Рецензия на статью
Объектом анализа стала статья в журнале «Начальная школа» 2012 год, под названием «Методические условия развития обучаемости школьников» Г.В Митина, Л.Ю. Гребень .
Работа посвящена актуальной теме развития обучаемости младших школьников средствами учебных предметов. В начале статьи автор указывает, что усвоение школьниками учебного материала у первого и того же педагога, является одним из вопросов, волнующих ученных-исследователей, педагогов-практикантов, а так же родителей учеников.
Автор анализирует имеющуюся литературу посвященную проблеме обучаемости в школе (Дружинин В.Н «Психология общих способностей», Плигин А.А. «Обучаемость, как психологический феномен и его развитие у младших школьников», Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии».)
Рассматривает вопрос о понимании обучаемости, как способности, определяющий продуктивность учебной деятельности обучающегося, доказываетеё зависимость от уровня развития системы взаимосвязанных качеств ребенка. Утверждает, что любую способность можно развить «лишь в процессе определенным образом организованной деятельности».
Приходит к выводу о том, что успешность усвоения программного материала зависит от многих факторов, одним из которых является обучаемость.
Центральным вопросом работы является вопрос о роли обучаемости учащихся в школе. В статье на первый план выдвигается вопрос о развитии обучаемости младших школьников средствами учебных предметов.
Безусловным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем. Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория о влиянии основных школьных предметов на развитие обучаемости школьников.
Дается интересный анализ педагогических условий, необходимых для достижения целей методики преподавания конкретного учебного предмета.
Представлены разные точки зрения по вопросу, развития обучаемости при правильно поставленной работе педагога. Работа отличается высокой информативностью о компонентах обучаемости, способствующих её развитию, наполнена богатым фактическим материалом, таким, как: анализ условий развития обучаемости младших школьников на уроках литературного чтения, ихсоставляющие , способствующие освоению предмета, качества обучаемости, анализ специальной работы по экспериментальной проверке условий развития обучаемости в одной из школ г. Уссурийска Приморского края. Автор нестандартно подходит к анализу поднятых проблем, с помощью поэтапного рассказа о организации уроков литературного чтения в 3-м классе школы г. Уссурийска. Автор убедительно показывает, что в следствии наблюдений, опросов и бесед, был замерен уровень обучаемости и установлено, что балл, характеризующий уровень обучаемости, ниже среднего балла по предметам.
Аргументировано обосновывает проведенную и используемые приемы на протяжении полугода, в результате которых , возросла учебная активность учеников на уроках литературного чтения, четко определяет уменьшение числа невыполненных домашних заданий и увеличение количества учеников, желающих ответить на домашнее задание. Детально анализирует личные работы отдельных детей и выявляет несоответствие уровня возможностей некоторых учеников результатом их деятельности. Автор тщательно рассматривает итоги учета методических условий развития обучаемости на уроках литературного чтения и удачно решает вопрос роста среднего балла за счет увеличения интереса к предмету. Автор прав, утверждая, что положительное отношение к предмету «литературное чтение» вызывает: содержание материала, выполнение рисунков по изучаемому материалу, рассуждение над произведением в классе, осмысление произведения путем составления схем, работа в группе. Трудно не согласиться с тем, что обучаемость, как способность, определяющая степень восприимчивости ребенка к учебному материалу, имеет сложный состав, но при правильной организации процесса её можно развить. Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной оценки, т.к. помогает в целом понять определение «обучаемости» и решить проблему усвоения школьниками учебного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.