«РЕВИЗОР» как социальная комедия,
способная высмеять «все дурное в России»
урока:
Цели
познакомить,
прокомментировать и обсудить события и
характеры I и II действий комедии; начать
работу над составлением цитатного плана;
работать над выразительным чтением по
ролям.
Ход у р о к а
I. Организационный момент. Проверка
домашнего задания.
1. О п ы т ы у с т н ы х с о ч и н е н и й
(инд. задание).
Как чувствовали себя,
создавая
собственное произведение о театре
точнее, о себе в театре?
Что удалось сравнительно легко (если,
разумеется, удалось)?
А что доставило муки? Удалось ли их
преодолеть?
2. Р е ц е н з и р о в а н и е первых опытов
театральных эссе
(размышлений,
раздумий свободных, словно наедине с
самим собой).
1
8
9 Что, несомненно, удалось сегодняшним
авторам?
Что пока не получилось?
3. П е р е с к а з с т а т ь и из учебника «О
замысле, постановке и написании
«Ревизора».
II. Работа по новой теме.
1. С л о в о у ч и т е л я .
Итак, не пора ли нам сделать остановку в
городе, где правит СквозникДмухановский, а
правосудие вершит ЛяпкинТяпкин,
в
компании с полицейскими Уховертовым,
Свистуновым и Держимордой, больницами же
ведает Артемий Филиппович Земляника, а
исцеляет больных уездный лекарь Христиан
Иванович Гибнер...
Итак,
действиях.
«Ревизор».
Комедия в пяти
«На зеркало неча пенять, / коли рожа
крива». Народная пословица.
Это каким же надо быть ревизору,
чтобы угодить в комедию? И какой он
1
8
9после этого ревизор?
И тут же эпиграф: «На зеркало неча
пенять...»
Вспомните эпиграф к «Капитанской
дочке» Пушкина,
тоже открывающейся
народной пословицей. У Пушкина призывно
патетическое: «Береги честь смолоду», у
Гоголя подзадори вающеиздевательское:
«зеркало» и «рожа», в нем отраженная!
Ни один драматург не открывал так пьесу:
чтобы в ней вроде бы ничего не произошло, но
вместе с тем едва ли не «все» уже состоялось,
случилось, и это «все» настроение читателя
зрителя: он не может удержаться от смеха при
таком «зеркале» и такой «роже».
Попытаемся представить, как выглядели
бы «отцы города» в вашем исполнении.
2. Ч т е н и е п о р о л я м (1го явл., I
действия).
3. Б е с е д а о п р о ч и т а н н о м .
Кто же и как запечатлен у Гоголя?
Такие важные и солидные «отцы города», и
вдруг всего несколько робких, бессвязных
1
8
9слов смогли произнести, словно дар речи
потеряли: «Как ревизор?» Как же жалок и
смешон этот страх чиновников!
Какие реплики гоголевских героев в
«Ревизоре» сразу же запомнились, показались
особенно удачными,
выразительными?
(«Какревизор?», «Вот те на!», «Вы не того, вы
не...», о «грешках», о «войне».)
Как встретили эти предположения
о причине неожиданного визита
ревизора? (Конечно же, это смешно,
глупо. Но они важно, со знанием
дела,
гнут свое! Почему? Да,
каждый хочет показаться умнее и
осведомленнее другого:
ну,
не
Бобчинский ли с Добчинским?!)
А ведь все началось с элементарного
страха. Меняются ли гоголевские чиновники,
да и атмосфера 1го действия?
Вспомним еще раз
многословие
городничего и витиеватость его первой фразы,
открывшей гоголевскую комедию «Я пригла
1
8
9сил вас...». Он официален и многозначителен, в
тоне и словах его, в усложненности фразы
даже какаято торжественность. Можно ли по
этой фразе («пренеприятное известие: к нам
едет ревизор»), по тому, как она произнесена,
заподозрить городничего в трусости? Ни в
коей мере! Хотя он как «умный человек» не
пропустит того, «что плывет в руки» и
«грешков» у него!.. Но с каким достоинством
он держится, нагоняя при этом страх на
чиновников? Как удалось это ему? Обратите
внимание, городничий не сразу сообщает
чиновникам «пренеприятное известие», а
постепенно,
умалчивая пока о самом
неприятном и опасном: подготовив своих
коллег к грядущим неприятностям и услышав
их первые недоуменные вопросы, самую
тревожную подробность он сообщает
спокойно, как ни в чем не бывало: «Ревизор из
Петербурга, инкогнито. И еще с секретным
предписанием».
Как блистательно Гоголь и «...завязывает»
1
8
9комедию, и строит диалоги и отдельные
реплики, как важны у него даже малозаметные
частности, вплоть до отдельного словечка или
пунктуации. Так и следует читать Гоголя,
вчитываясь в гениальные мелочи.
Вчитываясь, мы не только слышим, но и
видим любого гоголевского персонажа. Как?
Благодаря чему?
Обратимся вновь к тексту, к эпизоду
чтения городничим письма: «Любезный
друг, кум и добродетель (бормочет
вполголоса, пробегая скоро глазами...
значительно поднимает палец вверх)»
(с. 269).
А вот Христиан Иванович Гибнер: издает
звук, отчасти похожий на букву «и» и
несколько на «е».
Вот мы и обнаружили еще один секрет
пьесы: без авторского слова не может
обойтись
драматическое
произведение. Ремарка своеобразная
подсказка актеру. «Ревизор» просто
пестрит ремарками! Они очень
даже
1
8
9лаконичны, синтаксически не связаны с
текстом и не произносятся, а лишь
прочитываются, чтобы быть сыграны, а
в тексте пьесы заключаются в скобки.
4.
П е р в о е
с ц е н и ч е с к о е
и с п ы т а н и е к о м е д и и и ее предыстория.
А теперь мне хотелось бы предложить
вам взглянуть на комедию Гоголя
глазами автора: предвидел ли он, как
встретят
«Ревизора»
современники?
его
Представляете: в Малом театре на первом
представлении «Ревизора» ни одного
смешка(!), в роли городничего любимец
публики, прославленный Михаил Семенович
Щепкин, и гробовое молчание зала. Автор же
мечется за кулисами, убежденный, что его
комедия провалилась. И как только по оконча
нии 1го действия предстал перед Гоголем еще
не остывший от роли Щепкин, писатель, чуть
не плача, спросил его: «Неужели провал?»
Актер же ответил недоумением: «С чего вы
взяли, Николай Васильевич?» «Но ведь никто
1
8
9не смеялся!» растерянно произнес Гоголь.
«Да, не смеялись, улыбнувшись, согласился
Щепкин. Ну и что же? Да и как они могли
смеяться, если внизу сидят те, кто берет
взятки, а наверху (балкон, галерка, билеты
подешевле) те, кто дает их».
События в комедии Гоголя настолько
естественны, правдоподобны, они настолько
житейски, что невольно хочется узнать: а что,
чиновниками,
подобный
обманувшимися
ревизора,
действительно был или Гоголь все это
придумал, сочинил?
случай
насчет
с
Р а с с к а з у ч а щ е г о с я об истории
создания комедии (домашнее задание).
ему
рассказав
С л о в о у ч и т е л я .
Да, создать «Ревизора» побудил Гоголя
Пушкин,
историю,
приключившуюся в одном провинциальном
городе с его приятелем; представить ее
нетрудно по комедии Гоголя,
только
1
Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись
8
на месте Хлестакова, пушкинский приятель
9повел себя совершенно иначе, чем гоголевский
герой: поспешил оставить не в меру госте
приимный город, вырваться из объятий
радушных чиновников.
Подарив сюжет Гоголю, Пушкин мечтал,
чтобы будущее творение стало настоящим
праздником смеха. Своей комедией Гоголь
высмеял то, к чему веками притерпелись,
высмеял привычное!
И вновь на память приходят сцены из
комедии.
В о с с о з д а н и е в эмоциональноигровом
пересказе с ц е н ы спора городничего и судьи
о том, что каждый из них берет взятки.
В ы в о д у ч и т е л я .
Обратите внимание, как настойчив судья в
своих представлениях о взятке, тем более что
исповедует он взгляды достаточно
оригинальные, до которых, как и до остальных
своих воззрений,
«сам собою дошел,
собственным умом».
Но ведь за каждой взяткой человек, тот,
кому дают, и комедия Гоголя поражает
1
8
9многолюдством взяточников!
Драматург низвел взятку до комической
нелепости, поскольку нелепы, ничтожны,
смешны взяточники. Так почему же ублажают
взятками такое ничтожество, фитюльку —
Хлестакова?
Потому, что он важная столичная штучка,
в чем ни на мгновение не усомнились
чиновники, «ревизор», «да еще инкогнито», да
к тому же «с секретным предписанием»!
И господа чиновники никак не могут, не
желают лишить себя промысла, к которому
они привыкли и который их кормит больше,
чем государственная служба, лишить себя
взятки!
А что же творится в городе, почему так
необходима взятка?
Как же представить город, который
предстоит рассматривать ревизору?
Гоголь блистательно справился с этой
задачей: его герои вдруг разговорились вовсю,
причем болтовня их тут же переносит
читателя в разные «заведения» города будь
1
8
9то суд, больница или «учебное заведение».
5. М о н о л о г и ч е с к и е
в ы с к а з ы в а н и я учащихся о суде, больнице,
училище.
6. А н а л и з I I д е й с т в и я .
С л о в о у ч и т е л я .
У Гоголя в «Ревизоре» что ни новая сцена,
то непременно кульминация!
Отчего же чиновники и город так смешны?
Всегонавсего оттого, что он непролазно глуп,
этот город, однако в «учености» своей и
«мудрости» не сомневается! Оттого так любят
пускаться в глубокомысленные рассуждения
городничий, судья, Земляника и даже почти
бессловесный Лука Лукич Хлопов. Наверно,
именно поэтому так уморительна сцена, где
Добчинский и Боб чинский подогревают
чиновников своей «версией» о таинственном
«инкогнито» из Петербурга.
Блистательный ход Гоголя: он поставил
нас, читателей и зрителей, в положение более
выгодное, чем то, в котором, по его же
1
8
9авторской воле, пребывают персонажи: мы
знаем, кто такой Хлестаков, а у городничего
«проклятое инкогнито» на уме, и перед нами
разыгрывается едва ли не фарс. Хлестаков и
городничий нагоняют страх друг на друга,
состязаясь и в страхе, и в подобострастии.
Ведь они не могут понять друг друга, они
упираются, отбиваются друг от друга ну
никак не хочет Хлестаков переехать на новую
квартиру, а городничий все свои надежды на
взаимопонимание с ревизором только с этим и
связывает.
7. Ч т е н и е п о р о л я м (IIдействие,
явление 8е).
На чем же они сходятся? На взятке! Она,
проклятущая, их породнила.
А затем, промеж четырех стен, без
свидетелей (как и должно быть по «законам»
взяткодательства), взятку, и, конечно же,
большую, чем просил, понятно «в долг», их
превосходительство, «ввернул» Хлестакову
Земляника, повторив городничего...
1
8
9Совершилось знаменательное событие: те,
кто привык взятки брать, теперь столь же
привычно их отдают! Взяточник по воле
Гоголя превратился во взяткодателя!
Надо же до того унизиться, чтобы самому
раскошелиться, и еще как!
1
8
9IV. Подведение итогов урока.
Не вспоминаете начало сценической
истории «Ревизора»?4 Да, объяснение
Щепкина: почему зрители не смеялись.
Гоголевская комедия вносит существенное
уточнение в мысль великого актера: если
зрительный зал делился на тех, кто берет, и на
тех, кто дает взятки, то комедия Гоголя их
объединила: и те, кто берет, неизбежно
становятся дающими! Не столь важно,
испытали ли это на собственной шкуре
чиновные зрители гоголевской комедии или
были в смятении от перспективы, которую
вдруг приоткрыл им писатель, превращая важ
ную персону в «фитюльку», противоположно
тому, что пытался проделать с самим собой
Хлестаков: их репутации гоголевским смехом
был нанесен непоправимый удар!
Домашнее задание: подготовить
выразительное чтение по ролям III действия;
продолжить составление цитатного плана.