Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
10 кл
12.02.2017
Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!
В олимпиадной и конкурсной практике часто встречаются иррациональные уравнения, которые легко решаются с помощью методов, описанных в данной работе. Между тем, эти методы редко упоминается в учебной и научно-популярной литературе. Так, большинство работ, связанных с иррациональными уравнениями, посвящены использованию свойств арифметического корня. В учебнике "Алгебра и начала математического анализа" 10класс (авторы: Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И. Шабунин) материал по иррациональным уравнениям описывается в 5 главе "Степенная функция". В параграфе "Иррациональные уравнения" решения уравнений основывается на свойстве: при возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение-следствие данного. Но это лишь один из методов. На самом деле, существуют такие методы как метод подстановки, метод оценки левой и правой частей уравнения, метод монотонности и др.Иррациональное в переводе с греческого «уму непостижимое, неизмеримое, немыслимое». Понятие иррациональности ассоциируется с изображением корня. Ньютон – английский физик ввёл современное изображение корня.
Иррациональным называется уравнение, в котором неизвестное (переменная) содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в рациональную (дробную) степень.
Простейшим иррациональным уравнением является уравнение вида:
, (*)
при решении которого важную роль играет четность или нечетность .
Решение иррациональных уравнений .docx
Управление образования администрации
Арзамасского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чернухинская средняя школа»
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых
оригинальных приемов
Работу выполнила:
Пахутина Г.М.,
учитель математики.
с.Чернуха 2015год Содержание.
Введение………………………………………………………………………..3
Иррациональные уравнения………………………………………………….4
Решение иррациональных уравнений……………………………………...... 6
1. Метод пристального взгляда………………………………………… …6
2. Введение новой переменной…………………………………………… . 6
3. Сведение уравнения к системе рациональных уравнений с помощью
введения переменной. ……………………………………………………7
4. Метод подстановки……………………………………………………… 8
5. Исследование ОДЗ……………………………………………………… 9
6. Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных
уравнений………………………………………………………………… 9
Применение монотонности функции………………………………… 11
7.
8. Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель……12
9. Метод оценки…………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………… 15
Литература…………………………………………………………………..... 16
2 Введение.
Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!
В олимпиадной и конкурсной практике часто встречаются иррациональные
уравнения, которые легко решаются с помощью методов, описанных в данной
работе. Между тем, эти методы редко упоминается в учебной и научно
Так,
популярной литературе.
иррациональными уравнениями,
большинство работ,
посвящены
связанных с
использованию свойств
арифметического корня. В учебнике "Алгебра и начала математического
анализа" 10класс (авторы: Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.
Шабунин) материал по иррациональным уравнениям описывается в 5 главе
"Степенная функция". В параграфе "Иррациональные уравнения" решения
уравнений основывается на свойстве: при возведении обеих частей уравнения в
натуральную степень получается уравнениеследствие данного. Но это лишь
один из методов. На самом деле, существуют такие методы как метод
подстановки, метод оценки левой и правой частей уравнения, метод
монотонности и др.
Объектом исследования в данной работе является решение
иррациональных уравнений с применением оригинальных способов. Целью
моей работы является рассмотрение теоретических основ, формирование
представления о методах решения уравнений и использование их при решении
различных задач. Для реализации поставленной цели потребовалось решить
следующие задачи:
3 изучить научнометодическую, математическую литературу по проблеме
исследования;
проанализировать учебные пособия с целью изучить и описать методы
решения иррациональных уравнений;
классифицировать методы, применяемые для решения иррациональных
уравнений;
определить диапазон применимости этих методов.
В качестве метода исследования для решения поставленных задач,
использовался анализ научнометодической литературы, учебных пособий и
задачников по алгебре.
Практическая значимость работы выражается в том, что в ней
описываются различные методы решения иррациональных уравнений, которые
могут быть использованы при подготовке к участию в математических
олимпиадах, при подготовке к ЕГЭ по математике.
Представленная мною работа будет очень полезна для подготовки и сдачи
экзаменов, потому что рассмотренные методы могут быть с успехом
применены к решению многих задач по высшей математике. Эйнштейн говорил
так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако,
уравнения, помоему, гораздо важнее. Политика существует для данного
момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Иррациональные уравнения
Иррациональное в переводе с греческого «уму непостижимое, неизмеримое,
немыслимое». Понятие иррациональности ассоциируется с изображением
корня. Ньютон – английский физик ввёл современное изображение корня.
Иррациональным называется уравнение, в котором неизвестное (переменная)
содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в
рациональную (дробную) степень.
Простейшим иррациональным уравнением является уравнение вида:
4 (*)
при решении которого важную роль играет четность или нечетность
,
.
Если
нечетное, то уравнение (*) равносильно уравнению
.
Если
четное, то, так как корень считается арифметическим,
.
необходимо учитывать ОДЗ (область допустимых значений):
Уравнение (*) в этом случае равносильно системе:
.
Следует помнить, что при решении иррациональных уравнений необходима
проверка всех найденных корней путем их подстановки в исходное уравнение
или нахождение ОДЗ и следующий анализ корней (при решении методом
приведения к равносильной смешанной системе уравнений и неравенств
необходимость в этом отпадает).
Для решения иррациональных уравнений обычно используются следующие
м е т о д ы :
Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень
Метод равносильных преобразований
Метод пристального взгляда
Введение новой переменной
Исследование ОДЗ
Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель.
Сведение уравнения к системе рациональных уравнений с помощью
введения переменной.
5 Выделение полного квадрата
Использование ограниченности выражений, входящих в уравнение
Использование свойств монотонности функций
Использование векторов
Функционально графический метод
6 Решение иррациональных уравнений.
1).Метод пристального взгляда
Можно ли, не решая уравнений, сделать вывод о неразрешимости
предложенных уравнений:
7
x
8
;
x
x
3
2
x
1
3
5
х
х
9
5
х
7
43
х
2
х
02
2).Введение новой переменной
Введение новой переменной в ряде случаев позволяет перейти от
иррационального уравнения к рациональному уравнению. Введение
вспомогательной переменной в ряде случаев приводит к упрощению уравнения.
Чаще всего в качестве новой переменной используют входящий в уравнение
радикал. При этом уравнение становится рациональным относительно новой
переменной.
Пример 1. Решить уравнение:
Пусть
тогда исходное уравнение примет вид:
7 , корни которого
и
Решая уравнение
, получаем
и
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение
.
Решение. Возведение данного уравнения в квадрат привело бы к
уравнению четвертой степени, что нерационально. Поэтому запишем
и введем «новую»
уравнение в виде
переменную:
,
.
Получим
.
Вернемся к «старым» переменным
Второе из полученных уравнений решений не имеет, а решения первого есть
или
числа
Ответ:
.
3). Сведение уравнения к системе рациональных уравнений с помощью
введения переменной.
Иногда при решении иррационального уравнения возникает
необходимость ввести не одну, а несколько «новых» переменных. Такая
ситуация возникает, например, при решении уравнений, содержащих радикалы
разных степеней.
Пример. Решить уравнение
.
8 Решение. Пусть
стороны
и
. Тогда
. С другой
. Получаем систему
.
,
Решим последнее уравнение системы:
.
, а тогда
Получим, что
следовательно, исходное уравнение решений не имеет.
Ответ: нет решений.
. По условию
4). Метод подстановки.
1. Решите уравнение
3
9
х
3
7
4
х
.
Заметим, что знаки х под радикалом различные. Введем обозначение
3 9
х
a
,
.
х 3 7
b
Тогда,
9
7
x
a
bx
3
3
,
.
Выполним почленное сложение обеих частей уравнения
.
16
3
a
b
3
Имеем систему уравнений
ba
,4
3
3
b
a
;16
,4
ba
2
(
)(
aba
ab
2
b
)
;16
,4
ba
2
a
ab
Т.к. а + в = 4, то
.4
b
2
(
ba
)
2
,16
2
a
2
16
b
2
,
ab
9
,4
ba
2
16
ab
ab
;4
ba
,4
16
3
ab
;4
,4
a
ab
b
.4
Значит:
a
b
,2
;2
3
3
9
7
x
x
,2
;2
9 – x = 8 х = 1. Ответ : х = 1.
2. Решите уравнение
4
17
x
4
17
2
x
.
Введем обозначения:
4 17
x
a
,
0a
;
4 17
x
b
,
.
0b
Значит:
17
17
a
b
x
x
4
4
,
.
Сложив почленно левую и правую части уравнений, имеем
4
a
Имеем систему уравнений
ba
a
,2
4
4
b
.34
.
4
b
34
а + в = 2,
2
a
2
ab
2
4
b
,
2
a
4
a
2
2
ba
2
4
16
b
,
16
ab
4
2
ba
2
2
24
b
.
4
4
b
16
16
a
Вернемся к системе уравнений:
2
ba
ab
2
2
16
ab
2
ba
2
2
18
,
2
2
ba
ab
8
09
,
ab
2
ba
2
2
.34
,2
ab
ba
16
16
.
Решив уравнение относительно (ab), имеем ab = 9, ab = 1 (1 посторонний
корень, т.к.
,
0b
.).
0a
10 Данная система не имеет решений, значит, исходное уравнение
,2
a
ab
b
.9
также не имеет решения.
Ответ : нет решений.
5). Исследование ОДЗ
Решить уравнение
Решение.
3
3
х
7
41
х
3
1
2
х
х
1
Замечаем, что ОДЗ уравнения состоит из одной точки х=1.
Проверкой убеждаемся, что
х=1 – решение уравнения
6). Метод выделения полных квадратов при решении иррациональных
уравнений.
При решении некоторых иррациональных уравнений полезна формула
Пример 1.
Преобразуем уравнение следующим образом:
или
Обозначим
и решим полученное уравнение
методом интервалов.
Разбирая отдельно случаи
, находим,
что решениями последнего уравнения являются
.
11 Возвращаясь к переменной
, получаем неравенства
Ответ:
Пример 2. Решите уравнение:
x
2
x
1
x
43
x
11
.
Введем обозначение
, где
0a
. Тогда
,
x
1 a
2
x
2 a
1
.
x 1
a
2
a
21
a
2
a
44
a
1
,
(
a
2
)1
(
a
2
)2
1
,
.
a
1
1
2
a
Рассмотрим три случая:
1)
. 2)
. 3)
.
2a
0
a
1
1
a
2
а + 1 а + 2 = 1, а 1 а + 2 = 1, а 1 +а 2 = 1,
a = 1, 1 [ 0;1 ). [ 1 ; 2 ). а = 2.
Решение: [ 1 ; 2 ].
Если
1
a
2
, то
1
x
2
1
,
1
x
41
,
.
2
x
5
Ответ:
.
2
x
5
7). Применение монотонности функции.
1. Решите уравнение:
x
x
3
x
8
x
12
24
11 ОДЗ :
0x
, т.к.
.
0x
x
x
x
x
,0
,03
,08
24
.0
Известно, что сумма возрастающих функций есть функция возрастающая.
Левая часть представляет собой
y
x
x
3
x
8
x
24
возрастающую
функцию. Правая часть – линейная функция (к=0). Графическая
интерпретация подсказывает, что корень единственный. Найдем его подбором,
имеем х = 1.
Доказательство:
Предположим имеется корень х1 , больший 1, тогда выполняется
, т.к. х1 >1,
1 x
1
,
,
x
31
2
x
81
3
.
x
1
24
5
x
x
3
x
8
x
24
11
.Делаем вывод, что корней больших единицы нет.
Аналогично, можно доказать, что нет корней, меньших единицы.
Значит x=1 – единственный корень.
Ответ: x = 1.
2. Решить уравнение
5
x
1
x
3
2
29
.
x
Если функция u(x) монотонная, то уравнение и(х) = А либо не имеет решений,
либо имеет единственное решение. Отсюда следует, что уравнение и(х) = v(x),
где и(х) возрастающая, a v(x) – убывающая функции, либо не имеет решений,
либо имеет единственное решение. Подбором находим, что х=2 и оно
единственно.
13 3. Решите уравнение:
ОДЗ: [ 0,5 ; + ), т.к.
(
x
2)(2
x
3)1
x
4
6
(
x
2)(6
x
3)1
x
2
т.е.
.
5,0x
)1
,0
(
2)(2
x
x
x
,0)2
(
x
;06
Преобразуем уравнение
(
x
2)(2
x
3)1
x
6
(
x
2)(6
x
3)1
x
4
2
,
2
x
(1
x
2
x
(3)6
x
6
x
4
)2
,
(
x
2
x
)(6
2
x
)31
4
.
Левая часть представляет собой возрастающую функцию ( произведение
возрастающих функций ), правая часть – линейная функция ( к = 0).
Геометрическая интерпретация показывает, что исходное уравнение должно
иметь единственный корень, который можно найти подбором, х = 7.
Проверка:
27(
)(67
14
)31
(4
Ответ: х = 7.
верно
).
8)Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель
Решить уравнение
Решение. Умножим обе части заданного уравнения на выражение
уравнения. После приведения подобных членов получим уравнение:
являющееся сопряженным к левой части данного
которое эквивалентно исходному, так как уравнение
заданное уравнение и полученное, получим:
действительных корней не имеет. Складывая
Возводя обе части в квадрат, получаем квадратное уравнение 3х2+5х8=0,
корни которого х1=8/3, х2=1. Делая проверку, убеждаемся, что оба найденных
числа являются корнями исходного уравнения.
14 Ответ: х1=8/3, х2=1.
9). Использование ограниченности выражений, входящих в уравнение,
метод оценки (метод мажорант)
Мажорирование – нахождение точек ограничения функции (словарь).
Метод мажорант – метод оценки левой и правой части уравнения. Метод
мажорант используется для решения уравнений повышенной сложности,
которые соответствуют 2 части ЕГЭ.
Метод мажорант
Оценим левую часть
Оценим правую часть
Составим систему уравнений
Сделаем вывод
Проверка
Этот способ применим в том случае, когда подкоренные выражения
представляют собой квадратный трехчлен, не раскладывающийся на линейные
множители. Поэтому целесообразно оценить левую и правую части уравнения.
Пример 1.
Решить уравнение
Так как
x
112
и
4
х
4
11
2
x
1
4
4
x
2
1
x
2
.
для любых значений х, то левая часть уравнения не меньше двух для
Правая часть
2 х
2
2
Rх
для
Rх
Поэтому уравнение может иметь корнями только те значения х, при которых
2
4
2
1
х
2
х
.2
4
х
1
,2
15 Решая второе уравнение системы, найдем х=0. Это значение удовлетворяет и
первому уравнению системы. Итак, х=0 – корень уравнения.
Пример 2.
Оценим обе части уравнения:
,
,
Левая часть уравнения существует при всех значениях переменной
, не
меньших 5, а правая – при всех значениях, не больших 5, следовательно,
уравнение будет иметь решение, если обе части уравнения одновременно равны
5, т. е. справедлива следующая система:
Корнем второго уравнения системы является число
Проверим, является ли это число корнем второго уравнения:
.
Ответ:
16 Заключение.
Несмотря на кажущуюся простоту определения корня числа, решение
уравнений, содержащих неизвестные под знаком корня, вызывает определенные
трудности. Повидимому, они связаны с тем, что решение уравнений подобного
рода предполагает элементарные навыки исследования, логического
мышления, заключающиеся в переборе различных возможных случаев, так как в
подавляющем большинстве примеров одно уравнение с корнем равносильно
совокупности или системе нескольких уравнений, освобожденных от знака
корня. При решении уравнений, содержащих переменную под знаком корня,
чаще всего применяются следующие методы:
1) «уединение» корня в одной из частей уравнения и возведение в
соответствующую степень;
2) Метод пристального взгляда;
3) введение новой переменной;
4) сведение к системе уравнений;
5) применение свойств функций, входящих в уравнение.
Анализ научнопопулярной и учебной литературы позволил в данной
работе рассмотреть эффективные методы решения иррациональных уравнений.
Они заключается в применении различных свойств.
Уравнения, приведенные в данной работе, будут способствовать
формированию умений решать уравнения, содержащие неизвестные под знаком
корня, и могут быть использованы при подготовке к олимпиадам, при
подготовке к ЕГЭ по математике. Таким образом, задачи работы решены,
17 поставленная цель достигнута.
Литература
1) М.Я.Выгодский. Справочник по элементарной математике Москва:
Издательство “Наука”, 1986.
2) А.П.Савин. Энциклопедический словарь юного математика – Москва:
Издательство “Педагогика”, 1989.
3) А.И.Макушевич. Детская энциклопедия – Москва: Издательство
“Педагогика”, 1972.
4) Н.Я.Виленкин. Алгебра для 9 класс. Учебное пособие для учащихся школ и
классов с углубленным изучением математики – Москва: Издательство
"Просвещение", 1998
5) Александрова О. В., Семенов Ю. С. Москва:издательство "Илекса", 2013
6) Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами:
Учеб. пособие. 4е изд., доп., переработанное. Москва, 2006
7) Сборник задач по математике под редакцией Сканави М.И., 6е издание, М.
ОНИКС 21 век, Мир и Образование.
8) Математика: справочные материалы. Гусев В.А., Мордкович А.Г. 2е изд.,
М: "Просвещение",1990.
Образовательные ресурсы сети Интернет http://ege.edu.ru; http://www.uztest.ru
18
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Решение иррациональных уравнений с применением некоторых оригинальных приемов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.