На протяжении последнего десятилетия в педагогической науке ведется активный поиск термина, наиболее адекватно отражающего специфику деятельности, использующей искусство в целях оптимального решения различных педагогических задач. Сам факт таких поисков демонстрирует объективную необходимость введения в педагогический обиход некого интегрирующего понятия, позволяющего отразить в профессиональном сознании и закрепить в научной и практической деятельности синтез как минимум трех областей человекознания: педагогики, психологии и искусства. Таким образом появился термин «Арт-педагогика».Арт-педагогика – это современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства для решения педагогических задач
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 32
Тема по самообразованию:
«Решение педагогических задач средствами искусства»
Подготовила учитель начальных классов
Н. А. Шахметова
г. Краснодар, 2018 г.В условиях информационного общества с его стремительной динамикой
жизни и бесконечным потоком деперсонализированных сообщений, лишенных
искренности, и глубины экзистенциональной вовлеченности, искусство со
своей способностью всесторонне влиять на людей и «очеловечивать» их,
приобретает особую актуальность. Поэтому вполне закономерен процесс
активного распространения в современной образовательной практике
различных технологий привлечения средств искусства к решению задач
развития, воспитания, обучения и поддержки растущего человека.
На протяжении последнего десятилетия в педагогической науке ведется
активный поиск термина, наиболее адекватно отражающего специфику
деятельности, использующей искусство в целях оптимального решения
различных педагогических задач. Сам факт таких поисков демонстрирует
объективную необходимость введения в педагогический обиход некого
интегрирующего понятия, позволяющего отразить в профессиональном
сознании и закрепить в научной и практической деятельности синтез как
минимум трех областей человекознания: педагогики, психологии и искусства.
Таким образом появился термин «Артпедагогика». Артпедагогика –
это современное, формитрующееся практикоориентированное напрвление
педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы,
механизмы привлечения искусства для решения педагогических задач.
В соответствии с этим, артпедагогическая деятельность является
обобщающим понятием, обозначающим всю совокупность педагогических
действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами
искусства. Являясь частным случаем педагогической деятельности, арт
педагогическая деятельность обладает ее общими свойствами и неразрывно
связана с преобразованием человеческой природы. Ее специфика
определяется объективным присутствием в системе отношений «учитель
ученик» средств искусства, которые используются для целенаправленного
решения педагогических задач развития, обучения, воспитания, поддержки,
социализации учащихся.
Средствами артпедагогической деятельности при определенных
условиях может стать все многообразие явлений и процессов, связанных со
сферой искусства как особого способа постижения человеком мира и себя. В
частности: произведения искусства как результат художественной деятельности и
объект восприятия, интерпретации, оценки;
продукты художественного творчества учащихся;
отдельные художественные образы (микро, макро, мегаобразы);
спонтанное художественное творчество учащихся (музыкальные,
театральные, танцевальные, художественные импровизации и т.п.);
художественная деятельность.
В рамках артпедагогической деятельности возможно сочетание
различных артпедагогических средств. Например, сочетание собственного
художественного творчества и восприятия произведений искусства именитых
мастеров.
Предметное наполнение артпедагогической деятельности может быть
любым. Например, художественнотворческие задания могут помочь ученику
понять, а учителю доступно (образно) объяснить предметный материал из
различных областей школьных дисциплин. Искусство может также стать
ресурсом в постижении ценностносмысловых значений нравственных норм,
человеческих переживаний и здесь артпедагогическая деятельность будет
направлена на решение задач воспитательного характера. Средства искусства
(например, музыка) могут оказывать психофизиологическую поддержку
учащимся в процессе обучения и т.д.
Анализ природы искусства, механизмов его действия на человека,
исторической и современной практики артпедагогической деятельности
позволяет выделить три направления целевого назначения артпедагогической
деятельности.
1. Целесообразная интеграция возможностей искусства и педагогики в
образовательном процессе способна создать условия для выхода на
иное, качественно новое восприятие, представление, понимание
смысла учебновоспитательного содержания, поскольку арт
педагогические средства могут:
быть равноправным источником учебной информации,
своеобразным «голосом» в учебном диалоге, рассказывающем о
субъективных состояниях, тонких нюансах эмоционального
движения, душевных переживаний другого человека; обеспечить личностносубъективированное переживание
(«проживание») учебно воспитательного содержания, актуализацию
и обнаружение личностных смыслов;
быть источником аутентичной информации, на основе которой
возможно создание эмоционального или историкокультурного
контекста изучаемого учебного материала (своеобразная
«перекличка» времен, эмоциональных состояний, характеров,
человеческих индивидуальностей);
создать поле самых разнообразных ассоциаций, ощущений, мыслей,
обеспечивая тем самым режим информационного дополнения,
обогащения учебновоспитательного содержания индивидуальным
(уникальным) опытом участников;
способствовать трансформации исходных установок, позиций,
привычных ракурсов восприятия и оценки;
стать источником самопознания и ценностносмыслового
обогащения «Я»концепции.
2. Артпедагогические средства способны максимально
оптимизировать условия педагогического взаимодействия,
поскольку они могут:
быть источником психофизиологической поддержки учащихся,
увеличивая количество и качество умственной работы, усиливая
произвольное и непроизвольное внимание, снимая нервно
эмоциональное напряжение, предупреждая утомление, комфортно
переключая с одного темпа работы на другой;
облегчить понимание, усвоение и запоминание учебно
воспитательного материала за счет перекодировки информации из
логическивербальной в эмоциональнообразную модальность;
обеспечить мотивационную, эмоциональную, коммуникативную
готовность к восприятию учебновоспитательного материала;
создать у участников образовательного процесса позитивное
ощущение сопричастности к общему действию, единения людей друг
с другом;
способствовать уменьшению «сопротивления учащегося
сложности» теоретического материала через механизмы новизны,
интереса, парадоксальности, удивления;
создать комфортную образовательную ситуацию для участников
(обеспечить релаксацию, позитивное настроение, улучшить
межличностные отношения); повысить общий жизненный тонус, личностную креативность, веру в
свои силы.
3. Артпедагогические средства могут стать в образовательном
процессе источником неявной диагностики, способствуя:
выявлению содержания предпосылочного опыта, характера
отношений, качества знаний учащихся;
проверке качества усвоения учебновоспитательной информации,
динамики осмысления учебного материала (причем в скрытой,
«деликатной» форме);
выявлению личностного отношения, установок к проблематике
учебновоспитательного содержания;
обнаружению бессознательных установок, вытесненных
переживаний, эмоций, воспоминаний, влияющих на качество
усвоения учебновоспитательного содержания;
самопознанию за счет возможности посмотреть на себя «со
стороны»;
выявлению общего эмоционального состояния группы, степени ее
готовности к восприятию того или иного педагогического
содержания, характера межличностных отношений и
индивидуальных поведенческих стратегий.
Артпедагогическая деятельность осуществляется на основе особых
принципов, регулятивов, обеспечивающих артпедагогическую природу
взаимодействия участников образовательного процесса:
принцип интеграции педагогического и художественного потенциала;
принцип художественнообразного предъявления педагогического
содержания;
принцип спонтанности самовыражения средствами искусства;
принцип творческого события участников образовательного процесса;
принцип единства сознательного и бессознательного, рационального и
иррационального;
принцип свободы интерпретаций художественной продукции, включенной в
рамки артпедагогического взаимодействия; принцип созвучия профессиональных действий артпедагогическому
дискурсу.
Исходя из природы искусства, его целостного влияния на человека,
следует осознать и целостность влияния артпедагогических средств, которые
введенные в образовательный контекст, способны одновременно
реализовывать различные функции, находя отражение в решении конкретных
педагогических задач.