Решение педагогических задач средствами искусства
Оценка 5

Решение педагогических задач средствами искусства

Оценка 5
Педсоветы
doc
классное руководство +1
Взрослым
27.09.2018
Решение педагогических задач средствами искусства
На протяжении последнего десятилетия в педагогической науке ведется активный поиск термина, наиболее адекватно отражающего специфику деятельности, использующей искусство в целях оптимального решения различных педагогических задач. Сам факт таких поисков демонстрирует объективную необходимость введения в педагогический обиход некого интегрирующего понятия, позволяющего отразить в профессиональном сознании и закрепить в научной и практической деятельности синтез как минимум трех областей человекознания: педагогики, психологии и искусства. Таким образом появился термин «Арт-педагогика».Арт-педагогика – это современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства для решения педагогических задач
решение педагогических задач средствами искусства.doc
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 32 Тема по самообразованию:  «Решение педагогических задач средствами искусства» Подготовила учитель начальных классов Н. А. Шахметова г. Краснодар, 2018 г. В условиях информационного общества с его стремительной динамикой жизни и бесконечным потоком деперсонализированных сообщений, лишенных  искренности, и глубины экзистенциональной вовлеченности, искусство со  своей способностью всесторонне влиять на людей и «очеловечивать» их,   приобретает особую актуальность. Поэтому вполне закономерен процесс  активного распространения в современной образовательной практике  различных технологий привлечения средств искусства к решению задач  развития, воспитания, обучения и поддержки растущего человека. На протяжении последнего десятилетия в педагогической науке ведется активный поиск термина, наиболее адекватно отражающего специфику  деятельности, использующей искусство в целях оптимального решения  различных педагогических задач. Сам факт таких поисков демонстрирует  объективную необходимость введения в педагогический обиход некого  интегрирующего понятия, позволяющего отразить в профессиональном  сознании и закрепить в научной и практической деятельности синтез как  минимум трех областей человекознания: педагогики, психологии и искусства.  Таким образом появился термин «Арт­педагогика».  Арт­педагогика –  это современное, формитрующееся практико­ориентированное напрвление  педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы,  механизмы привлечения искусства для решения педагогических задач. В соответствии с этим, арт­педагогическая деятельность является  обобщающим понятием, обозначающим всю совокупность педагогических  действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами  искусства. Являясь частным случаем педагогической деятельности, арт­ педагогическая деятельность обладает ее общими свойствами и неразрывно  связана с преобразованием человеческой природы. Ее специфика  определяется объективным присутствием в системе отношений «учитель­ ученик» средств искусства, которые используются для целенаправленного  решения педагогических задач развития, обучения, воспитания, поддержки,  социализации учащихся. Средствами арт­педагогической деятельности при определенных  условиях может стать все многообразие явлений и процессов, связанных со  сферой искусства как особого способа постижения человеком мира и себя. В  частности: ­ произведения искусства как результат художественной деятельности и объект восприятия, интерпретации, оценки; ­ продукты художественного творчества учащихся; ­ отдельные художественные образы (микро­, макро­, мегаобразы); ­ спонтанное художественное творчество учащихся (музыкальные,  театральные, танцевальные, художественные импровизации и т.п.); ­ художественная деятельность. В рамках арт­педагогической деятельности возможно сочетание  различных арт­педагогических средств. Например, сочетание собственного  художественного творчества и восприятия произведений искусства именитых  мастеров. Предметное наполнение арт­педагогической деятельности может быть  любым. Например, художественно­творческие задания могут помочь ученику  понять, а учителю доступно (образно) объяснить предметный материал из  различных областей школьных дисциплин. Искусство может также стать  ресурсом в постижении ценностно­смысловых значений нравственных норм,  человеческих переживаний и здесь арт­педагогическая деятельность будет  направлена на решение задач воспитательного характера. Средства искусства  (например, музыка) могут оказывать психофизиологическую поддержку  учащимся в процессе обучения и т.д. Анализ природы искусства, механизмов его действия на человека,  исторической и современной практики арт­педагогической деятельности  позволяет выделить три направления целевого назначения арт­педагогической деятельности. 1. Целесообразная интеграция возможностей искусства и педагогики в  образовательном процессе способна создать условия для выхода на иное, качественно новое восприятие, представление, понимание  смысла учебно­воспитательного содержания, поскольку арт­ педагогические средства могут: ­ быть равноправным источником учебной информации,  своеобразным «голосом» в учебном диалоге, рассказывающем о  субъективных состояниях, тонких нюансах эмоционального  движения, душевных переживаний другого человека; ­ обеспечить личностно­субъективированное переживание  («проживание») учебно­ воспитательного содержания, актуализацию  и обнаружение личностных смыслов; ­ быть источником аутентичной информации, на основе которой  возможно создание эмоционального или историко­культурного  контекста изучаемого учебного материала (своеобразная  «перекличка» времен, эмоциональных состояний, характеров,  человеческих индивидуальностей); ­ создать поле самых разнообразных ассоциаций, ощущений, мыслей,  обеспечивая тем самым режим информационного дополнения,  обогащения учебно­воспитательного содержания индивидуальным  (уникальным) опытом участников; ­ способствовать трансформации исходных установок, позиций,  привычных ракурсов восприятия и оценки; ­ стать источником самопознания и ценностно­смыслового  обогащения «Я»­концепции. 2. Арт­педагогические средства способны максимально  оптимизировать условия педагогического взаимодействия,  поскольку они могут: ­ быть источником психофизиологической поддержки учащихся,  увеличивая количество и качество умственной работы, усиливая  произвольное и непроизвольное внимание, снимая нервно­ эмоциональное напряжение, предупреждая утомление, комфортно  переключая с одного темпа работы на другой; ­ облегчить понимание, усвоение и запоминание учебно­ воспитательного материала за счет перекодировки информации из  логически­вербальной в эмоционально­образную модальность; ­ обеспечить мотивационную, эмоциональную, коммуникативную  готовность к восприятию учебно­воспитательного материала; ­ создать у участников образовательного процесса позитивное  ощущение сопричастности к общему действию, единения людей друг  с другом; ­ способствовать уменьшению «сопротивления учащегося  сложности» теоретического материала через механизмы новизны,  интереса, парадоксальности, удивления; ­ создать комфортную образовательную ситуацию для участников  (обеспечить релаксацию, позитивное настроение, улучшить  межличностные отношения); ­ повысить общий жизненный тонус, личностную креативность, веру в свои силы. 3. Арт­педагогические средства могут стать в образовательном  процессе источником неявной диагностики, способствуя: ­ выявлению содержания предпосылочного опыта, характера  отношений, качества знаний учащихся; ­ проверке качества усвоения учебно­воспитательной информации,  динамики осмысления учебного материала (причем в скрытой,  «деликатной» форме); ­ выявлению личностного отношения, установок к проблематике  учебно­воспитательного содержания; ­ обнаружению бессознательных установок, вытесненных  переживаний, эмоций, воспоминаний, влияющих на качество  усвоения учебно­воспитательного содержания; ­ самопознанию за счет возможности посмотреть на себя «со  стороны»; ­ выявлению общего эмоционального состояния группы, степени ее  готовности к восприятию того или иного педагогического  содержания, характера межличностных отношений и  индивидуальных поведенческих стратегий. Арт­педагогическая деятельность осуществляется на основе особых  принципов, регулятивов, обеспечивающих арт­педагогическую природу  взаимодействия участников образовательного процесса: ­ принцип интеграции педагогического и художественного потенциала; ­ принцип художественно­образного предъявления педагогического  содержания; ­ принцип спонтанности самовыражения средствами искусства; ­ принцип творческого со­бытия участников образовательного процесса; ­ принцип единства сознательного и бессознательного, рационального и  иррационального; ­ принцип свободы интерпретаций художественной продукции, включенной в  рамки арт­педагогического взаимодействия; ­ принцип созвучия профессиональных действий арт­педагогическому  дискурсу. Исходя из природы искусства, его целостного влияния на человека,  следует осознать и целостность влияния арт­педагогических средств, которые введенные в образовательный контекст, способны одновременно  реализовывать различные функции, находя отражение в решении конкретных  педагогических задач.

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства

Решение педагогических задач средствами искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2018