Се¬го¬дняш¬ний урок яв¬ля¬ет¬ся за¬вер¬ша¬ю¬щим в главе «Аг¬ре¬гат¬ные со¬сто¬я¬ни¬я ве¬ще¬ства», и в рам¬ках него мы решим несколь¬ко задач, ко¬то¬рые могли бы быть вклю¬че¬ны в кон¬троль¬ную ра¬бо¬ту по этой теме. Ранее мы рас¬смот¬ре¬ли мно¬же¬ство теп¬ло¬вых про-цес¬сов: на¬гре¬ва¬ние и охла¬жде¬ние, плав¬ле¬ние и кри¬стал¬ли¬за¬ция, па¬ро¬об¬ра¬зо¬ва¬ние и кон¬ден¬са¬ция, го¬ре¬ние топ¬ли¬ва. Кроме этого, мы об¬суж¬да¬ли при¬ме¬не¬ние в тех¬ни¬ке тех¬но¬ло¬гий, опи¬са¬ние ко-то¬рых тре¬бу¬ет вла¬де¬ния ука¬зан¬ны¬ми по¬ня¬ти¬я¬ми и такой ха¬рак¬те-ри¬сти¬кой лю¬бо¬го тех¬ни¬че¬ско¬го устрой¬ства, как КПД.
Тема: Агрегатные состояния вещества
Урок: Решение более сложных задач по теме «Из-
менение агрегатных состояний вещества»
. Повторение теории темы «Тепловые явления и
агрегатные состояния вещества»
Сегодняшний урок является завершающим в главе
«Агрегатные состояния вещества», и в рамках него
мы решим несколько задач, которые могли бы быть
включены в контрольную работу по этой теме.
Ранее мы рассмотрели множество тепловых процес-
сов: нагревание и охлаждение, плавление и кри-
сталлизация, парообразование и конденсация, горе-
ние топлива. Кроме этого, мы обсуждали примене-
ние в технике технологий, описание которых требу-
ет владения указанными понятиями и такой харак-
теристикой любого технического устройства, как
КПД.
Вспомним, какие формулы необходимо знать, чтобы
решать задачи по теме «Тепловые явления и агре-
гатные состояниявещества».
Количество теплоты нагрева или охлаждения тела:
Количество теплоты плавления или кристаллизации
тела:
Количество теплоты парообразования или конден-
сации тела:
Количество теплоты сгорания топлива:В указанных формулах присутствуют табличные ве-
личины, которые тоже необходимо вспомнить:
;
удельная теплоемкость,
удельная теплота плавления,
удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива,
;
;
.
Перейдем к решению задач. Начнем с задачи, кото-
рая соответствует по типу предлагающимся на ЕГЭ
(едином государственном экзамене) заданиям.
2. Задача об исследовании графика
тепловых процессов
Пример 1. По указанному графику (рис. 1) определи-
те участок этого графика, который соответствует
конденсации вещества. Первоначально вещество
находится в газообразном состоянии.
Рис. 1.
Решение. Как видно из графика, по оси абсцисс от-
ложено время, а по оси ординат – температура ве-
щества.
В условии задачи указано, что некое вещество изна-
чально находится в газообразном состоянии (в
точке А), из графика можем сделать вывод, что из
исходного состояния с течением времени происхо-
дит понижение температуры вещества в газообраз-ном состоянии (до точки B). На участке BC, как
видно, с течением времени не происходит измене-
ния температуры, а это соответствует либо поддер-
жанию вещества при постоянной температуре, либо
агрегатному переходу. Поскольку в условии указа-
но, что агрегатный переход (конденсация) осу-
ществляется, а на графике горизонтальных участ-
ков больше нет, то BC соответствует процессу кон-
денсации, о котором спрашивается в условии.
Если проанализировать график на остальных его
участках, то на участке CD происходит остывание
жидкости, а на DE – ее нагревание.
Ответ. Участок BC.
3. Задача на уравнение теплового
баланса
Пример 2. 20 л холодной воды, взятой при темпера-
туре
, поместили в некий изолированный сосуд.
К этой воде добавили некоторое количество кипят-
ка. В результате получилась вода температурой
Какой объем кипятка был добавлен к холодной
воде?
Решение. Запишем условие задачи:
Дано:
СИ
.
Поскольку для определения количеств теплоты, ко-
торые участвуют в теплообмене, необходимо опре-
делить массу воды, выпишем ее плотность из соот-.
.
и вычислим
ветствующей таблицы
массу
Выпишем также значение удельной теплоемкости
воды, которая будет необходима для вычисления
количества теплоты:
Поскольку по условию сосуд, в котором находятся
жидкости, теплоизолирован, то можно утверждать,
что тепловая энергия перераспределится между хо-
лодной и горячей водой, и мы будем иметь возмож-
ность воспользоваться в данном случае уравнением
теплового баланса. В уравнении будут присутство-
вать два количества теплоты: нагрева холодной
воды и охлаждения горячей, другие тепловые про-
цессы в рамках задачи не происходят.
уравнение теплового баланса.
количество теплоты нагревания холод-
ной воды.
количество теплоты охлаждения горя-
чей воды.
Подставим полученные выражения в уравнение теп-
лового баланса:
.
Вычислим искомый объем
воды:
Замечание. Следует отметить, что значение удель-
ной теплоемкости воды не важно при решении за-
дачи, т. к. эта величина сокращается на определен-
ном этапе решения. Аналогично можно обойтись и
без значения плотности воды, если не рассчитывать
массу воды в начале решения, а подставить ее в
..
общем виде в уравнение теплового баланса. В
таком случае плотность воды также сократится.
Ответ.
4. Задача на КПД теплового прибора
Пример 3. 1,2 л воды, взятой при температуре
,
на электроплитке, КПД которой равно 65%, довели
до кипения (рис. 2). Мощность электроплитки со-
ставляет 800 Вт. 3% воды при этом превратилось в
пар. Сколько времени длилось нагревание?
Решение.
Рис. 2.
Запишем условие задачи:
Дано:
СИ
Для удобства расчетов и записи в «дано» проценты
переведены в сотые доли.
Поскольку в условии задачи речь идет об учете зна-
чения КПД плитки, то следует определиться с тем,
какая работа является полезной в данном случае.
Полезной работой является количество теплоты на-грева воды и ее частичного парообразования, т. к.
именно для этого, в частности, и предназначена на-
гревательная плитка.
Выпишем дополнительные табличные данные, необ-
ходимые для решения задачи: плотность
воды
, ее удельная теплоемкость
удельная теплота парообразования
Вычислим массу воды, которая нагревается:
и
.
.
Количество теплоты, затраченное на нагревание
воды:
.
Для вычисления количества теплоты парообразова-
ния части воды необходимо вычислить массу пара,
которая в итоге образуется. Для этого более по-
дробно остановимся на вычислении 3% от массы
воды. 3% – это три сотых от числа, т. е. для вычис-
ления 3% от массы воды (масса образовавшегося
пара) проделаем следующее дей-
ствие:
Количество теплоты, затраченное на парообразова-
ние части воды:
.
.
Воспользуемся формулой мощности для вычисления
количества теплоты, выделенного электроплиткой (
), т. е. полного количества теплоты:
.
Полезная работа нагрева и парообразования воды,
как уже было оговорено ранее:
.Воспользуемся формулой вычисления КПД
электроплитки (без процентов), выразим из нее ис-
комое время и вычислим его:
.
.
Ответ.
Рассмотренная нами задача является сложной и
представляет собой образец применения сразу
нескольких понятий изученной темы в едином ком-
плексе.
На этом мы подводим итог теме «Тепловые явления
и агрегатные состояния вещества». На следующем
уроке мы начнем новую большую тему «Электромаг-
нитные явления».
Список литературы
1.
Генденштейн Л. Э, Кайдалов А. Б., Кожевников В. Б.
Физика 8 / Под ред. Орлова В. А., Ройзена И. И. – М.:
Мнемозина.
Перышкин А. В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
2.
3. Фадеева А. А., Засов А. В., Киселев Д. Ф. Физика
8. – М.: Просвещение.