Решение текстовых задач на пропорциональное деление

  • docx
  • 18.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Матем 19.12. 4А.docx

19 декабря 2022г.

Математика  4-б класса Учитель Попова М.В.

Студент Гудкова В.С.

Группа ПНК 33

Технологическая карта.

Тема

Решение текстовых задач на пропорциональное деление

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия  для формирования умения решать задачи на пропорциональное деление.

Задачи

 

 

 

-       формировать умение решать  задачи на пропорциональное деление;

-       развивать память, внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, математическую речь;

-       воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.

Планируемые результаты (предметные)

познакомятся с решением нового вида задач на пропорциональное деление; научатся выполнять письменные приемы вычислений; решать задачи, сформулированные в косвенной форме; определять количество цифр в записи частного; классифицировать и решать уравнения; преобразовывать величины.

Личностные результаты

Осознанно проведут самоконтроль и адекватную самооценку результатов своей учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия;

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера;

Межпредметные связи

Русский язык,- литературное чтение

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная и парная работа

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1.      Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Зовут меня  Вероника Сергеевна,  и сегодня урок математики  у вас проведу я.

 

Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе!

Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

 

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

 

-Ребята, давайте проверим свои рабочие места, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит у вас на партах?

Учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Здравствуйте!

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2.      Актуализация и пробное учебное действие

-Сейчас я некоторым учащимся дам карточки и они будут работать индивидуально, а остальные работают со мной.

Приложение 1.

Устный счёт.

1. Во  сколько  раз  7  м  больше  7  см?   

2. На  сколько  8  см  меньше  8  м?

3. Какое  число  нужно  разделить  на  16,  чтобы  получить  в  частном  50?  

4. Произведение  чисел  120  и  0  увеличьте  на  37. 

5. Увеличьте  108  в  6  раз.  

6. Разность  чисел  170  и  90  увеличьте  в  4  раза.

7. Число  640  уменьшите  в  4  раза.  

8. 436  тонн  выразите  в  центнерах. 

9. Какое  число  надо  разделить  на  26,  чтобы  получить  50?  

10. Какую  часть  километра  составляет  1  м?  

 

 

Задание 2

Найдите  периметр  и  площадь  квадрата  со  стороной  6  дм.

Р=4×6=24дм,
S= 6×6 = 36 (дм в квадрате)  

 

Задание 3

Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5 автомашин. Сколько всего машин шло в Москву?

 

Задание 4

От  стадиона  до  школы  360  метров.  Ученики  пробежали  одну четвёртую  часть  пути.  Сколько  метров  им  осталось  бежать?   

 

1)      360 : 4 = 90 (м) – пробежали

2)       360 - 90 = 270 (м)

Ответ: 270 метром осталось.

 

Молодцы! Вы хорошо справились с устным счётом.

Ребята, которые работали по карточкам, сдавайте их.

Отдельные учащиеся получают карточки. Работают. 

 

 

В 100 раз.

На 792 см меньше.

800.

 

37.

648.

320.

160.

4 360 центнеров.

1300.

Одну тысячной километра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одно-такси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдают карточки.

3. Выявление места и причины затруднения

-Ребята,  сейчас внимательно послушайте условие задачи. Вам необходимо определить вид каждой задачи.

1)     Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу. Чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?

-Назовите вид задачи.

 

2)   Два мальчика одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 200 м. Они встретились через 20 секунд. Первый бежал со скоростью 5 м/с. С какой скоростью бежал второй мальчик?

-Эта задача какого вида?

 

3)     Лыжник шел со скоростью 18 км/ч и был в пути 3 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 9 км час?

-Определите тип данной задачи.

 

4)   Двое рабочих заработали 900 рублей. Один работал - 2 недели, а другой 8 недель. Сколько денег заработал каждый?

-Определите вид задачи.

-В связи с чем вызвано затруднение?

-А хотите научится?

-Как вы понимаете выражение «Пропорциональное деление»?

 

 

-Сформулируйте тему урока.

-Верно!

 

 

 

 

 

 

Задача на движение.

 

 

 

 

Встречное движение.

 

 

 

Задача на движение в одном направлении.

 

 

Затруднение.

Никогда не решили задачи такого вида.

Конечно.

Пропорциональное деление — деление какой-нибудь величины на части, прямо или обратно пропорциональные данным числам.

Решение задач на пропорциональное деление.

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Давайте откроем учебнике на стр. 86.

Читаем условие задачи под номером 395.

– Что надо узнать в задаче?

 

– Верно. Можно ли сразу узнать, сколько стоит первый кусок ткани?

– Почему?

– А как найти цену?

– Известны ли нам по задаче количество и стоимость.

– Давайте запишем решение задачи по действиям.

1) 5 + 4 = 9 (м) – всего в двух кусках.

2) 360 : 9 = 40 (р.) – цена.

3) 40 · 5 = 200 (р.) – стоит 1-й кусок.

4) 40 · 4 = 160 (р.) – стоит 2-й кусок.

Ответ: 200 рублей стоит 1-й кусок, 160 рублей стоит 2-й кусок

Открывают учебник и читают условие задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Сколько стоит отдельно первый кусок ткани
и сколько стоит второй кусок ткани.

Нет.

 

Мы не знаем цену ткани.

Надо стоимость разделить на количество.

Нам известна общая стоимость двух кусков, а их общее количество метров неизвестно, но это можно узнать, сложив числа 5 и 4

5. Реализация построенного проекта

-А сейчас прочитайте про себя условие задачи №396.

математика 4 класс Моро, Бантова - 1 часть страница 86, номер 396

-Где была мука?
-Сколько было мешков?
-Сколько кг было в каждом мешке?
-Во что расфасовали муку?
-Сколько было пакетов?
-Что нам известно еще про пакет?

 

1) 56 + 24 = 80 (кг).

2) 80 : 40 = 2 (кг).

3) 56 : 2 = 28 (п.).

4) 24 : 2 = 12 (п.).

Ответ: 28 пакетов потребовалось для расфасовки  муки  из  первого мешка, 12 пакетов – из второго мешка.

Читают.

 

 

 

 

В мешке.

Два. 

В одном 56 кг, а в другом-24.

А пакеты.

40.

Муку расфасовали поровну.

 

 

Физкультминутка

-Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения.

 

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

Встают. Повторяют движения.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А сейчас приступаем к выполнению №397.

6336 : 2 = первое неполное делимое 6, поэтому в частном 4 цифры.

58135 : 7 = первое неполное делимое 58, поэтому в частном 4 цифры.

6336 : 9 = первое неполное делимое 63, поэтому в частном 3 цифры.

34472 : 8 = первое неполное делимое 34, поэтому в частном 4 цифры.

 

 

Вычисляют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

-Задачу 398 выполняем самостоятельно.

 

В одно ведро вмещается 6 литров

.1) 300 : 6 = 50 (в.) – воды, для первого аквариума.

2) 312 : 6 = 52 (в.) – воды, для второго аквариума.

3) 50 + 52 = 102 (в.)

Ответ: 102 ведра воды.

 

Или

1)300 + 312 = 612 (л) - воды влили в оба аквариума.

2)612 : 6 = 102 (в.)

Ответ: 102 ведра воды понадобятся для того, чтобы наполнить оба аквариума.

 

 -А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и давайте проверим правильность решения задачи.

 

Самостоятельно решают задачу.

9.      Включение в систему знаний

Итак, ребята, давайте подведём итог урока.

 

С каким видом задач сегодня познакомились на уроке?

 

 

Задачи на пропорциональное деление.

10.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наш урок подошел к концу. Откройте свои дневники и запишите задание на дом.

Учебник, стр. 86, №399, 402,403.  

 

- Если вы поняли весь материал, у вас не было затруднений или возникли небольшие трудности, то поднимите карточку с зеленым смайликом, а кто вообще не справился с заданием – поднимите карточку с красным смайликом. Приложение 2

 

- Урок окончен! До свидания!

Открывают дневники, записывают задание на дом.

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

До свидания!

 

                                                                                                                                              Методист  ______________  Манько Н.Н.

                                                                                                                                           Учитель ____________________ Попова М.В.

                                                                                                           Оценка  ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ФИО_________________________________________

Карточка №1

1.     Реши задачу

У Коли есть 6 комплектов открыток по 11 открыток в каждом. У Миши на 14 открыток меньше. Сколько открыток у Коли и Миши?

 

 

 

 

2. Реши примеры по действиям

496 : 4 + 157 · 4 – 257=

(653 - 475) · 3 + 129 =

 

 

 

ФИО_________________________________________

 

Карточка №2.

1. Решите задачу.


У Васи есть 8 наборов открыток по 7 штук в каждом. У Коли – на 18 открыток меньше. Сколько всего открыток у Васи и у Коли?

 

 

 

 

 

 

2. Реши примеры по действиям

852 - 204 × 3 + 187 =

350 : (5 - 3) + 202 - 98 =

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 https://xn----7sbah6aasqgccxhhaf3n.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/07/aTqog9ppc.jpg