Резервы обучения чтению.
Оценка 5

Резервы обучения чтению.

Оценка 5
rtf
02.05.2020
Резервы обучения чтению.
Резервы обучения чтению..rtf

Резервы обучения чтению.

I

Уже в первом классе занятия внеклассным чтением позволяют ввести детей в мир детских книг. Книги на эти занятия я подбираю яркие, красочно оформленные, с крупными иллюстрациями. Даю возможность детям посмотреть, полистать их до и после урока. Если кто-то из учеников на первых занятиях внеклассного чтения проявляет пассивность, то назначаю его своим помощником, при подготовке к следующему занятию внеклассного чтения, даю книжки с иллюстрациями и стараюсь заинтересовать рассматриванием картинок, зажечь желание узнать об их содержании подробнее-прочитать текст.

Во втором полугодии можно пробовать силы учеников в самостоятельном чтении под наблюдением педагога. Подбор книг должен быть связан с содержанием занятий классного чтения: либо по тематическому признаку, либо по принадлежности произведений одному автору или одному жанру.

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье, поэтому на родительском собрании уже в первом классе даю необходимые советы родителям.

Прежде всего надо ознакомиться с содержанием многих детских книг. Покупая ребенку книгу, посмотреть ее самому.

Начинать самостоятельно чтение надо с книг с большими рисунками, так как страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет - и можно постепенно переходить к книгам не имеющим иллюстраций.

Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научная фантастика, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

Надо организовать семейное чтение книг. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и похожими чувствами.

Важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае, не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика, должен быть отмечен педагогом. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу. При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлеченно.

Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними.

Развитию внимания способствует чтение слов по карточкам с изменением одной буквы: точка-бочка-кочка и так далее. Использование раздаточного материала: карточки с текстом, написанным крупным шрифтом, для слабо читающих детей (слоги, небольшие слова, рассказы); карточки для тех, кто читает букварь; карточки для бегло читающих учеников. очень полезное упражнение в "конструировании" предложений. Для них надо иметь конверты с рассыпными словами (два-три предложения на полосках бумаги разного цвета).

Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Однако нельзя допускать соревнования самых слабых и самых сильных учеников между собой. Важно учитывать организационные мелочи: рассаживать слабых учеников с сильными, уделять внимание той части рассказа, в которой есть иллюстрация, проводить специальную подготовку детей к выразительному чтению, определяя по особенностям текста, как надо читать: быстро или медленно, громко или тихо, а может быть, ласково и нежно. Дети должны читать так, как читают другу, маме, бабушке. При таком настрое снимаеться излишняя напряженность.

Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Родители наших учеников знают, как помочь детям, как проконтролировать их работу.

Повышению осмысленности чтения способствует дидактическая игра-поиск пропущенного в тексте слова. Очень результативно проведение пятиминуток чтения ежеурочно-на всех уроках без исключения.

Стимулирование учеников при обучению чтению, совместные усилия в этом направлении семьи и школы позволяют уже в первом классе достичь хороших результатов в чтении.

II

Развитие техники чтения часто тормозиться из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение, состоящее из шести-восьми слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Для этого берется набор из шести предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова "Тает снег"- восемь букв, то в последующих предложениях количество букв увеличивается на одну-две. И так восемнадцать наборов.

На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение и ребята в течение определенного времени (три-четыре секунды) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Затем предложение стирается и предлагается ребятам записать его в тетрадях. Если кто-то из детей не запомнил предложение и не смог его записать, надо спокойно отреагировать на это, сказав: "Ну хорошо, перепеши у соседа, а в следующий раз постарайся запомнить." Затем следует чтение и запоминание второго предложения. После того как предложение стерто, его так же записывают в тетрадь. На шесть предложений одного набора обычно уходит от пяти до восьми минут времени.

Если дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать-это уже ничего не дает.

Обычно через месяц тренировочной работы, появляются первые успехи в обучению чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

 

Резервы обучения чтению. I

Резервы обучения чтению. I

Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу

Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу

Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово

Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020