Ревизор как социальная комедия

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конспект урока.docx
«РЕВИЗОР» как социальная комедия, способная высмеять «все дурное в России»   урока: Цели  познакомить, прокомментировать   и  обсудить   события  и характеры I и II действий комедии; начать работу над составлением цитатного плана; работать   над   выразительным   чтением   по ролям. Ход у р о к а I. Организационный момент.   Проверка домашнего задания. 1. О п ы т ы   у с т н ы х   с о ч и н е н и й (инд. задание). ­ Как   чувствовали   себя,   создавая собственное   произведение   о   театре   ­ точнее, о себе в театре? ­ Что удалось сравнительно легко (если, разумеется, удалось)? ­ А что доставило муки? Удалось ли их преодолеть? 2. Р е ц е н з и р о в а н и е   первых   опытов театральных   эссе   (размышлений, раздумий свободных, словно наедине с самим собой). 1 8 9­ Что, несомненно, удалось сегодняшним авторам? ­ Что пока не получилось? 3. П е р е с к а з   с т а т ь и   из учебника «О замысле,   постановке   и   написании «Ревизора». II. Работа по новой теме. 1. С л о в о   у ч и т е л я . Итак, не пора ли нам сделать остановку в городе, где правит Сквозник­Дмухановский, а правосудие   вершит   Ляпкин­Тяпкин,   в компании   с   полицейскими   Уховертовым, Свистуновым и Держимордой, больницами же ведает   Артемий   Филиппович   Земляника,   а исцеляет   больных   уездный   лекарь   Христиан Иванович Гибнер... Итак, действиях.   «Ревизор».   Комедия   в   пяти «На   зеркало   неча   пенять,   /   коли   рожа крива». Народная пословица. ­ Это   каким   же   надо   быть   ревизору, чтобы угодить в комедию? И какой он 1 8 9после этого ревизор? И   тут   же   эпиграф:   «На   зеркало   неча пенять...» Вспомните   эпиграф   к   «Капитанской дочке»   Пушкина,   тоже   открывающейся народной пословицей. У Пушкина ­ призывно­ патетическое:   «Береги   честь   смолоду»,   у Гоголя   ­   подзадори­   вающе­издевательское: «зеркало» и «рожа», в нем отраженная! Ни один драматург не открывал так пьесу: чтобы в ней вроде бы ничего не произошло, но вместе с тем едва ли не «все» уже состоялось, случилось, и это «все» ­ настроение читателя­ зрителя: он не может удержаться от смеха при таком «зеркале» и такой «роже». Попытаемся   представить,   как   выглядели бы «отцы города» в вашем исполнении. 2. Ч т е н и е   п о   р о л я м   (1­го   явл.,   I действия). 3. Б е с е д а   о   п р о ч и т а н н о м . ­ Кто   же   и   как   запечатлен   у   Гоголя? Такие   важные   и   солидные   «отцы   города»,   и вдруг   всего   несколько   робких,   бессвязных 1 8 9слов   смогли   произнести,   словно   дар   речи потеряли:   «Как   ревизор?»   Как   же   жалок   и смешон этот страх чиновников! ­ Какие   реплики   гоголевских   героев   в «Ревизоре» сразу же запомнились, показались особенно   удачными, выразительными? («Какревизор?», «Вот те на!», «Вы не того, вы не...», о «грешках», о «войне».)   ­ Как встретили эти предположения о   причине   неожиданного   визита ревизора? (Конечно же, это смешно, глупо.   Но   они   важно,   со   знанием дела,   гнут   свое!   Почему?   Да, каждый   хочет   показаться   умнее   и осведомленнее   другого:   ну,   не Бобчинский ли с Добчинским?!) ­ А   ведь   все   началось   с   элементарного страха. Меняются ли гоголевские чиновники, да и атмосфера 1­го действия? Вспомним   еще   раз   многословие городничего и витиеватость его первой фразы, открывшей гоголевскую  комедию «Я  пригла­ 1 8 9сил вас...». Он официален и многозначителен, в тоне   и   словах   его,   в   усложненности   фразы даже какая­то торжественность. Можно ли по этой   фразе   («пренеприятное   известие:   к   нам едет ревизор»), по тому, как она произнесена, заподозрить   городничего   в   трусости?   Ни   в коей мере! Хотя он как «умный человек» не пропустит   того,   «что   плывет   в   руки»   и «грешков» у него!.. Но с каким достоинством он   держится,   нагоняя   при   этом   страх   на чиновников? Как удалось это ему? Обратите внимание,   городничий   не   сразу   сообщает чиновникам   «пренеприятное   известие»,   а постепенно,   умалчивая   пока   о   самом неприятном   и   опасном:   подготовив   своих коллег к грядущим неприятностям и услышав их   первые   недоуменные   вопросы,   самую тревожную   подробность   он   сообщает спокойно, как ни в чем не бывало: «Ревизор из Петербурга,   инкогнито.   И   еще   с   секретным предписанием». Как блистательно Гоголь и «...завязывает» 1 8 9комедию,   и   строит   диалоги   и   отдельные реплики, как важны у него даже малозаметные частности, вплоть до отдельного словечка или пунктуации.   Так   и   следует   читать   Гоголя, вчитываясь в гениальные мелочи. Вчитываясь,   мы  не   только  слышим,   но  и видим   любого   гоголевского   персонажа.   Как? Благодаря чему? ­ Обратимся   вновь   к   тексту,   к   эпизоду чтения городничим письма: «Любезный друг,   кум   и   добродетель   (бормочет вполголоса,   пробегая   скоро   глазами... значительно   поднимает   палец   вверх)» (с. 269). А вот Христиан Иванович Гибнер: издает звук,   отчасти   похожий   на   букву   «и»   и несколько на «е». ­ Вот мы и обнаружили еще один секрет пьесы: без авторского слова не может обойтись   драматическое произведение.  Ремарка  ­ своеобразная подсказка   актеру.   «Ревизор»   просто пестрит   ремарками!   Они   очень   даже 1 8 9лаконичны, синтаксически не связаны с текстом   и   не   произносятся,   а   лишь прочитываются, чтобы быть сыграны, а в тексте пьесы заключаются в скобки. 4.  П е р в о е   с ц е н и ч е с к о е и с п ы т а н и е   к о м е д и и  и ее предыстория. ­ А теперь мне хотелось бы предложить вам   взглянуть   на   комедию   Гоголя глазами автора: предвидел ли он, как встретят «Ревизора» современники? его     Представляете: в Малом театре на первом представлении   «Ревизора»   ­   ни   одного смешка(!),   в   роли   городничего   ­   любимец публики,   прославленный   Михаил   Семенович Щепкин, и ­ гробовое молчание зала. Автор же мечется   за   кулисами,   убежденный,   что   его комедия провалилась. И как только по оконча­ нии 1­го действия предстал перед Гоголем еще не остывший от роли Щепкин, писатель, чуть не   плача,   спросил   его:   «Неужели   провал?» Актер   же   ответил   недоумением:   «С   чего   вы взяли, Николай Васильевич?» ­ «Но ведь никто 1 8 9не смеялся!» ­ растерянно произнес Гоголь. ­ «Да, не смеялись, ­ улыбнувшись, согласился Щепкин. ­ Ну и что же? Да и как они могли смеяться,   если   внизу   сидят   те,   кто   берет взятки,   а   наверху   (балкон,   галерка,   билеты подешевле) ­ те, кто дает их». События   в   комедии   Гоголя   настолько естественны,   правдоподобны,   они   настолько житейски, что невольно хочется узнать: а что, чиновниками, подобный   обманувшимися   ревизора, действительно   был   или   Гоголь   все   это придумал, сочинил? случай   насчет с     Р а с с к а з   у ч а щ е г о с я   об   истории создания комедии (домашнее задание).       ему рассказав С л о в о   у ч и т е л я . Да,   создать   «Ревизора»   побудил   Гоголя Пушкин, историю, приключившуюся   в   одном   провинциальном городе   с   его   приятелем;   представить   ее нетрудно   по   комедии   Гоголя,   только 1 Хлестаков здесь ни при чем. Ведь, оказавшись 8 на   месте   Хлестакова,   пушкинский   приятель 9повел себя совершенно иначе, чем гоголевский герой:   поспешил   оставить   не   в   меру   госте­ приимный   город,   вырваться   из   объятий радушных чиновников. Подарив   сюжет  Гоголю,   Пушкин   мечтал, чтобы   будущее   творение   стало   настоящим праздником   смеха.   Своей   комедией   Гоголь высмеял   то,   к   чему   веками   притерпелись, высмеял привычное! И   вновь   на   память   приходят   сцены   из комедии. В о с с о з д а н и е   в   эмоционально­игровом пересказе с ц е ­ н ы спора городничего и судьи о том, что каждый из них берет взятки. В ы в о д   у ч и т е л я . Обратите внимание, как настойчив судья в своих представлениях о взятке, тем более что исповедует   он   взгляды   достаточно оригинальные, до которых, как и до остальных своих   воззрений,   «сам   собою   дошел, собственным умом». Но ведь за каждой взяткой ­ человек, тот, кому   дают,   и   комедия   Гоголя   поражает 1 8 9многолюдством взяточников! Драматург   низвел   взятку   до   комической нелепости,   поскольку   нелепы,   ничтожны, смешны взяточники. Так почему же ублажают взятками   такое   ничтожество,   фитюльку   — Хлестакова? Потому, что он важная столичная штучка, в   чем   ни   на   мгновение   не   усомнились чиновники, «ревизор», «да еще инкогнито», да к тому же «с секретным предписанием»! И господа чиновники никак не могут, не желают   лишить   себя   промысла,   к   которому они  привыкли  и  который  их  кормит  больше, чем   государственная   служба,   ­   лишить   себя взятки! А что же творится в городе, почему так необходима взятка? Как   же   представить   город,   который предстоит рассматривать ревизору? Гоголь   блистательно   справился   с   этой задачей: его герои вдруг разговорились вовсю, причем   болтовня   их   тут   же   переносит читателя в разные «заведения» города ­ будь 1 8 9то суд, больница или «учебное заведение». 5. М о н о л о г и ч е с к и е в ы с к а з ы в а н и я  учащихся о суде, больнице, училище. 6. А н а л и з   I I   д е й с т в и я . С л о в о   у ч и т е л я . У Гоголя в «Ревизоре» что ни новая сцена, то непременно кульминация! Отчего же чиновники и город так смешны? Всего­навсего оттого, что он непролазно глуп, этот   город,   однако   в   «учености»   своей   и «мудрости» не сомневается! Оттого так любят пускаться   в   глубокомысленные   рассуждения городничий,   судья,   Земляника   и   даже   почти бессловесный   Лука   Лукич   Хлопов.   Наверно, именно   поэтому   так   уморительна   сцена,   где Добчинский   и   Боб­   чинский   подогревают чиновников   своей   «версией»   о   таинственном «инкогнито» из Петербурга. Блистательный   ход   Гоголя:   он   поставил нас, читателей и зрителей, в положение более выгодное,   чем   то,   в   котором,   по   его   же 1 8 9авторской   воле,   пребывают   персонажи:   мы знаем, кто такой Хлестаков, а у городничего «проклятое инкогнито» на уме, и перед нами разыгрывается едва ли не фарс. Хлестаков и городничий   нагоняют   страх   друг   на   друга, состязаясь   и   в   страхе,   и   в   подобострастии. Ведь   они   не   могут   понять   друг   друга,   они упираются,   отбиваются   друг   от   друга   ­   ну никак не хочет Хлестаков переехать на новую квартиру, а городничий все свои надежды на взаимопонимание с ревизором только с этим и связывает. 7.  Ч т е н и е   п о   р о л я м   (IIдействие, явление 8­е). ­ На чем же они сходятся? На взятке! Она, проклятущая, их породнила. А   затем,   промеж   четырех   стен,   без свидетелей (как и должно быть по «законам» взяткодательства),   взятку,   и,   конечно   же, большую,   чем   просил,   понятно   «в   долг»,   их превосходительство,   «ввернул»   Хлестакову Земляника, повторив городничего... 1 8 9Совершилось знаменательное событие: те, кто   привык   взятки   брать,   теперь   столь   же привычно   их   отдают!   Взяточник   по   воле Гоголя превратился во взяткодателя! Надо же до того унизиться, чтобы самому раскошелиться, и еще как! 1 8 9IV. Подведение итогов урока. ­ Не вспоминаете начало сценической  истории «Ревизора»?4 Да, объяснение  Щепкина: почему зрители не смеялись. Гоголевская комедия вносит существенное уточнение   в   мысль   великого   актера:   если зрительный зал делился на тех, кто берет, и на тех,   кто   дает   взятки,   то   комедия   Гоголя   их объединила:   и   те,   кто   берет,   неизбежно становятся   дающими!   Не   столь   важно, испытали   ли   это   на   собственной   шкуре чиновные   зрители   гоголевской   комедии   или были   в   смятении   от   перспективы,   которую вдруг приоткрыл им писатель, превращая важ­ ную персону в «фитюльку», ­ противоположно тому,   что  пытался   проделать   с  самим   собой Хлестаков: их репутации гоголевским смехом был нанесен непоправимый удар! Домашнее задание: подготовить  выразительное чтение по ролям III действия;  продолжить составление цитатного плана.

Посмотрите также