Анализ результатов исследования « Использование метода развивающего диалога на уроках русского языка и литературы»
Для исследования были выдвинуты гипотезы:
ü Самостоятельное отношение к предмету создается самим учеником.
ü Мотивация к изучению предмета формируется под влиянием собственных когнитивных потребностей учащихся.
ü Профессионально важные качества учителя активизируют учащихся.
В рамках формирующего эксперимента по использованию метода развивающего диалога на уроках русского языка и литературы рассматривалась следующая схема анализа взаимодействия учитель – ученик:
интерес к предмету, важность предмета, трудность предмета, диалог, активность ученика, внимание, значимость учителя и мастерство учителя.
Сравнительный метод использовался как основной для анализа процесса и результата формирующего эксперимента.
Для этого были выбрана методика, контролирующая осознанное когнитивное отношение к учебному процессу. Экспертная методика групповой оценки отношений учеников к учебному процессу «Мое отношение к учебе» (А.Л.Лихтарников Санкт-Петербург).
Описание результатов по экспертной методике групповой оценки отношений к учебному процессу «Моя учеба» А. Л. Лихтарникова.
С помощью методики мы рассмотрели отношение учеников к учебному процессу.
Первое исследование по данной методике было проведено в конце 2000 – 2001 учебного года в 9-х классах Кондинской национальной средней общеобразовательной школы № 1.
С помощью кластерного анализа по методу Варда была получена следующая структура отношений УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК
На диаграмме 1 мы видим два кластера:
1. важность предмета, диалог – активность ученика, внимание, трудность предмета;
2. значимость учителя – мастерство учителя, интерес к предмету.
Можно сделать вывод, что интерес к предмету зависит от личности учителя, а активность ученика зависит от диалога.
Диаграмма 2 дает несколько другую картину.
Здесь выделяются три кластера:
1.важность предмета – интерес к предмету, значимость учителя; 2.трудность предмета – внимание;
3.диалог – активность ученика, мастерство учителя.
Мы видим, что интерес к предмету связан с важностью предмета и играет роль значимость учителя. Внимание и трудность здесь выделились в отдельный кластер, а диалог тоже связан с активностью ученика и зависит от мастерства учителя.
В 2001 – 2002 учебном году в этих классах проводился 2 этап формирующего эксперимента по использованию диалога в учебном процессе на уроках русского языка и литературы.
В начале учебного года мы вновь использовали данную методику
На диаграмме 3 мы видим три кластера:
1. интерес к предмету, диалог – активность;
2. трудность предмета – внимание;
3. важность предмета – мастерство учителя, значимость учителя.
Мы видим, что интерес к предмету зависит от диалога и активности, но трудность предмета связана с вниманием. В определении важности предмета играет роль личность учителя.
На диаграмме 4 мы получили два кластера:
1. интерес к предмету, диалог – активность, мастерство учителя, внимание;
2. важность предмета – значимость учителя, трудность предмета.
Мы видим, что и здесь диалог связан с активностью учащихся, взаимосвязаны интерес к предмету, внимание, мастерство учителя
Предмет важен в зависимости от значимости учителя, но одновременно он и труден.
В течение учебного года на уроках использовался диалог, чтобы проследить изменения во взаимодействии УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК, и контрольное исследование было сделано в конце учебного года.
Изменения можно проследить на диаграммах.
На диаграмме для 10А класса выделены два кластера:
1. интерес к предмету – трудность предмета, важность предмета;
2. значимость учителя, диалог – мастерство учителя, активность ученика, внимание.
Мы видим изменение в данном классе, которые произошли в течение учебного года. Отношение к предмету выделилось в отдельный кластер. Интерес к предмету связан с его трудностью и важностью. Отношения учителя и ученика объединены в следующем кластере. Диалог зависит от мастерства учителя, также важна значимость учителя, со стороны учащихся проявление активности и внимания.
Таким образом, мы делаем вывод, что у учащихся появилось самостоятельное отношение к учебному процессу, а диалог способствует активности и вниманию ученика на уроке при этом личность учителя играет немаловажную роль.
На диаграмме 7 для 10В тоже выделены два кластера:
1. интерес к предмету – важность предмета, значимость учителя;
2. трудность предмета, диалог – активность ученика, мастерство учителя, внимание.
Мы видим, что интерес к предмету в этом классе связан с важностью предмета и значимостью учителя. Диалог связан с активностью ученика.
Таким образом, несмотря на трудность предмета, ученики, работая в диалоге, активны и внимательны. Можно сделать вывод, что активность и внимание зависят также и от мастерства учителя.
Анализируя результаты по данной методике на конец учебного года, мы можем проследить изменения в структуре отношений УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК для 10А класса. Интерес, трудность и важность предмета переместились в один кластер. Таким образом, мы можем сделать вывод, что у учащихся появилось самостоятельное отношение к предмету. Взаимодействие учителя и ученика выделилось в отдельный кластер. Диалог связан с мастерством учителя. В процессе взаимодействия ученики активны и внимательны.
Для 10 В класса (диаграмма 7) несколько другая картина: интерес к предмету связан с его важностью, сюда же ученики отнесли и значимость учителя. Несмотря на трудность предмета, работая в диалоге, ученики активны, внимательны, оказываются важными и профессиональные качества учителя.
Мы решили сравнить данные контрольного 10Б класса. Для данного класса интерес к предмету связан с его важностью. Учитель значим, важны его профессиональные качества, диалог связан с активностью, ученики внимательны, несмотря на трудность предмета. Таким образом, учитель, осуществляя диалог на уроке, стимулирует активность, ученики внимательны, преодолевают трудности.
Мы взяли такие параметры: интерес к предмету, важность предмета, значимость учителя, активность и диалог и сравнили в графиках данные экспериментального 10 В и контрольного 10 Б. Кроме учителей русского языка и литературы в этих классах работают одни и те же учителя. Графики экспериментального класса значительно отличаются от показателей контрольного 10 Б.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование метода развивающего диалога влияет на такие показатели как активность, внимание, диалог помогает преодолевать трудности. У учащихся появляется мотивация к изучению предмета.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.