Середина 19 века в Европе насыщена яркими, бурными событиями. Общество динамично развивалось, народы отвоевывали свое право быть субъектами исторического процесса. Этому времени присущ особый возбужденный эмоциональный фон. Все слои общества жили надеждами, но чаяния у всех были разными, часто взаимоисклющающими.
Революционные события 1848 – 1849 гг. при всей своей очевидной серийности, типологичности протекали, тем не менее, своеобразно. Выделить общее и особенное в незавершенных революциях Европы, актуализировать понимание исторических закономерностей и специфику проявления этих событий у обучающихся – одна из задач обобщающего урока или блока урока в данной теме.
Одним из вариантов изучения конкретно-исторического комплекса причин-предпосылок-реализации европейских революций середины 19 века может быть эвристическая беседа, по результатам которой выстраивается обобщающая схема, просто и ясно представляющая историческую суть неординарных событий, воспетых поэтами как “весна народов”.
Революции 1848–1849 гг. в Европе.doc
Революции 1848–1849 гг. в Европе
Середина 19 века в Европе насыщена яркими, бурными событиями. Общество динамично развивалось, народы
отвоевывали свое право быть субъектами исторического процесса. Этому времени присущ особый возбужденный
эмоциональный фон. Все слои общества жили надеждами, но чаяния у всех были разными, часто взаимоисклющающими.
Революционные события 1848 – 1849 гг. при всей своей очевидной серийности, типологичности протекали, тем не менее,
своеобразно. Выделить общее и особенное в незавершенных революциях Европы, актуализировать понимание
исторических закономерностей и специфику проявления этих событий у обучающихся – одна из задач обобщающего урока
или блока урока в данной теме.
Одним из вариантов изучения конкретноисторического комплекса причинпредпосылокреализации европейских
революций середины 19 века может быть эвристическая беседа, по результатам которой выстраивается обобщающая
схема, просто и ясно представляющая историческую суть неординарных событий, воспетых поэтами как “весна народов”.
1. Обобщающий анализ начинается с вопросов, направленных на выявление самых общих системообразующих
противоречий присущих европейским странам в середине “железного века”.
Каково положение разных слоев населения?
Насколько оформлены интересы различных групп общества?
Какие идеи и программы получили распространение?
Какое формировалось отношение к власти?
В результате этой части беседы подводим учащихся к пониманию контекстного круга причин и обстоятельств
последующих революционных событий.
Внешний круг причин европейских революций 1848–1849 гг.
Рис. 1
2. Следующий этап работы связан с выявлением предпосылок европейских революций.
С какими трудностями столкнулось население Европы, особенно неимущие слои, в 40х гг. 19 века?
Какова была позиция властей? Их отношение к реформам?
Какие чувства переживали обездоленные европейцы?
Как изменились поступки, поведение людей?
В процессе ответов на эти вопросы становятся понятными механизмы складывания, “сгущения” революционной ситуации.
Наглядно это выражается во втором круге конкретных факторов европейских революций 1848–1849 гг.Внутренний круг предпосылок европейских революций 1848–1849 гг.
Рис. 2
3. Показать и определить форму реализации революций, призваны завершающие беседу вопросы.
Каков социальный состав участников революций?
В какой форме протекали революции?
Против чего были направлены?
Какие лозунги были характерны в революциях?
В завершающем – третьем – круге отмечаем наиболее существенные черты европейских революций, закономерных и
своеобразных.
Ядро реализации европейских революций 1848–1849 гг.
Рис. 3
Данный урок (или часть урока) можно сопроводить электронной презентацией –
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.