Решение проблемы цифровизации дидактического материала и организации работы обучающихся с ним для педагога дополнительного образования, реализующего программы обучения шахматам в дистанционном формате
Оценка 4.6

Решение проблемы цифровизации дидактического материала и организации работы обучающихся с ним для педагога дополнительного образования, реализующего программы обучения шахматам в дистанционном формате

Оценка 4.6
docx
16.01.2022
Решение проблемы цифровизации дидактического материала и организации работы обучающихся с ним для педагога дополнительного образования, реализующего программы обучения шахматам в дистанционном формате
Обзор возможностей сайта stepchess.ru для организации дистанционного обучения шахматам
Обзор возможностей шахматного сайта stepchess.ru.docx

Решение проблемы цифровизации дидактического материала и организации работы обучающихся с ним для педагога дополнительного образования, реализующего программы обучения шахматам в дистанционном формате

Овечкина Е. А.

МБУ ДО ДДТ Ленинского района СП «Меридиан»

e-mail: jnagaj@mail.ru

Начиная с 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции перед дополнительным образованием возник вызов, требующий скорейшего решения, а именно организация качественного образовательного процесса в дистанционном формате. Данная проблема коснулась в том числе объединений дополнительного образования, реализующих программы обучения шахматам. Исходя из личного опыта профессиональной деятельности, немаловажными факторами, затрудняющими решение данной проблемы в подобных объединениях, можно назвать:

- необходимость оцифровки имеющихся в методической копилке педагога дидактических материалов (карточек, рабочих тетрадей, тестов и т.д.) для работы на дистанционном занятии и для самостоятельной (в том числе домашней) работы детей с учётом обязательного требования интерактивности данных материалов, то есть наличия возможности получения обучающимися от педагога и педагогом от обучающихся оперативной и качественной обратной связи: ребёнок решает задачу и хочет мгновенно видеть оценку правильности своих действий, а педагогу, исходя из количества допущенных тем или иным обучающимся ошибок, необходимо знать, какие задания вызвали у ребёнка затруднения, имея перед собой как общую, так и детализированную статистику по каждому ученику, желательно с минимальными временными затратами на её обработку (проверку ответов, их анализ, составление по ним отчётов и т.д.);

- необходимость подготавливать практически к каждому занятию несколько интерактивных (оцифрованных) кейсов разноуровневых заданий в связи с наличием внутри группы (в том числе даже одного года обучения) детей с различным уровнем подготовки — обучающихся, легко усваивающих новый материал, и ребят, которым необходимо больше времени и упражнений для освоения темы.

Как следствие вышеперечисленного, педагог дополнительного образования, реализующий программы обучения шахматам, вынужден тратить колоссальное количество времени на подготовку к занятиям и на обработку продуктов обратной связи от обучающихся, а также на поиск путей решения перечисленных выше проблем. Исходя из личного опыта профессиональной деятельности, можно отметить, что эффективным выходом из данной ситуации не являются ни традиционные методы работы на дистанте (проверка фотоотчётов выполненных заданий, поскольку получение обратной связи между педагогом и обучающимся в данном случае значительно отсрочено по времени), ни воспроизведение опыта дистанционного обучения, практикуемого в популярных шахматных онлайн-школах, поскольку они используют платные ресурсы, недоступные другим педагогам. Использование Google Форм (и подобных им ресурсов) для создания качественных интерактивных материалов требует высокого уровня владения встроенными в них инструментами и больших временных затрат на разработку каждой формы. Шахматные порталы типа lichess.ohg, chess.com, chesskid.com, рекомендуемые большинством преподавателей шахматной дисциплины, во-первых, имеют сложный интерфейс (с точки зрения младших школьников и их родителей), а во-вторых, не содержат, подобно школьным цифровым образовательным платформам (например, «Учи.ру») множественные кейсы уже готовых интерактивных заданий по различным темам, которые можно использовать в любом, определяемом каждым педагогом в соответствии со структурой своей образовательной программы порядке. В итоге на мой взгляд, наиболее оптимальным решением обеспечения качественного дистанционного обучения детей по шахматным программам является использование такого цифрового ресурса, как stepchess.ru.

Данный русскоязычный (что является одним из его достоинств) шахматный сайт с простым и удобным для пользователя с любым уровнем цифровой грамотности интерфейсом, разработанный группой энтузиастов, предоставляет возможность бесплатного использования встроенного шахматного тренажёра для закрепления любой изучаемой темы путём решения задач (на мат в 1, 2 и более ходов, на поиск лучшего хода, на выигрыш фигуры и т.д.). На сайт уже загружены несколько тысяч задач, сгруппированных в основные тематические модули «Тактика», «Дебюты», «Эндшпиль», «Для начинающих», в той или иной степени соответствующие разделам любой программы обучения шахматам. Внутри данных модулей, вынесенных на главную страницу сайта, имеются тематические блоки (например, «Связка», «Двойные удары и вилки» в модуле «Тактика», «Матование одинокого короля», «Ладейный эндшпиль» в модуле «Эндшпиль», «Объяви шах», «Простая защита» в модуле «Для начинающих»). Внутри каждого тематического блока задачи сгруппированы по уровням сложности, что удобно для раздачи их детям с различным уровнем шахматной подготовки. Чтобы приступить к прохождению любого уровня, достаточно щёлкнуть на название кейса задач в его составе, отображаемое в виде гиперссылки; при этом уровни можно проходить в любой последовательности, например, начать с самого сложного, пропустив предшествующие ему, более лёгкие уровни. Каждая задача внутри кейса имеет свой порядковый номер. Во время решения задачи ходы за противника (произвольные или заранее заданные в отдельных случаях) при необходимости осуществляет шахматный движок Stockfish (компьютер), а правильность решения отображается автоматически в виде звёзд, где 3 звезды — максимальная оценка за безошибочное выполнение задания, а 1 звезда — минимальная оценка за задание, на выполнение которого было потрачено больше двух попыток (при этом общее количество попыток на решение любой задачи не ограничено). В каждом тематическом модуле все решённые задачи отмечаются количеством полученных за них звёзд; также для зарегистрированных пользователей предусмотрено отображение прогресса прохождения всех задач модуля («прогресс по курсу» в виде шкалы с заработанных количеством звёзд и «прогресс по теме» с отображением количества решённых задач, что позволяет определить среднее арифметическое для понимания степени успешности того или иного обучающегося при закреплении темы). При необходимости прогресс по любому тематическому блоку можно обнулить и начать заполнять шкалу, заново прорешивая задачи. Исходя из личного опыта, замечено, что использование «системы звёзд» как элемента геймификации, значительно повышает интерес обучающихся к решению даже самых сложных шахматных задач.

Одним из главных достоинств сайта stepchess.ru для преподавателя шахматной дисциплины является возможность создания собственных кейсов задач по темам, не включённым в тематические модули. После прохождения процедуры несложной регистрации (фамилия и имя, e-mail, пароль, капча), не требующей подтверждения через электронную почту, или авторизации через социальные сети (lichess.ohg, ВКОнтакте, Google) во вкладке «Дополнительно» в верхнем меню сайта открывается возможность создания собственных тематических блоков («Создать курс»), которые не отображаются среди встроенного контента сайта, но тем не менее доступны по ссылке (её педагог может разослать обучающимся или опубликовать в открытом доступе). Задачи для тематических блоков создаются путём расстановки позиции в редакторе шахматных диаграмм (при этом можно добавлять текстовые и видеоуроки, задания для новичков на запоминание координат доски, расстановки начальной позиции и т.д., задания на отработку тактики или разучивание дебюта и др.). При расстановке позиции можно выбрать цвет фигур, которыми будет играть обучающийся, прописать количество ходов, отметить верные из них, создать задания типа «Лабиринт», «Перехитри часовых», подобно предложенным в учебниках И. Г. Сухина, и т.д. После проверки и, по желанию, добавления инструкции к задаче, позиция сохраняется. По завершении наполнения контентом все созданные педагогом тематические блоки отображаются в разделе «Мои курсы» вкладки «Дополнительно»; при этом их можно редактировать (добавлять/убавлять количество уровней и кейсов, менять последовательность задач внутри уровня/кейса, переносить задачи между уровнями/кейсами и т.д.) в любое время. Удобной опцией при создании тематического блока также является выбор степени его доступности. При выборе опции «доступен для всех» каждый, кому будет отправлена ссылка на тематический блок, в любое время сможет приступить к решению его задач. При выборе опции «закрытый» приступить к решению задач смогут лишь те обучающиеся, которые получили подтверждение доступа от педагога по предварительной заявке.

Работая с обучающимися на stepchess.ru, зарегистрированный педагог во вкладке «Дополнительно» верхнего меню сайта может искать своих учеников через базу всех зарегистрированных пользователей по фамилии и имени, логину или e-mail ребёнка, добавлять их для просмотра активности (прогресса обучения) в их профилях (за какой период и сколько задач удалось решить, за какое время ученик справился с той или иной задачей, сколько звёзд получил в тех или иных тематических блоках и за сколько попыток по каждой конкретной задаче и т.д.) и даже начислять поощрительные баллы (ставить отметки).

Обзорное описание некоторых (и далеко не всех) возможностей сайта stepchess.ru, представленное в данной статье, наглядно свидетельствует, что на сегодняшний день в условиях стремительной цифровизации системы дополнительного образования данный веб-ресурс для педагогов, реализующих программы обучения шахматам любого уровня, от профессиональных до всеобучающих, является самым удобным и эффективным для организации (полу)самостоятельной работы разноуровневых по успеваемости обучающихся по закреплению изучаемых тем и получения от них оперативной обратной связи без колоссальных затрат времени на оценивание ответов и статистическую обработку. 

 

 


 

Решение проблемы цифровизации дидактического материала и организации работы обучающихся с ним для педагога дополнительного образования, реализующего программы обучения шахматам в дистанционном формате

Решение проблемы цифровизации дидактического материала и организации работы обучающихся с ним для педагога дополнительного образования, реализующего программы обучения шахматам в дистанционном формате

Использование Google Форм (и подобных им ресурсов) для создания качественных интерактивных материалов требует высокого уровня владения встроенными в них инструментами и больших временных затрат на…

Использование Google Форм (и подобных им ресурсов) для создания качественных интерактивных материалов требует высокого уровня владения встроенными в них инструментами и больших временных затрат на…

В каждом тематическом модуле все решённые задачи отмечаются количеством полученных за них звёзд; также для зарегистрированных пользователей предусмотрено отображение прогресса прохождения всех задач модуля («прогресс…

В каждом тематическом модуле все решённые задачи отмечаются количеством полученных за них звёзд; также для зарегистрированных пользователей предусмотрено отображение прогресса прохождения всех задач модуля («прогресс…

Работая с обучающимися на stepchess

Работая с обучающимися на stepchess
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022