Рецензия на рассказ Бунина "Поздней ночью"

  • Занимательные материалы
  • rtf
  • 29.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткая рецензия на рассказ И.А. Бунина "Поздней ночью", написанный в 1899 году, позволяет получить (или обновить в памяти) представление о произведении, мало известном современному читателю. Элементы анализа, присутствующие в рецензии, дадут возможность впервые читающим без труда "проникнуть" в суть рассказа.
Иконка файла материала Поздней ночью.rtf
Рецензия на рассказ И.А. Бунина “Поздней ночью” Читая это небольшое произведение, поневоле задумываешься, о какой же любви в нем идет речь. С одной стороны, автор с чувством рассказывает о своем ночном примирении с любимой. И его радостное возбуждение передается читателю. С другой стороны, центральная часть рассказа ­ это тончайшая ностальгия, а следовательно, гимн самой бескорыстной в мире любви, любви к Родине.  Самобытность   и   неподражаемость   И.А.   Бунина   очевидны.   Рассказ   настолько лиричен, что его впору назвать стихотворением в прозе. Строки образны и высоки, хотя и повествуют о, казалось бы, тривиальном событии в жизни рассказчика. Может, задуматься об автобиографичности? Рассказ написан В 1899 году, в то время Бунин как раз совершал свое путешествие по Европе и, в принципе, мог “вырвать” эпизод из своей жизни. Наверное, в двадцать   девять   лет   уже   можно   говорить   о   неудавшейся   молодости.   Но   это   лишь предположение. Как  уже говорилось, рассказ словно бы фрагмент, выхваченный из потока жизни. Ни начала, ни конца. Лаконичное и вместе с тем насыщенное повествование на несколько минут   захватывает   тебя   и   заставляет   представить   темную   парижскую   ночь,   “бледную   и прекрасную” любимую женщину и месяц, неизменный, влекущий воспоминания о счастливой (а как же иначе!) жизни в отчем доме. Этот образ символичен в рассказе, поэтому автор вдыхает   жизнь  в   ночное   светило.   “Кроткое   и   бледное   лицо”   его,   глядящее   под   родимую кровлю, горячо любимо повествователем. В строках  о России явственно  звучит  тоска,  она  несколько снижает интерес  к любовным   переживаниям.   Каждая   из   тем   будто   обладает   одинаковой   значимостью   и автономностью, а вместе они создают единое целое. Между ними нет разделения на главное и второстепенное. Это называют главным принципом художественного мира Бунина (“Высокой ценностью единичного, отдельного”   называет это А.В. Леденев). Может, благодаря этому описание   одного   жизненного   мгновения   напоминает   о   вечности,   ведь   не   зря   же   “только бледный, грустный месяц видел наше счастье”? Примирение с любимой и покой, принесенный воспоминаниями о доме ­ ну, чем не традиционный happy end? Но финал остается открытым, так   как на фоне благополучия любовных отношений грустит месяц ­ символ другого, не менее сильного чувства. Рассказ   мало   известен   рядовому   читателю.   Написанный   на   рубеже   столетий,   в дореволюционной   Руси,   он   почти   затерялся   за   более   громкими   произведениями “эмигрантской поры” творчества писателя. Но тем не менее являет собою шедевр, потому что у Бунина нет второсортных произведений.