismo…ob_adaptacii_5-klassnikov…
proshkolu.ru›club/classru/list/1-11112-31032/
psy.ru›…sobranie…adaptaciya-pyatiklassnikov.html
tchaik.ru›files/spr_adaptaciya_5k.doc
gigabaza.ru›doc/43884.html
Приложения
Приложение №1
Анкета «Вот я какой!»
1. Меня зовут___________________________________________________
2. Мне _____лет
3. У меня _______________ глаза
4. У меня _______________ волосы
5. Я проживаю по адресу_________________________________________
6. Моя любимая еда _____________________________________________
7. Мой любимый цвет ___________________________________________
8. Мое любимое животное _______________________________________
9. Моя любимая книга ___________________________________________
10. Моя любимая телевизионная передача ___________________________
11. Самый прекрасный фильм, который я видел (а) ___________________
12. В себе я люблю ______________________________________________
13. Моя любимая игра ____________________________________________
14. Моего лучшего друга зовут ____________________________________
15. Лучше всего я умею ___________________________________________
16. Больше всего я боюсь _________________________________________
17. Самая заветная мечта _________________________________________
Приложение №2
Тема: «Пятиклассник – новый статус младшего школьника»
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы!
Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации младшего школьника в среднем звене, рассмотрим вопросы физиологических и психологических особенностей пятиклассников. Мы обсудим проблемы, с которыми встречаются наши дети в этом возрасте, попробуем изучить пути их решения.
Притча о путнике и проводнике
Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через неё, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришёл, и перед тем, как начать путь, он сказал:
- Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.
Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.
В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.
И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошёл, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем им оказать.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создаёт дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребёнка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток всё больше стремится к самостоятельности во всём, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения (новый статус). Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.
Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:
- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять, принять и усвоить требования разных учителей, причём разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.
- также в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых обучающихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить её.
Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того, к чему ещё можно стремиться и что нужно исправить.
Чем же вы, родители, можете помочь вашему подростку? Во-первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях, стремлениях, чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Также необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителем и учителями -предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребёнку в возникших трудностях.
Сравнительная таблица о распределении учебной нагрузки
№ п/п |
4-й класс |
5-й класс |
1 |
8 – 9 предметов |
12 – 14 предметов |
2 |
20 – 22 часа |
25 – 27 часов |
3 |
1 – 3 учителя |
8 – 10 учителей |
4 |
1 - 2 часа |
2 -2,5 часа |
Новый статус пятиклассника может вызвать следующие реакции организма ребёнка:
Ø Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Ø Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Ø Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Ø Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
Ø Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Родителям необходимо обратить внимание на слова, одни из которых поддерживают, а другие разрушают веру в себя:
Слова поддержки: |
Слова разочарования: |
Зная тебя, я уверен, что ты всё сделал хорошо. |
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. |
Ты делаешь это очень хорошо.
|
Эта идея никогда не сможет быть реализована. |
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? |
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. |
Это серьёзный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему. |
|
Способы преодоления тревожности:
Ø Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
Ø Доверяйте ребёнку.
Ø Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Ø Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
Ø Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Ø Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Ø Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
Ø Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Ø Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Ø Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Ø Помогите ему найти дело по душе.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей пятиклассников
1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок.
5. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
8. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
9. Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.
В заключение нашего собрания предлагаю вам один флештренинг, который называется «Мудрец и бабочка». (Показать флештренинг по притче «Мудрец»).
Притча Мудрец и бабочка
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на всё он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошёл к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мёртвая? Если мудрец скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю её и покажу, что вот, мол, мёртвая. А если мудрец скажет, что мёртвая, то выпущу её, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошёл к мудрецу. Пришёл и говорит: «Мудрец, ты у нас всё знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мёртвая?» Мудрец подумал и сказал: «Всё в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Всё в ваших руках» Желаем удачи!
Благодарим всех за внимание!
Приложение №3
Анкета для пятиклассников
Внимание! Вторая часть анкеты – анонимна.
Продолжи, пожалуйста, предложения:
1. Когда я прихожу в школу____________________________________________
2. Самое интересное в школе это________________________________________
3. Самый трудный предмет для меня_____________________________________
4. Мне мешает учиться_________________________________________________
5. Мне помогает учиться_______________________________________________
6. Мой класс_________________________________________________________
7. Я бы хотел сидеть за одной партой с (напиши 2-3 фамилии) __________________________________________________________________
8. Я бы не хотел сидеть за одной партой с (напиши 2-3 фамилии) __________________________________________________________________
9. К себе на день рождения я бы пригласил (напиши 2-3 фамилии) __________________________________________________________________
10. К себе на день рождения я бы не пригласил (напиши 2-3 фамилии) __________________________________________________________________
11. Я учусь в школе для того, чтобы______________________________________
12. Я___________________________
13. Я ___________________________
14. Я ___________________________
15. Я___________________________
……………………………………………………………………………………….
Линия отреза
1. Мне нужна помощь учителя по (укажи предмет) ___________________________________
2. Я не понимаю объяснения учителя на (укажи предмет) _____________________________
3. Я часто боюсь, что могу получить не только тройку, но и двойку на (укажи предмет) _____________________________________________________________________________
4. Особенно много заданий задают по (укажи предмет) _______________________________
5. На выполнение домашнего задания обычно я трачу (укажи время) _____________________________________________________________________________
6. Учитель больше спрашивает, чем объясняет на (укажи предмет) _____________________________________________________________________________
7. Я боюсь отвечать на уроке ______________________________________________________
Приложение №4
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения
в среднем звене школы».
План собрания:
I. Вступительное слово классного руководителя.
II. Выступление педагога-психолога:
· Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
· Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
III. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период его адаптации к новым условиям обучения.
· Ролевая игра «Услышать ребёнка».
· Анкета для родителей пятиклассников.
IV. Рефлексия
Ход собрания:
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период происходит снижение показателей обученности, снижение интереса к учёбе, напряжённые отношения между собой, повышенная тревожность, непредсказуемые реакции, отстранение от взрослых.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главной задачей адаптационного периода является обеспечение плавного и мягкого перехода обучающихся в основное звено школы.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Возраст обучающихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребёнок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Возрастные особенности младшего подростка:
· Восприимчивость к промахам учителей.
· Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем.
· Отсутствие адаптации к неудачам.
· Отсутствие адаптации к положению «худшего».
· Ярко выраженная эмоциональность.
· Требовательность к соответствию слова делу.
· Повышенный интерес к спорту.
· Увлечение коллекционированием, музыкой и киноискусством.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:
· Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе.
· Повышение уровня тревожности самого ребёнка.
· Зависимость степени адаптации ребёнка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ему семья, его ближайшее окружение.
· Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
· Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
· Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
· Влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе.
Рекомендации для родителей:
· Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
· Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость физических мер воздействия, запугивания.
· Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
· Учет темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению.
· Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе; организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
Ролевая игра «Услышать ребёнка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребёнка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребёнок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору».
Родителям-актёрам даются следующие установки к исполнению ролей:
1. «Ребёнок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты.
2. «Отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребёнка, крик, угрозы).
3. «Мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и т.п.).
4. «Бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Остальным родителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребёнком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актёрам»:
1. Что вы чувствуете сейчас?
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
3. Какие выводы вы для себя сделали?
Как правильно отреагировать? Что сказать ребёнку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
1. Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!»).
2. Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать.
3. Критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня. … И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты ещё раз так сделаешь, то …!»).
4. Выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.).
5. «Стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребёнка во всем без учёта особенностей ситуации, позиции учителя.
6. Предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребёнок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле – выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребёнка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Родителям предлагается заполнить анкету:
Фамилия, имя ребёнка____________________________
Классный руководитель___________________________
1. Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу?
· Неохотно
· Без особой охоты
· Охотно, с радостью
· Затрудняюсь ответить
2. Вполне ли Ваш ребёнок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
· Пока нет
· Не совсем
· В основном да
· Затрудняюсь ответить
3. Переживает ли Ваш ребёнок свои учебные неудачи?
· Скорее нет, чем да
· Не вполне
· В основном да
· Затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
· Иногда
· Довольно часто
· Затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
· В основном отрицательные впечатления
· Положительных и отрицательных примерно поровну
· В основном положительные впечатления
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок ежедневно на выполнение домашних заданий? _________________________________________________
7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
· Довольно часто
· Иногда
· Не нуждается в помощи
· Затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
· Перед трудностями сразу пасует
· Обращается за помощью
· Старается преодолеть сам, но может отступить
· Настойчив в преодолении трудностей
· Затрудняюсь ответить
9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
· Сам этого сделать не может
· Иногда может
· Может, если его побудить к этому
· Как правило, может
· Затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на своих одноклассников, обижается на них?
· Довольно часто
· Бывает, но редко
· Такого практически не бывает
· Затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
· Нет
· Скорее нет, чем да
· Скорее да, чем нет
· Затрудняюсь ответить
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.