Результативность педагогической деятельности
Оценка 5

Результативность педагогической деятельности

Оценка 5
Документация
docx
14.11.2023
Результативность педагогической деятельности
В зависимости от цели и задач образовательных программ, возраста обучающихся, срока реализации программы можно выделить уровень образованности, который является главной педагогической целью и прописывается в программе.
Результативность педагогической деятельности.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Гизетдинова Р. Э.,

 учитель

МАОУ СОШ 97 им. А. В. Гуменюка

г. Екатеринбурга

Екатеринбург, 2023

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В самом общем смысле под результативностью педагогического процесса может пониматься мера соответствия полученных реальных результатов предполагаемым результатам, которые мы обозначили в качестве целей педагогического процесса в своих программах. Существует три аспекта, в свете которых мы оцениваем результат:

1.Теоретический. И здесь мы должны ответить на вопрос: что такое результат? Что понимать под результатом и результативностью педагогической деятельности?

2.Методико-технологический, требующий от нас ответа на вопрос, что относится к педагогическому результату и как его достичь.

3.Рефлексивный (оценочный). И здесь возникают вопросы: как выявить оценить и измерить, зафиксировать и предъявить результаты образовательного процесса?

Итак, аспект 1. Существуют понятия «результат» и «результативность». В чем их различия? 

«Результат – это объективные изменения, получившиеся в итоге деятельности, направленной на реализацию, достижение какой-либо цели»  (Р.М. Гайнутдинов, директор Центра реабилитации и развития личности «Лад», психолог). «Результат – это любой итог деятельности, чем бы она ни завершилась – какими-либо успехами, достижениями на педагогическом поприще, или же неудачами» (Е.В. Титова, профессор РГПУ им. А.И.Герцена). Иначе говоря, результат – это состояние после окончания процесса, направленного на достижение поставленных целей. Он может быть и положительным и отрицательным. 

Результат деятельности связан с целью (таблица 1). Цель – представление о желаемом результате. Цель, т.е. желаемый результат, достигается путем решения задач, поэтому результат тоже будет иметь 3 «слоя»: образовательный, воспитательный и практический, т.к. образовательный процесс рассматривается как единый целостный процесс обучения, воспитания и развития личности. Если рассматривать основную цель дополнительного образования как развитие творческих способностей детей, становление готовности личности к самоопределению, то, следовательно, результативностью можно назвать качество того образовательного процесса, который в наибольшей степени способствует формированию различных компетентностей, т.е. образовательного процесса, в основе которого лежит компетентностный подход.

 

                 

 

Таблица 1.

Результативность педагогической деятельности

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image003.gif

 

 

Результат

 

= цели

 

А результативность – это продуктивность, эффективность, плодотворность, т.е. положительный результат.

Результаты следует различать:

*   по             времени      фиксирования     (итоговые,             промежуточные -       текущие, оперативные);

*   по факту преднамеренности (запланированные и стихийно полученные);

*   по отношению к целям (целесообразные и нет, т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и  не соответствующие им полностью или частично);

*   по зависимости от субъекта (непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные);

*   по степени значимости (значимые – различные степени социальной, личностной, профессиональной значимости, и не значимые);

*   по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки).

Аспект 2. Результаты образовательной деятельности условно можно разделить на педагогические и социальные (таблица 2). Под педагогическими результатами понимаются личностные изменения, которые происходят под влиянием педагогической деятельности. Педагогические результаты имеют также  и социальное значение и могут быть рассмотрены как социальные результаты образовательной деятельности.

1.   К результатам педагогического процесса можно отнести:

*   образованность – это качество личности, которое характеризуется  способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности.

Существует 4 уровня образованности: грамотность, функциональная грамотность, информированность и социальная компетентность. В соответствии с этим мы с вами составляем образовательные программы тоже разного уровня освоения: общекультурные, углубленные, профессионально ориентированные.

*   грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных образовательных областях (в нашем случае – в направлениях деятельности) на уровне знаний правил и их применения;

*   функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется овладением элементарными средствами решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности, исходя из особенностей современного образа жизни и возможностей различных направленностей;

*   информированность         –          это     уровень       образованности,             который характеризуется овладением  теоретическими средствами решения задач в       образовательной           деятельности.     Основными           показателями информированности являются объем знаний и умение применять их в учебных ситуациях;

*   социальная компетентность – это уровень образованности, который характеризуется овладением теоретическими средствами решения задач в различных сферах жизни, умением реализовать свои принципы в различных видах деятельности.

В зависимости от цели и задач образовательных программ, возраста обучающихся, срока реализации программы можно выделить уровень образованности, который является главной педагогической целью и прописывается в программе.

2.   К социальным результатам можно отнести:

*   реализацию права ребенка на дополнительное образование (условия приема);

*   участие в решении социально значимых проблем (волонтерское движение, различные акции и проекты, благоустройство и т. д.);

*   формирование гражданской позиции личности  и ее подготовленность к самостоятельному профессиональному выбору;

*   изменения в здоровье воспитанников, влияние трудностей на социальное поведение детей;

*   формирование нравственных и волевых качеств личности.

                 

Таблица 2.

Результаты педагогического процесса (образованности)

1.   Педагогические результаты 

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image004.gif

2.   Социальные результаты 

Социальные результаты

1.       Реализация права ребенка на дополнительное образование.

2.       Участие в решении социально значимых проблем (волонтерские акции, благоустройство, участие в проектах).

3.       Формирование гражданской позиции личности и ее подготовленность к самостоятельному выбору профессии.

4.       Изменения в здоровье учащегося, влияние трудностей на социальное поведение детей.

5.       Формирование нравственных и волевых качеств личности.

Аспект 3. Изучение результатов образовательной деятельности – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность связана с тем, что результат образования обусловлен не только нашей деятельностью, но на него оказывает влияние и внешняя среда. Так как образовательный процесс – непрерывный, то и результативность его надо отслеживать постоянно. В основу изучения результатов должно быть положено сопоставление данных, характеризующих нынешнее и предыдущее состояние процесса. По динамике показателей можно судить тогда о результатах работы. 

Для оценки результатов необходимо определить критерии и показатели. Они разрабатываются самими педагогами с учетом целей и задач, основных идей, этапов развития становления личности или коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых. Помимо внешних конкретных критериев (а к ним относятся знания, умения и навыки, личные и коллективные творческие достижения и т.д.) важны общие критерии развития    ребенка       (изменение           мотивации, ценностных          ориентаций, жизненной позиции, успешность в социализации, развитие отношений между участниками образовательного процесса и др.). Изучить результат с учетом всех показателей невозможно и нецелесообразно. Отбор критериев, показателей и методик ведется с учетом конкретных условий и задач на данный период. Но эти методики и критерии должны использоваться ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было наблюдать динамику, успешность развития и результат образовательного процесса.                           

Какие           методики   могут           быть использованы     для    оценивания результативности освоения программы? Ими могут быть анкетирование, «незаконченное предложение»,    интервью, беседа,         анализ         продуктов деятельности, наблюдение, участие в защите научно-исследовательских проектов, анализ статистических данных, рейтинговая система оценки, тестирование и др.

При изучении результатов деятельности необходимо использовать не одну методику, а систему их, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали достоверность результатов. Они должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики коллектива, взаимоотношений в нем. Они должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки. Это могут быть таблицы, диаграммы, экраны и т.д.

Формы контроля:  

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image005.gif Собеседование

 Тестирование

 Беседа

 Зачёт, контрольное упражнение

 Защита реферата, проекта, творческой работы

 Диагностическая игра

 Анкетирование

 Выполнение нормативов

Формы предъявления результатов:

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image006.gif Олимпиады, конкурсы, смотры, соревнования, выставки 

 Концерты, фестивали, спектакли

 Защита творческих работ

 Открытые занятия

 Компьютерные презентации

 Родительские собрания               

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. 

В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка.

Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.

Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Уникальность педагогической диагностики в том, что она направлена не только на изучение изменений в личности ребенка, но и на поиск условий, благоприятных для становления его личности.

Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса.

Исходя из этого, можно определить цели, задачи и функции педагогической диагностики.

Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. 

Задачи педагогической диагностики

1.     Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.

2.     Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.

3.     Свести к минимуму педагогические ошибки.

4.     Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.

5.     Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.

6.     Оценить      деятельность       педагога     (самооценка         уровня профессионального развития). 

Функции педагогической диагностики  (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.)

*      обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);

*      оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями); 

*      воспитательная (формирование системы отношений, ценностей,  мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);

*      коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);

*      конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);

*      информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны); 

*      прогностическая           (прогнозирование,       определение            перспектив  развития).

 

НА ЧЕМ СТРОИТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо учитывать некоторые ее особенности. Прежде всего, это: основные принципы, уровни, этапы, технологии и методы педагогической диагностики.

Основными принципами педагогической диагностики являются:

*  комплексность;   https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif непрерывность;   https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif целостность; https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif объективность; https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif динамичность изучения педагогических факторов и явлений;

*  обоснованность конкретных          педагогических процедур диагностирования в данных условиях;

*  принцип детерминизма (причинно-следственная обусловленность); https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif принцип анализа и синтеза:

*  принцип главного звена.

Уровни педагогической диагностики 1 уровень – компонентная диагностика.

Выделяя в объекте отдельные компоненты и получая характеристику некоторых из них, мы осуществляем компонентную диагностику. Она считается исходным уровнем педагогической диагностики и дает малодостоверный прогноз, обладает низкой практической отдачей.

2  уровень – структурная диагностика.  

На данном уровне диагностики определяется структура процесса, переход к установлению связей между компонентами, выявляются разные степени зависимости между отдельными компонентами педагогического процесса.  Появляется возможность выдвигать гипотезы, выявляющие разные степени зависимости между отдельными компонентами образовательного процесса.  Результаты такой диагностики  ближе к практическому применению.

3  уровень – системная диагностика.

Она позволяет определить функции отдельных сторон педагогического процесса как целостного системного явления, а также развитие этого процесса. Этот уровень диагностики наиболее завершенный.

На данном уровне устанавливается полная картина связей между отдельными компонентами, ставится задача выявления  взаимосвязей, она позволяет объективно прослеживать, как разворачивается цепочка педагогических ситуаций от принятия цели к достижению конечного результата. 

На всех уровнях педагогической диагностики она выполняет определенную функцию, достаточную для достижения определенных целей. 

Выбор уровня зависит оттого, какой результат хочет получить педагог. Разные задачи предполагают и разные уровни педагогической диагностики.

Этапы педагогической диагностики (по И.Ю. Гутнику)

Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики будет иметь следующий вид:

1.     Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.

2.     Планирование предстоящего диагностирования.

3.     Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).

4.     Сбор информации о диагностируемом объекте.

5.     Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.

6.     Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.

7.     Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

8.     Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

Методы педагогической диагностики

Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):        

*   По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).

*   По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).

*   По месту проведения (аудиторные, лабораторные).

*   По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).

В педагогике выделяют следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.

Содержание педагогической диагностики

*   Результаты обучения, воспитания и развития ребёнка на каждый год обучения в соответствии с программой.

*   Соответствие теоретических знаний и практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.

*   Владение необходимыми технологическими навыками.

*   Условия для эффективного развития личности ребенка.

*   Удовлетворенность  детей образовательной деятельностью.

Педагогическая диагностика может быть осуществлена администрацией, внешними экспертами, опытными педагогами, методистами ОУ, а также самим педагогом (самодиагностика).

Взаимосвязь оценки и диагностики в образовательном процессе

Для оценки результатов  необходимы критерии, с помощью которых эта оценка производится. В современной педагогике наблюдаются тенденции изменений  традиционной школьной оценочной системы: расширение балльной шкалы, введение рейтинговой системы, содержательной оценки и др. Такая модернизация оценки направлена на  использование в педагогическом процессе различных диагностических методик. Оценка качества образования включает в себя: 

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif оценку качества образовательного процесса; https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif оценку качества образовательных достижений.

Оценить качество образования возможно с помощью диагностических процедур на основе конкретных показателей оценки качества образования, которые включают в себя оценку качества: знаний, умений, владения опытом творческой деятельности, воспитанности, развития личности.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ

В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы).

Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность.

Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики.

Таким образом, у каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат освоения образовательной программы. Это, кроме того, определено квалификационной характеристикой должностей работников образования, утвержденной Постановлением Минсоцразвития РФ от 26.10.2010 г. № 761-р и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21.12.2012, ст.30, п.2; ст.58, п.1; ст.59, п.1; ст.60, пп.2, 3, 15.

Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? И здесь нам поможет образовательная программа, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе.

При подведении общих итогов диагностики результатов, прежде всего, следует обратить внимание на  степень выполнения образовательной программы. В дополнительном образовании существуют программы разных уровней освоения: общекультурного (ознакомительные), углубленные (формирующие интерес к предметной области) и профессионально ориентированные. В зависимости от уровня освоения программы предполагаются и соответствующие результаты ее освоения. В дополнительном образовании отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие. К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента. К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д. Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана.

В дополнительном образовании используются следующие формы контроля освоения образовательных программ: собеседование, учебное тестирование, беседа, зачет, анкетирование, реферат, викторина, выполнение спортивных нормативов, экзамен, контрольные упражнения, диагностическая игра, анализ и защита творческой работы. К формам предъявления результата можно отнести: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации и т.д.

Результаты диагностики  могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т.д. То есть, должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности.

Можно выделить следующие показатели   результативности педагогического процесса:

1.     Сохранность контингента.

2.     Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития.

3.     Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу.

4.     Успешное освоение детьми программы.

5.     Соответствие результатов деятельности целевым установкам.

6.     Создание образовательных и учебных программ, способных увлечь и заинтересовать детей.

7.     Результаты зачетов, экзаменов, соревнований и т.д.

8.     Экспертные оценки специалистов.

Для того, чтобы определить качество результата или оценить качество образования,  необходимо определить критерии или показатели результативности образовательного процесса. Критерии должны соотноситься  с определенными параметрами результативности. Их можно представить в виде таблицы:

Параметры результативности образовательного процесса

Критерии

1.Опыт освоения воспитанниками теоретической информации

(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

2.Опыт практической деятельности:

освоение способов деятельности, умений и навыков

(практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным темам учебно-тематического плана, навыки соблюдения правил безопасности)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям.

3.Опыт творчества

Проявление креативности в процессе освоения программы.

4.Опыт общения

(эмоционально-ценностные отношения, формирование личностных качеств воспитанников)

Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.

5.Опыт социально значимой деятельности

Социальная активность, достижения воспитанников.

Как видно из таблицы, параметры результативности напрямую соотносятся с компетентностным подходом в образовании.  Формирование ключевых компетентностей  у воспитанников позволяет им решать проблемы и типичные задачи, возникающие в жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и способы их решения, которые обеспечивают формирование компетентностей. И дополнительное образование в полной мере представляет ребенку этот новый вектор развития, а уровень развития у воспитанников ключевых компетентностей напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, оттого, как выстроен образовательный процесс, как разработаны и применяются критерии показателей и условий эффективности реализации дополнительных образовательных программ. 

МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

В образовательном процессе используется большое количество различных  диагностических методик. Их можно разделить на несколько видов:

1.  Методики диагностики изменения личности ребенка:

*  «Карта интересов» (для детей 6–11 лет и 12–16 лет)

*  «Образовательные потребности» (для детей 6–11 лет и 12–16 лет)

*  «Ценностные ориентации» (для детей 12–16 лет)

*  «Карта оценки результативности реализации программы»

*  «Дневник педагогических наблюдений»

*  Методика «Пословицы»

*  Методика «Закончи предложение»

*  Методика для изучения социализированности личности учащегося

*  Тест Фидлера

*  Тест Кетелла

*  Карты           самооценки           учащихся    и         экспертной           оценки педагогом компетентности воспитанников   по       освоению   теоретической информации и способов практической деятельности, приобретению опыта творчества

2.  Методики диагностики изменений системы отношений: https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif Методика «Позиция родителей в образовательном процессе»

*  Методика «Дневник педагогических наблюдений»

*  Методика «Цветограмма настроений»

*  Тест Фидлера

*  Тест Кетелла

*  Социометрия

3.  Методики диагностики изменений личности педагога: https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif Методика «Трудовые ценности»

*  Методика «Рейтинг профессиональных ценностей»

*  Методика «Индикатор профессиональной деятельности»

*  Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования

*  Тест Фидлера

*  Тест Кетелла

4.  Методики диагностики изменений субъективного уровня:

Достижения детей:

*  Карты самооценки учащихся и экспертной оценки педагогом компетентности воспитанников (для детей 12 – 16 лет)

*  «Дневник педагогических наблюдений»

*  Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image007.gif Педагогические достижения:

*  Методика «Анализ состава обучающихся»

*  Методика «Уровень программно-методического обеспечения»

*  Информационная карта результатов участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня

*  Информационная карта «Освоение обучающимися образовательной программы»

В приложении предлагается описание некоторых из приведенных выше методик.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Методики диагностики изменения личности ребенка

Карта оценки результативности реализации образовательной программы[1]

(из опыта работы ДДЮТ Кировского района)

Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися образовательной программы на основе заполнения информационной карты и представляет собой вариант методики «Информационная карта освоения учащимися образовательной программы».

Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и других массовых мероприятиях оценивает по 5-балльной шкале освоение учащимися программы по параметрам, указанным в бланке карты.

После оценки каждого параметра результативности освоения программы все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой.

Информационная карта может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы, определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в длительном периоде времени позволит педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.

Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами. 

Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.

Для повышения степени достоверности информации об уровне освоения воспитанниками образовательной программы можно использовать информационную карту и в работе с родителями. В этом случае информационная карта раздается родителям учащихся.

На основе анализа информационных карт, заполненных педагогом (родителями), дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой).

Шкала результативности (для детей, родителей)

Цель: выявление результатов освоения образовательной программы, уровня воспитанности, участия в социально значимой деятельности (в зависимости от показателей).

Ход проведения: определяются показатели в зависимости от цели диагностирования. По 5-балльной шкале дети могут дать самооценку своей деятельности, родители оценить изменения, которые произошли с его ребенком.

 

 

Показатели

1                 2                 3                 4                 5

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

…….

 

 

1– очень плохо; 2 – плохо; 3 – не знаю; 4 – хорошо; 5 – отлично

 

Обработка полученных данных. Подсчитывается количество баллов у каждого ребенка и по каждому показателю и определяется процент результативности путем деления количества «личных» баллов на максимально возможное количество баллов. Таким образом, получаем процент результативности конкретного ребенка; при достаточно большом количестве заполненных анкет можно оценить и результативность группы в целом, опираясь уже не на баллы конкретных детей, а на отмеченные респондентами показатели. 

             

Самоанализ результативности освоения программы (для педагога)

Цель: выявление результатов освоения образовательной программы, уровня воспитанности, участия в социально-значимой деятельности (в зависимости от показателей).

Ход проведения: в таблице против каждой фамилии проставляются условные обозначения или баллы уровней освоения программы по 3 или 5балльной системе, в течение учебного года педагог заполняет таблицу по всем показателям на каждого ребенка, затем подсчитывается количество баллов у каждого ребенка и по каждому показателю. и определяется % освоения программы.

 

фамилия, имя

 

овладение ЗУН

творческие усп

ехи

отношение в

коллективе

что изменилось в ребенке

(разделы программы)

(перечень)

 

(показатели)

(показатели)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..............

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка полученных данных. Подсчитывается количество баллов у каждого ребенка и по каждому показателю и определяется % результативности путем деления количества личных баллов на максимально возможное количество баллов. В первом случае получаем процент результативности конкретного ребенка, во втором – конкретного показателя результативности.

 

 


Карта оценки результативности реализации образовательной программы

(из опыта работы ДДЮТ Красносельского района) Цель: проверка результативности освоения образовательной программы.

Ход проведения: проводится в несколько этапов с использованием  различных методик в зависимости от параметров результативности реализации образовательной программы. Каждый параметр оценивается по своим критериям, описанным в образовательной программе. Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика. 

Название программы, срок ее освоения  _____________________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________________________ Фамилия, имя учащегося _______________________________________________________________ Год обучения по программе ____________________________________________________________

Параметры результативности реализации программ

Характеристика низкого уровня результативности

 

Оценка уровня результативности

Характеристика высокого уровня результативности

Очень слабо

Слабо

Удовлетворит.

Хорошо

Очень хорошо

1

2

3

4

5

Опыт освоения теоретической информации (объём, прочность, глубина)

Информация не освоена

 

 

 

 

 

Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы

Опыт практической деятельности (степень освоения способов деятельности: умения и навыки)

Способы деятельности не освоены

 

 

 

 

 

Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами программы

Опыт эмоционально-ценностных

отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося)

Отсутствует позитивный опыт эмоционально-ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение)

 

 

 

 

 

Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося

Опыт творчества

Освоены элементы репродуктивной, имитационной деятельности

 

 

 

 

 

Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата)

Опыт общения

Общение отсутствовало (ребёнок закрыт для общения)

 

 

 

 

 

Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог-учащийся» и «учащийсяучащийся». Доминируют субъект-субъектные отношения

Осознание ребёнком актуальных достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы (позитивная «Я-концепция»)

Рефлексия отсутствует

 

 

 

 

 

Актуальные достижения ребёнком осознаны и сформулированы

Мотивация и осознание перспективы

Мотивация и осознание перспективы отсутствуют

 

 

 

 

 

Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области (у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности)

26

 


Дневник педагогических наблюдений

(из опыта работы ДДЮТ Выборгского района)

     Целью дневника педагогических наблюдений является отбор методик и педагогических методов воздействия, положительно влияющих на развитие учащихся в предметном, личностном творчестве, а также в общении.

     Дневник заводится педагогом в начале учебного года на каждого из 8 – 10 учащихся (по согласованию с методистом), выбранных для участия в диагностическом исследовании.

     В дневнике ежемесячно фиксируются результаты, которых добивается учащийся на трех значимых направлениях: предметное творчество, творчество в саморазвитии, творчество в общении (см. одноименные блокитаблички). 

     Запись об указанных результатах проста: необходимо вписать название месяца, за который происходит оценка деятельности учащегося,  в каждый из трех блоков по одному разу  всякий раз в той клеточке, которая отражает сочетание двух учитываемых в блоке параметров.

     Все учитываемые параметры имеют градацию  по трем степеням выраженности. Так, 1 блок предполагает учет двух параметров: 

§  творческая сторона работы (с градациями: подражание — это исполнительский уровень работы; компиляция  использование  готовых, предложенных педагогом вариантов, частично творческий подход;  импровизация  это максимально творческая, самостоятельно выполненная работа);

§  техника исполнения работы (с градациями: удовлетворительно, качественно, безупречно).

     Значит, например, если в сентябре работа выполнена учащимся качественно на подражательном уровне, то в ячейке таблицы на пересечении 2-го столбца и 1-ой строки помечаем: «сентябрь».

 

Фамилия, имя уч-ся________________________________Класс______Год обучения_______ Объединение_______________________________Педагог___________________________________ Предметное творчество

Техника исполнения работы

 

Творческая

Сторона работы

Удовлетворительно

1

Качественно

2

Безупречно

3

Подражание         1

 

Сентябрь Октябрь

Ноябрь

Компиляция         2

 

 

 

Импровизация     3

 

 

 

Далее, в октябре, учащийся выполнил работу на том же уровне и, следовательно, «октябрь» ставится в ту же графу. А в ноябре появилась небольшая динамика в деятельности ребенка, и он безупречно выполнил работу, но на том же подражательном уровне. Педагог отмечает это записью «ноябрь» на пересечении 3-го столбца и 1-ой строки. И так далее отмечаем до мая. Цифры «1,2,3» в графах таблицы — это баллы, которые учитываются при заполнении сводной таблицы путем суммирования (см.далее).

Во 2 блоке учитываются параметры:

1.             эмоциональное восприятие критики (с градациями: резко отрицательное, нейтральная степень и готовность принять совет, замечание – соответственно, в первом случае имеют место негативная реакция на замечания, обида, слезы, явные отрицательные переживания; во втором – советы и замечания воспринимаются без возражений и обид; в третьем – при обсуждении хода работы наблюдается положительный эмоциональный фон);

2.             рациональное отношение к критике (здесь градации: неприятие оценки педагога, т.е. учащийся возражает педагогу, оспаривает замечания и советы; принятие оценки педагога, когда учащийся реагирует спокойно, внимательно слушает, конструктивно обсуждает замечания педагога; самокритика, при которой учащийся сам видит свои недостатки, пытается улучшить качество работы, способен к самовоспитанию).

То есть, саморазвитие ребенка, его личностный рост рассматриваются через отношение к критике, способность адекватно реагировать на неё, через развитость критического мышления учащегося.

Таблица заполняется аналогичным образом – название месяца наблюдения ставится в соответствующую графу. 

                 

Творчество в саморазвитии

Рациональное отношение к критике

 

Эмоциональное восприятие критики

Неприятие оценки педагога

1

Принятие оценки педагога

2

Самокритичность

3

Резко отрицательное

(обиды, спор) 1

 

 

 

Нейтральная степень

2

 

 

 

Готовность принять совет, замечание 3

 

 

 

 

3 блок  дает возможность отслеживать следующие параметры:

1.             коммуникативные умения (с градациями: пассивность – учащийся первым не устанавливает контакты, не всегда отзывается на общение; средний уровень – учащийся сравнительно редко проявляет активность в общении, чаще лишь отвечает на обращение к нему со стороны; высокая активность – активен в установлении контактов, раскован, смел в общении);

2.             содержательная сторона общения (градации здесь – негативные формы общения, т.е. зависть в случае успеха и злорадство по поводу неудачи товарища; отзывчивость, равноправное общение; и активное сопереживание, помощь).

Таблица заполняется аналогичным образом – название месяца наблюдения ставится в соответствующую графу. 

Творчество в общении

Коммуникативные умения

 

Содержательная сторона общения

Пассивность

1

Средний уровень

2

Высокая активность

3

Негативные формы общения

1

 

 

 

Отзывчивость, равноправное общение

2

 

 

 

Активное сопереживание, помощь

3

 

 

 

Далее, в нижней части страницы, располагается сводная таблицаВ ней проставляются баллы, полученные воспитанником в течение учебного года по всем трем оцениваемым параметрам. Учебный год разбит на триместры с сентября по май (последняя графа «июнь–август» может использоваться в индивидуальном порядке).

Баллы подсчитываются путем суммирования баллов в соответствующих строках и столбцах. Например, в сентябре в графе «предметное творчество» выставляется 3 балла, т.к. работа была выполнена качественно (2 градация) на подражательном уровне (1 градация): 2+1=3. По такому же принципу заполняется вся таблица.

 

Сводная таблица педагогических наблюдений

Оцениваемые показатели

 

Месяцы

 

Примечания

Сентябрь – ноябрь

Декабрь – февраль

Март – май

Июнь – август

Предметное творчество

 

 

 

 

 

Саморазвитие

 

 

 

 

 

Общение

 

 

 

 

 

 

На оборотной стороне дневника указываются наиболее характерные ситуации, показательные формы работы, в ходе которых велось наблюдение, а также краткие выводы по наблюдениям за данным воспитанником.

Сравнительный анализ результатов дает возможность следить за индивидуальной динамикой развития учащихся, корректировать свои методы общения с ними.

Групповая динамика хорошо представлена в большой сводной таблицеСюда заносятся фамилии всех воспитанников, участвующих в наблюдении, и баллы по каждому параметру. 

 

             

Сводная таблица психолого-педагогических наблюдений

объединение_________________________________педагог_______________________

Фамилия ученика

Оцениваемые показатели

Месяцы

 

Примечания

Сент. -

ноябрь

Декабрь - февраль

Март-май

Июнь-август

1. Иванов

Предметное творчество

 

 

 

 

 

Саморазвитие

 

 

 

 

Общение

 

 

 

 

2. Петров

Предметное творчество

 

 

 

 

 

Саморазвитие

 

 

 

 

Общение

 

 

 

 

3.

Никитина

Предметное творчество

 

 

 

 

 

Саморазвитие

 

 

 

 

Общение

 

 

 

 

На основании этих данных составляется аналитическая записка (выводы по результатам диагностики). В ней указываются основные тенденции изменений в группе воспитанников по наблюдаемым параметрам (предметное творчество, саморазвитие и общение). Исходя из этих данных педагог может сделать предположение:

* об эффективности используемой программы (по степени ее освоения учащимися, успехов в обучении);

* о методах и средствах педагогического воздействия, влияния на развитие, на личность воспитанников своего объединения (воспитательный аспект);

* о коммуникативной культуре детей, умении выстраивать отношения (социализация через воспитание).

Стоит заметить, что динамика изменений не обязательно должна быть положительной. Здесь могут иметь место как «прыгающие» вверх и вниз показатели, так и понижающиеся в течение учебного года. Собственно, отрицательная динамика представляет интерес с точки зрения диагностики «слабых» мест в программе. Также в аналитической записке можно поделиться своими педагогическими идеями, мыслями, прогнозами.

             

Методика «Пословицы»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 56 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

§  1 балл – согласен в очень незначительной степени;

§  2 балла – частично согласен;

§  3 балла – в общем согласен; § 4 балла – почти полностью согласен; § 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1.

а) Счастлив тот, у кого совесть спокойна

б) Стыд не дым, глаза не выест

в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом

г) Что за честь, коли нечего есть

2.

а) Не хлебом единым жив человек

б) Живется, у кого денежка ведется

в) Не в деньгах счастье

г) Когда деньги вижу, души своей не слышу

3.

а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит

б) Где счастье плодится, там и зависть родится

в) Кто хорошо живет, тот долго живет

г) Жизнь прожить – не поле перейти

4.

а) Бояться несчастья – и счастья не видать

б) Людское счастье, что вода в бредне

в) Деньги – дело наживное

г) Голым родился, гол и умру

5.

а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает

б) Бережёного Бог бережёт

в) На Бога надейся, а сам не плошай

г) Не зная броду, не суйся в воду

6.

а) Всяк сам своего счастья кузнец

б) Бьется, как рыба об лёд

в) «Хочу» – половина «могу»

г) Лбом стены не прошибёшь

7.

а) Добрая слава лучше богатства

б) Уши выше лба не растут

в) Как проживешь, так и прослывешь

г) Выше головы не прыгнешь

8.

а) Мир не без добрых людей

б) На наш век дураков хватит

в) Люди – всё, а деньги – сор

г) Деньгам все повинуются

9.

а) Что в людях живет, то и нас не минет

б) Живу как живется, а не как люди хотят

в) От народа отстать – жертвою стать

г) Никто мне не указ 10.

а) Сам пропадай, а товарища выручай

б) Делай людям добро, да себе без беды

в) Жизнь дана на добрые дела

г) Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла 11.

а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей

б) На обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода

в) Доброе братство лучше богатства

г) Черный день придет – приятели откажутся

12.

а) Ученье – свет, неученье – тьма

б) Много будешь знать – скоро состаришься

в) Ученье лучше богатства

г) Век живи, век учись, а дураком помрешь 13.

а) Без труда нет добра

б) От трудов праведных не наживешь палат каменных

в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит

г) От работы не будешь богат, а скорее будешь горбат

14

а) На что и законы писать, если их не исполнять

б) Закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет

в) Где тверд закон, там всяк умен

г) Закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло

             

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 28 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

             1.      

§ а, в – духовное отношение к жизни, § б, г – бездуховное отношение к жизни;

             2.      

§ а, в – материальное благополучие в жизни не значимо, 

§ б, г – материально благополучная жизнь;

             3.      

§ а, в – счастливая, хорошая жизнь,

§ б, г – трудная, сложная жизнь;

             4.      

§ а, в – оптимистическое отношение к жизни, § б, г – пессимистическое отношение к жизни;

             5.      

§ а, в – решительное отношение к жизни,

§ б, г – осторожное отношение к жизни;

             6.      

§ а, в – самоопределение в жизни,

§ б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

             7.      

§ а, в – стремление к достижениям в жизни,

§ б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

             8.      

§ а, в – хорошее отношение к людям,

§ б, г – плохое отношение к людям;

             9.      

§ а, в – коллективистическое отношение к людям, § б, г – индивидуалистическое отношение к людям; 

10.  

§ а, в – альтруистическое отношение к людям,

§ б, г – паритетное отношение к людям;

11.  

§ а, в – значимость дружбы, § б, г –  дружба ничего не значит;

12.  

§ а, в – значимость ученья, § б, г –  ученье не значимо;

13.  

§ а, в – значимость труда,

§ б, г – труду значение не придается;

14.  

§ а, в – значимость соблюдения законов, § б, г –  соблюдение законов не обязательно.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам

«б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

 

Методика для изучения степени  социализации личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной  адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

§   4 – всегда;

§   3 – почти всегда;

§   2 – иногда;

§   1 – очень редко; § 0 – никогда.

             

1.               Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2.               Считаю, что надо чем-то отличаться от других.

3.               За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4.               Я умею прощать людей.

5.               Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6.               Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7.               Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8.               Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9.               Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.          Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.          Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.          Мне нравится помогать другим.

13.          Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.          Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.          Стремлюсь побеждать и выигрывать.

16.          Переживаю неприятности других, как свои.

17.          Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.          Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.          Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.          Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 1

 5

 9

 13

 17

 2

 6

 10

 14

 18

 3

 7

 11

 15

 19

 4

 8

 12

 16

 20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализации ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

                 

Приложение 2. Методики диагностики изменений системы отношений

Анкета № 1 (для родителей)

Анкета составлена слушателями курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы аттестации», 2009 г.

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, педагогов, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но если Вы на какой-то  вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.

1.            Видите ли Вы результаты обучения и оправдались ли Ваши ожидания?

2.            Делится ли ребенок впечатлениями после занятий, о чем рассказывает ребенок больше всего.

3.            Какие занятия (предмет) принесли Вашему ребенку наибольшую пользу?

4.            Устраивает ли Вас программа, предложенная нашим коллективом?

5.            Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?

6.            Адекватно  ли, с Вашей точки зрения, оценивает педагог результаты занятий Вашего ребенка?

7.            Как влияют занятия в коллективе на учебу в школе?

8.            Испытывает ли ребенок симпатию по отношению к педагогу?   

9.            К чему Ваш ребенок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый интерес, а к чему интерес ослаб? В чем Вы видите причину?

10.        Какие трудности испытывают Ваши дети и Вы:

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image008.gif в общении с педагогом  о общении с детьми  в освоении программы  другие трудности (укажите какие)

11.        Удалось ли Вашему ребенку найти интересных друзей среди детей нашего коллектива?

12.        Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался в другом коллективе или у другого педагога?

13.        Если бы речь шла о деньгах,  согласились бы Вы безоговорочно их платить за занятия?

14.        Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых уроках, праздниках, концертах.

15.        https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image009.gifВаши пожелания:  коллективу  администрации  группе родительского актива.

16.        Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество:

Благодарим Вас за сотрудничество.

Обработка полученных данных. По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты можно оформить в виде таблицы, диаграммы, графика.

 

Анкета № 2 (для родителей)

Анкета разработана слушателями курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы аттестации», которые проводились на базе ГОУ «СПбГДТЮ» в 2009 г.

Дорогие родители!

Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.

1.            Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие способности Вашего ребенка?

2.            Какие дополнительные предметы (темы), по вашему мнению, необходимо включить в программу или исключить из нее?

3.            Считаете ли Вы необходимым привлекать других специалистов по данному направлению (за дополнительную оплату)?

4.            Использует ли Ваш ребенок, полученные на занятиях знания и умения в школе, в быту, помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?

5.            Стали ли занятия в коллективе постоянным увлечением Вашего ребенка?

6.            На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в коллективе?

7.            Какие достижения ребенка Вас порадовали?

8.            С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался после занятий домой?

9.            Устает ли Ваш ребенок после занятий?

10.        Приобрел ли Ваш ребенок новых друзей в коллективе, изменились ли его отношения с друзьями в школе?

11.        Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?

12.        Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в выборе профессии?

13.        Удалось ли Вашему ребенку решить проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?

14.        Какое мероприятие для родителей Вам понравилось?

15.        Согласны ли Вы с оценкой результатов занятий Вашего ребенка в коллективе за год, которую дал педагог?

16.        Стало ли увлечение Вашего ребенка Вашим увлечением?

17.        Будет ли Ваш ребенок продолжать занятия в нашем коллективе в следующем году?

18.        Чем бы Вы могли помочь в развитии коллектива, в котором занимается Ваш ребенок?

19.        Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество:

Благодарим Вас за сотрудничество.

Обработка полученных данных. По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты можно оформить в виде таблицы, диаграммы, графика.

 

             

Анкета № 3 (для детей) Дорогой друг!

Мы обращаемся к тебе с просьбой ответить на некоторые вопросы. Своими ответами ты поможешь педагогу сделать жизнь в вашем коллективе  еще более интересной и насыщенной. Сначала внимательно  прочитай вопросы. Очень рассчитываем на искренность твоих ответов. Заранее благодарим тебя. Большое спасибо!

1.            Напиши, пожалуйста, в каком классе ты учишься, сколько тебе лет.

2.            Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе?

3.            Что ты ценишь в жизни больше всего? (Назови ценность, главную именно для тебя.)

4.            Какие качества личности ты особенно ценишь в людях (отметь из всех предложенных 5 наиболее важных для тебя или добавь свой вариант и присвой им место в порядке значимости этих 5-ти)

 

Выбор

Место

Доброта

 

 

Терпимость

 

 

Любознательность

 

 

Стремление к поиску смысла жизни

 

 

Способность к творчеству

 

 

Эмоциональность

 

 

Стремление к саморазвитию

 

 

Способность оказывать положительное влияние на других

 

 

Ответственность

 

 

Справедливость

 

 

Высокая работоспособность

 

 

Увлеченность

 

 

Что еще ...

 

 

                 

5.            Считаешь ли ты себя творческой личностью?            ДА      НЕТ

6.            Какими, на твой взгляд, качествами должен обладать творческий человек, и какими из них ты обладаешь сам? Отметь необходимые качества и те, которыми ты обладаешь сам.

 

Какими качествами должен обладать творческий человек?

Какими обладаешь сам?

Стремление понять окружающий мир и свое место в нем

 

 

Эмоциональность

 

 

Независимость суждений

 

 

Способность творить

 

 

Самосовершенствование

 

 

Способность оказывать положительное влияние на других

 

 

Что еще ...

 

 

7.            Занимаясь в ДДЮТ «У Вознесенского моста», какие цели ты ставишь перед собой (отметь из предложенных 4 наиболее важных или добавь свой вариант и присвой им место в порядке значимости лично для тебя)?

 

Выбор

Место

Повысить свой общекультурный уровень

 

 

Получить умения и знания, необходимые для решения своих жизненных проблем

 

 

Развить свои творческие способности

 

 

Познакомиться с другими ребятами

 

 

Научиться какой-либо конкретной деятельности

 

 

Расширить свои знания и умения по любимому предмету

 

 

Научиться приобретать новые знания

 

 

Занять свое свободное время

 

 

Развить свою индивидуальность

 

 

Помочь себе с помощью занятий найти свое место в жизни

 

 

Что еще ...

 

 

 

                 

8.            Как ты считаешь, какие условия должны быть в ДДЮТ, чтобы ты мог успешно идти к своей цели (отметь из предложенных 4 наиболее важных или добавь свой вариант и распредели по местам  в порядке значимости эти 4 варианта)?

 

Выбор

Место

Добрые отношения между ребятами, атмосфера доверия и доброжелательности

 

 

Интересная деятельность

 

 

Разнообразие видов деятельности

 

 

Возможность реализовать свою творческую позицию

 

 

Постоянное предоставление права выбора

 

 

Постоянно поддерживать связь с семьей

 

 

Встречи с интересными людьми, другими коллективами

 

 

Постоянная связь со школой

 

 

Создание условий для проявления инициативы

 

 

Интересное проведение свободного времени

 

 

Что еще ...

 

 

9.            Занимаясь в ДДЮТ, какие формы занятий ты предпочитаешь (отметь из предложенных 3 наиболее важных или добавь свой вариант и расставь место в порядке значимости этих 3-х)

 

Выбор

Место

Объяснения педагога

 

 

Практические занятия

 

 

Индивидуально-групповые занятия

 

 

Различного рода игры

 

 

Индивидуальная творческая работа

 

 

Выезды

 

 

Экскурсии

 

 

Выставки

 

 

Концерты

 

 

Что еще ...

 

 

                 

10.        Как ты думаешь, с какими трудностями тебе придется столкнуться (или ты уже сталкивался), занимаясь в ДДЮТ (отметь нужное или впиши свой вариант):

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image010.gifмогут не сложиться отношения с педагогом; не дружный коллектив; слишком высокие требования; меня не принимают в коллективе ребят;

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image010.gifзанятия в ДДЮТ отнимают слишком много времени, их трудно совмещать со школой; программа занятий очень трудная; у меня не хватает усидчивости, терпения;

домашние обстоятельства;

что еще ___________________________________________________________________

11.        https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image010.gifЧто изменилось в тебе за этот год (отметь нужное или впиши свой вариант) научился дружить с ребятами; стал лучше понимать взрослых; стал лучше (или хуже) учиться в школе;

стал более требовательным к себе, более ответственным; изменились некоторые черты характера (если можешь, назови, какие именно);

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image011.gif что еще ___________________________________________________________________

12.        Напиши, какие события, встречи в твоей жизни этого года являются самыми значимыми:

https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image010.gifдома, в семье________________________________________________________________ в ДДЮТ_____________________________________________________________________ где еще ___________________________________________________________________

13.        Если     ты     считаешь   нужным,     напиши        свои   имя    и

фамилию________________________

Обработка полученных данных. По каждому вопросу анкеты ответы обрабатываются отдельно,  фиксируются различные варианты ответов, подсчитывается количество ответов по каждому варианту. Результаты ответов можно оформить в виде таблицы, диаграммы, графика по каждому пункту анкеты.

Дневник педагогических наблюдений (блок 2 и блок 3).   

См. стр. 28-29  

                 

Приложение3. Методики диагностики изменений личности педагога

Индикатор профессиональных показателей (компетентностей) педагога дополнительного образования

Цель: выявление профессиональных качеств педагога дополнительного образования

Ход проведения: респонденту (самому педагогу или родителям) по предложенной 5-балльной шкале от «всегда» до «никогда» необходимо отметить, какому баллу по его мнению соответствует каждое из 14 предложенных утверждений.  Считается сумма баллов, которая является одним из показателей  профессиональной компетентности педагога.

1.         Открытость

Педагог   свободно информирует родителей о делах в коллективе. Никаких искажений,  преувеличений и умышленных недомолвок. Конфликты в коллективе решаются непосредственно на месте. Проблемы удается  обнаружить сразу, они решаются в форме диалога.

                                          ВСЕГДА      5          4         3         2         1         0         НИКОГДА

2.         Влияние

Родители знают о проблемах, касающихся работы детского коллектива, и располагают возможностью влиять на их решение. Они чувствуют свою влиятельность, их выслушивают и слышат, они имеют возможность предлагать свои идеи, их предложения не остаются без внимания и ответа, даже если они бывают не  правы.

                                     ВСЕГДА       5          4         3         2         1         0         НИКОГДА

3.         Ресурсы

Учащиеся своевременно получают все необходимые ресурсы для своих       занятий:     материалы,           оборудование,     инструменты,      пособия, информацию о том, что необходимо для занятий. В коллективе есть все для качественной организации образовательного процесса.

                                          ВСЕГДА      5          4         3         2         1         0         НИКОГДА

4.         Спонсорство (поддержка)

Мы знаем нужды своего коллектива, стараемся оказать ему всевозможную поддержку, обеспечивающую конечный успех, стараемся во всем помочь коллективу, в котором занимаются наши дети.

                                          ВСЕГДА      5          4         3         2         1         0         НИКОГДА

 

5.         Творческая установка

Педагог поддерживает идеи детей и родителей, направленные на совершенствование процесса обучения и воспитания, создает условия для творческого роста воспитанников.

                                                ВСЕГДА       5         4          3         2         1         0         НИКОГДА

6.         Индикаторы успешности

Мы знаем, насколько успешно занимаются наши дети. Мы можем постоянно следить за их успехами. Педагог быстро устраняет причины, мешающие ребенку работать в полную силу.

                                ВСЕГДА       5         4         3          2         1         0         НИКОГДА

7.         Перспектива

  Мы имеем представление о том, в каком направлении развивается коллектив, где занимается наш ребенок, какое влияние коллектив и педагог оказывают на становление его личности, каков он  на фоне других детей.

                                ВСЕГДА       5         4         3          2         1         0         НИКОГДА

8.         Профессиональная подготовка

  Наш педагог профессионал во всех отношениях: в общении с детьми и родителями, как педагог, как специалист своего дела.

                                ВСЕГДА       5         4         3          2         1         0         НИКОГДА

9.         Приоритеты

  Наш педагог знает, что надо делать в первую очередь. Приоритеты ему  ясны.

                                ВСЕГДА       5         4         3          2         1         0         НИКОГДА

10.    Персональная ответственность

  Наш педагог лично сам отвечает за свою работу, не перекладывает ответственность за неудачи на других, не ищет виновных, если что-то не получается. Старается найти выход из создавшейся ситуации сам.

                                ВСЕГДА       5         4         3          2         1         0         НИКОГДА

             

11.    Похвала и поощрение

  Педагог хвалит детей за их  успехи, за хорошо выполненную работу. Похвала выражается таким образом, что дети ясно понимают, за что именно их хвалят или благодарят.

                          ВСЕГДА       5         4          3         2         1         0         НИКОГДА

12.    Замечание и наказание

  Если наш педагог не доволен работой детей, он сразу же говорит об этом. Однако, в его замечаниях нет осуждения и унижения детей. Замечания делаются объективно, без мстительности, поэтому не обидны детям.

                          ВСЕГДА       5         4          3         2         1         0         НИКОГДА

13.    Отношения с родителями

 Педагог поддерживает отношения с родителями. Если у ребенка возникают проблемы, педагог решает их вместе с родителями. Родители  обращаются к педагогу за советом. Их взаимоотношения носят характер честного и открытого обсуждения.

                          ВСЕГДА       5         4          3         2         1         0         НИКОГДА

14.    Отношения с детьми

  У педагога с детьми честные и открытые отношения, он  чувствует настроение ребенка, дети могут подойти к нему со своими личными проблемами и переживаниями. Педагог  не допускает грубости в отношении детей.

                          ВСЕГДА       5         4          3         2         1         0         НИКОГДА

                        Обработка            полученных        данных.      Подсчитывается общее количество баллов по 14 показателям анкеты.

Вывод:    

*    больше 50 баллов – высокий уровень профессионализма;

*    от 30 до 50 баллов – средний уровень профессионализма, подумайте, как можно повысить свою профессиональную компетентность;  https://documents.infourok.ru/86456631-41f1-4a0c-9e8b-6ce5d7cbe9d2/0/image011.gif менее 30 баллов – низкий уровень профессионализма, нужно серьезно задуматься о правильности выбранной профессии.


 

Скачано с www.znanio.ru

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

Результат = цели

Результат = цели

Основными показателями информированности являются объем знаний и умение применять их в учебных ситуациях; социальная компетентность – это уровень образованности, который характеризуется овладением теоретическими средствами решения…

Основными показателями информированности являются объем знаний и умение применять их в учебных ситуациях; социальная компетентность – это уровень образованности, который характеризуется овладением теоретическими средствами решения…

Социальные результаты 1.

Социальные результаты 1.

Собеседование Тестирование

Собеседование Тестирование

Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования

Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования

На данном уровне диагностики определяется структура процесса, переход к установлению связей между компонентами, выявляются разные степени зависимости между отдельными компонентами педагогического процесса

На данном уровне диагностики определяется структура процесса, переход к установлению связей между компонентами, выявляются разные степени зависимости между отдельными компонентами педагогического процесса

По месту проведения (аудиторные, лабораторные)

По месту проведения (аудиторные, лабораторные)

В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы)

В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы)

Результаты диагностики могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т

Результаты диагностики могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т

И дополнительное образование в полной мере представляет ребенку этот новый вектор развития, а уровень развития у воспитанников ключевых компетентностей напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога…

И дополнительное образование в полной мере представляет ребенку этот новый вектор развития, а уровень развития у воспитанников ключевых компетентностей напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога…

Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования

Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования

Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами

Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами

ЗУН творческие усп ехи отношение в коллективе что изменилось в ребенке (разделы программы) (перечень) (показатели) (показатели) 1

ЗУН творческие усп ехи отношение в коллективе что изменилось в ребенке (разделы программы) (перечень) (показатели) (показатели) 1

Опыт творчества Освоены элементы репродуктивной, имитационной деятельности

Опыт творчества Освоены элементы репродуктивной, имитационной деятельности

Объединение_______________________________Педагог___________________________________

Объединение_______________________________Педагог___________________________________

Нейтральная степень 2

Нейтральная степень 2

Оцениваемые показатели

Оцениваемые показатели

Оцениваемые показатели

Оцениваемые показатели

Когда деньги вижу, души своей не слышу 3

Когда деньги вижу, души своей не слышу 3

Ученье лучше богатства г) Век живи, век учись, а дураком помрешь 13

Ученье лучше богатства г) Век живи, век учись, а дураком помрешь 13

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г»

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г»

Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

К чему Ваш ребенок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый интерес, а к чему интерес ослаб?

К чему Ваш ребенок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый интерес, а к чему интерес ослаб?

С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался после занятий домой? 9

С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался после занятий домой? 9

Доброта

Доброта

Способность оказывать положительное влияние на других

Способность оказывать положительное влияние на других

Постоянная связь со школой

Постоянная связь со школой

ДДЮТ_____________________________________________________________________ где еще ___________________________________________________________________ 13

ДДЮТ_____________________________________________________________________ где еще ___________________________________________________________________ 13

ВСЕГДА 5 4 3 2 1 0

ВСЕГДА 5 4 3 2 1 0

Замечание и наказание Если наш педагог не доволен работой детей, он сразу же говорит об этом

Замечание и наказание Если наш педагог не доволен работой детей, он сразу же говорит об этом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023