Тема: Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Этапы урока |
Ход урока |
|||||||||
1. Оргмомент. Проверка д/з. 2. Устный счет
3. Актуализация знаний.
4. Сообщение темы и целей урока.
5. Работа над новой темой.
6. Закрепление изученного
7. Работа над пройденным материалом
8. Итог урока
9. Домашнее задание.
|
Задачи на смекалку -Откройте учебник на с. 24. - Найдите задание на полях. - Назовите каждую фигуру. - Какие числа пропущены: 4, 8,..., 16, 20, 24, ..., 32,..., 40? - Замените суммой разрядных слагаемых числа, где количество единиц больше количества десятков: 16 = 10+6, 24 = 20+4, 28 = 20+8, 36 = 30+6. Игра «Математический десант» - На доске «парашютисты», у каждого на куполе парашюта пример. - К нам летит «математический десант». Вам быстро и точно надо считать, чтоб каждый десантник мог свое место занять!
- Какой прямоугольник остался лишним? Десантник с каким числом должен быть в парашюте?(15.) - Придумайте свои примеры с этим ответом.
- Вспомните, как называются числа при вычитании. - Что такое вычитаемое? Что такое уменьшаемое? - Назовите компоненты в этом выражении: 10 — 4 = 6. - Какое из чисел самое большое? (10 -уменьшаемое.) - Что с ним произойдет, когда из него вычтем 4? (Уменьшится на 4.) На доске закрепляется опорная схема. Карточка Помогайка:
- Эту схему можно записать коротко: У - В = Р - Может вычитаемое быть больше уменьшаемого? (Нет, пример не получится.) - Как найти уменьшаемое? (У = Р+В) - Решали ли вы когда-нибудь задачи с использованием такой схемы? - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого) - Какую цель поставим на уроке? (научиться решать задачи такого типа) - Что значит научиться решать задачу? (научиться составлять схему, анализировать задачу, выбирать знак действия при записи решения) - Посмотрите, что у меня в руках? (корзинка). - Как вы думаете, что в ней находится? Чтобы отгадать, что лежит в корзинке, надо отгадать загадку.
Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой накрылся. (Гриб) - Верно, это гриб. - После того, как я вынула из корзинки 4 гриба, в ней осталось еще 8 грибов. Учитель показывает 8 предметных картинок с изображением грибов и для того, чтобы дети не решили задачу пересчетом, тут же убирает их. - Скажите как узнать, сколько грибов было в корзине не используя числа? ( В корзине были те грибы, которые остались, и те, которые взяли. Если к тем грибам, которые остались, добавить те грибы, которые взяли, то мы узнаем, сколько грибов было в корзине.) - Составьте задачу. (В корзине было несколько грибов. После того, как взяли 4 гриба, в корзине осталось 8 грибов. Сколько грибов было в корзине сначала?) - Что известно в задаче? - Что надо найти в задаче? - Давайте составим краткую запись к задаче. Было - ? Взяли – 4 г. Осталось – 8 г. - Что является уменьшаемым; вычитаемым; разностью? - Можно ли условие и вопрос задачи можно изобразить с помощью чертежа? Попробуем изобразить, пользуясь следующей памяткой: 1. Прочитай задачу, выдели вопрос и условие, данные, искомое. 2. Выбери то, что полезно выражать длиной отрезка. 3. Выбери то, что будешь изображать отрезком в первую очередь. 4. Изобрази одно из данных или неизвестных отрезком, обозначь его. 5. Изобрази отрезками оставшиеся данные, неизвестные, искомое. Обозначь их. (Перед тем, как чертить каждый из отрезков, определи: а) как его расположить; б) какой длины его взять.) 6. Проверь, правильно ли построен чертеж.
- Какое число будет в ответе, больше 4 и 8 или меньше? Почему? - Как найдем количество грибов в корзине? Каким действием? (Сложением) - Запишите решение и ответ. № 1, с. 24 - устный разбор. - Прочитайте задачу. - О чем эта задача? ( О машинах на стоянке) - Выделите условие, вопрос. - Что известно в задаче? (Сколько машин осталось и уехало.) - Что неизвестно? (Сколько было.) - Рассмотрите рисунок. Машин на стоянке сначала было больше или меньше, чем осталось? (Больше.) - На сколько больше? (На 3.) - Каким должно быть количество машин на стоянке? (Больше, чем уехало, больше, чем осталось. Больше 3 и 6.) - Как получаем большее число? (Сложением.) - Проверьте себя, рассмотрев схему к задаче. - Каким будет ее решение? (6 + 3 = 9 м.) - Запишите решение в тетрадь, но сначала нарисуйте схему. - Так из чего состоит количество машин, стоявших на стоянке сначала? (Из тех, что уехали, и из тех, что остались.) - Проверьте себя, сосчитав машины на стоянке (по рисунку). Физкультминутка № 2, с. 24. - Прочитайте задачу. - О чем эта задача? (О помидорах, которые продавал продавец.) - Выделите условие, вопрос. - Найдите главные, опорные, слова в условии задачи. (Было, продал, осталось.) - Запишем задачу кратко. Было - ? Продал -4ящ. Осталось - 7 ящ. - Из чего состоит количество ящиков, которые были у продавце сначала? (Из тех, что продал и что осталось.) - Нарисуйте схему.
- Запишите решение. (Взаимопроверка в парах.)
№ 4, с. 24 1 столбик решаем вместе. 2, 3 столбики - самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах. Задания для индивидуальной работы: 1. Поставь знаки сравнения: 42 см ... 42 мм 65 мм ... 6 см 8 мм 28 мм ... 3 см 7 дм ... 17 мм 2. Какие числа меньше 90 можно записать, используя цифры 0, 8, 4. Запиши их в порядке возрастания. Замени каждое число суммой? разрядных слагаемых.
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке? - Какую цель мы ставили перед уроком? - Кто понял, как решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого? - Кому еще трудно решать такие задачи?
- № 5, с. 24. - Составить задачу на нахождение неизвестного уменьшаемого, составить краткую запись, чертеж, решить. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.