«Римская империя при Диоклетиане и Константине»
Оценка 4.8

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
09.11.2019
«Римская империя при Диоклетиане и Константине»
«Римская империя при Диоклетиане и Константине» Цели: подвести учащихся к пониманию изменения характе¬ра императорской власти при Константине, рассказать о призна¬нии христианства господствующей религией в Римской империи; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. Оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н. э.». Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь в Римской империи» 1. Коллективная работа с классом. Отгадай кроссворд. 1. Центральная площадь города Рима. 2. Столица Италии. 3. Ме¬сто, где проходили гладиаторские бои. 4. Место, где был основан Рим. 5. Архитектурное строение, которое воздвигалось в честь по¬беды императора. 6. Город, попавший под извержение вулкана Ве¬зувий. 7. Древняя баня в Риме. 8. Название римского войска. 9. Как назывался глава Римской империи? 10. Руководитель восстания рабов в 74 г. до н. э. Ответы: 1. Форум. 2. Рим. 3. Цирк. 4. Капитолий. 5. Арка. 6. Помпеи. 7. Терма. 8. Легион. 9. Император. 10. Спартак. III. Переход к изучению новой темы Со времени императора Траяна римляне не вели завоеватель¬ных войн. Но необходимость вынуждала их держать на границах большие армии, поскольку в пределы империи вторгались племена варваров (так римляне называли народности, чей язык они не пони¬мали). Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть. В конце III в. серьезные реформы государственного устройства провел им¬ператор Диоклетиан. При нем императорская власть резко усили¬лась. Упрочению позиций императора способствовало и правление Константина Великого. - Выясним, что изменилось в государстве в период правления императора Константина. IV. Изучение новой темы ВАРИАНТ 1 План 1) Деятельность императора Диоклетиана. 2) Деятельность императора Константина. 3) Перемены в положении христиан. 4) Перенесение столицы. На доске: тема урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3 § 59 на с. 268-269 Вигасина или пп. 1-3 § 55 на с. 314-315 Михайловского. 2. Беседа по прочитанному. - Каково значение реформ Диоклетиана? (Установление абсо¬лютной власти Диоклетина над подданными.) - Что изменилось в период правления императора Констан¬тина? (Его власть не ограничивалась никем. При цем увели¬чилась численность армии, в ней стали служить жители разных провинций.) - Как изменилось положение колонов? (Они должны были пла¬тить налог не только своему хозяину, но и императору.) - Для чего Константин издал указ, запрещающий колонам ухо¬дить со своих участков? (Колоны не выдерживали эксплуа¬тации и сбегали со своих земельных участков.) 3. Рассказ учителя. В период правления императора Константина изменилось и по¬ложение христиан. Он понял, что они не призывают людей к свер¬жению императора и разрушению государства. Поэтому он издал указ в 313 г., который разрешал верующим открыто строить храмы и ходить молиться. Гонения на христиан тоже прекратились. Вскоре все епископы договорились о том, чтобы создать единую церковь для всей империи. Руководители церкви договорились о том, какие книги об Иисусе и его учениках считать священными. Эти книги составили Новый Завет. Кроме этого, в 330 г. Константин сделал новой столицей Римской империи город Константинополь. 4. Работа по карте (с. 271 и 221 Вигасина или с. 320 Михай¬ловского). - Где был основан город Константинополь? (На берегу пролива Босфор.) - Какие два моря соединяет этот пролив? (Черное и Средизем¬ное моря.) - Какие традиционные для римлян объекты были построены в новой столице? (Дворцы, жилые дома, водопроводы и бани, театры, цирк, христианские храмы.) ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать историческое со¬чинение «Зачем император Константин разрешил христианство на территории Римской империи?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться). ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от имени императора Диоклетина «Зачем я провел свои реформы?» (сочи¬нение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться). ВАРИАНТ 4. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ Орозий . Против язычников. Кн. VII. Гл. 25 В 1041 году от основания города тридцать третьим императором войско избрало Диоклетиана... Тотчас по получении возможности власти он собственноручно убил Апра, убийцу Нумериана. Затем мосле очень тяжелой войны и с огромным трудом он одолел ведшего позорную жизнь Карина, которого Кар оставил цезарем в Далмации. Далее, когда Аманд и Элиан в Галлии, собрав шайку крестьян, ко¬торых называли бакаудами, подняли гибельные смуты, Диоклети¬ан сделал цезарем Максимиана по прозвищу Геркулий и отправил его в Галлию. Тот легко усмирил воинской доблестью неопытную и беспорядочную шайку деревенских людей. Далее некто Каравзий, человек низкий по происхождению, но сообразительный и энергич¬ный, будучи поставлен для наблюдения за берегами океана, которые тогда опустошали франки и саксонцы, действовал скорее во вред, чем на пользу государства; отнятую у разбойников добычу он отнюдь не возвращал владельцам, но брал только себе. Этим он возбудил по¬дозрение, что искусной небрежностью позволял опустошение границ и самим врагам. Поэтому, получив от Максимиана повеление умереть, он облекся в пурпур и захватил Британию. Итак, на всех границах Римской империи загрохотали громы внезапных волнений: Карав¬зий восставал в Британии, Ахиллей в Египте, Африку опустошали квингентианцы, Нарсес, царь персов, теснил войною Восток. Под влиянием этой опасности Диоклетиан сделал Максимиана Геркулия из цезаря августом, а Констанция и Максимиана Галерия избрал це¬зарями. Констанций взял в жены падчерицу Максимиана Геркулия Феодору, от которой имел шесть сыновей, братьев Константина. Ка¬равзий в течение шести лет очень яростно удерживал за собой гос¬подство над Британией, наконец был обманно убит своим союзником Аллектом. Этот удерживал за собой отнятый у Каравзия остров три года. Его уничтожил начальник преторианцев Асклепиодот и вернул через десять лет. Войско цезаря Констанция в первом сражении было разбито аламаннами, причем сам он едва спасся. Вторая битва имела результатом довольно успешную победу, именно, как говорят, в те¬чение немногих часов было убито 60 тысяч аламаннов. Август Мак- симиан усмирил в Африке квингентианцев. Далее Диоклетиан, после восьмимесячной осады, взял у Александрии в плен Ахиллея и убил его. Но, пользуясь неумеренно победой, он отдал Александрию на разграбление и осквернил весь Египет проскрипциями и убийствами. Кроме того, Галерий Максимиан, имевший два сражения с Нарсесом, столкнулся с ним в третий раз и был побежден. Потеряв войска, он бежал к Диоклетиану, который принял его очень надменно, так что, как говорят, Галерий, облеченный в пурпур, бежал несколько миль пред повозкой Диоклетиана. Но это поношение послужило ему как бы оселком к доблести: сняв ржавчину царской пышности* он вернул остроту ума. Поэтому скоро в Иллирии, Мезии и повсюду он собрал войска и, поспешно вернувшись, напал на врага и победил Нарсеса с большими силами и обдуманностью. Уничтожив силы персов и об¬ратив в бегство самого Нарсеса, он напал на его лагерь, взяв в плен его же сестер и детей, разграбив неизмеримую массу персидских сокровищ и уведя в плен огромное количество знатных персов. По возвращении в Месопотамию он был принят Диоклетианом с огром¬ным почетом. Впоследствии те же вожди энергично боролись против карпов и бастарнов, затем они победили сарматов, огромную толпу их пленных они рассеяли по гарнизонам на римских границах. Меж тем Диоклетиан на востоке, Максимиан Геркулий на западе предпи¬сали, в десятый раз после Нерона, опустошать церкви, мучить и уби¬вать христиан. Это гонение было продолжительнее и бесчеловечнее всех предшествовавших. Именно оно сопровождалось непрерывно в течение десяти лет сожжением церквей, проскрипциями невинных, убийствами мучеников. За этим последовало землетрясение в Сирии, от которого в Тире и Сидоне повсюду попадали крыши и погибло много тысяч людей. На второй год гонения Диоклетиан потребовал у Максимиана против его воли одновременно снять пурпур и сложить высшую власть, передав государство младшим, а самим проводить старость в бездействии в качестве частных лиц. Итак, в один день Диоклетиан в Никомедии, Максимиан в Милане сложили власть над империей, отказавшись от почета. Диоклетиан был человеком хитрого нрава, прозорливым и очень разборчивым. Это был государь очень усердный и искусный, который первый хотел придать Римской державе вид царственного обычая ско¬рее, чем римской свободы. Именно, первым из всех после Калигулы и Домициана, он допускал открыто называть себя господином, обожать и обращаться как к богу. Он украшал драгоценностями свое платье и обувь. Раньше отличительном признаком императорской власти была только пурпурная хламида, остальное было как у обычных людей. Вопросы и беседа по прочитанному. - В чем заключалась реформа императора Диоклетиана? - Как изменился статус императора после реформ Диоклетиана? - Как Вы думаете, в чем причина этих преобразований? V. Закрепление изученного материала Впишите недостающие буквы. - Этим словом римляне называли народности, чей язык не по¬нимали - в ы. - В начале IV в. борьбу полководцев за императорскую власть выиграл - К н. - Жители Римской империи, которым Константин запретил уходить с обрабатываемых участков, к ы. - Священники целой области выбирали главного в ней руко¬водителя христиан, который назывался е п. - Организация христиан - ц _ ь. - Вторая часть Библии - Н йЗ т. - С 330 г. столицей Римской империи стал город К ______ь. VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 59 Вигасина или § 55 Михайлов¬ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что измени¬лось в период правления Константина в Римской империи?» Дополнительный материал Преступления и наказания Древнеримские юридические сочинения содержат подробное опи¬сание преступлений и наказаний за них. В эпоху империи наказание зависело от общественного положения обвиняемого. Судьи обычно делили обвиняемых на две категории: «почтенные» и «низшие». К чис- пу «низших» относились бедняки, которых подвергали более строгим наказаниям. Многих людей обвиняли в таких проступках, как неуплата долгов, невыполнение своих обязательств по договорам или обман и мошен¬ничество. В качестве наказания они должны были уплатить штрафы или возместить убытки. Преступников не заключали в тюрьмы. Вместо этого их отправля¬ли в ссылку на определенный срок в отдаленные владения империи. 11 с которых лишали гражданских прав, а их имущество подлежало кон¬фискации. В эпоху республики смертная казнь была редким явлением, но н эпоху империи распятие на кресте, бичевание, отсечение головы или утопление стали широко распространенными видами наказаний. Многие «низшие», приговоренные к смерти, должны были участ¬ии вать в общественных зрелищах. Они становились гладиаторами или их отдавали на растерзание диким животным. Других делали гребцами на военных кораблях или отправляли на работу в рудники. Их содержали в очень суровых условиях, и многие умирали от переутомления и жестокого обращения. Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 74-75.
УРОК - копия (17).docx
Римская империя при Диоклетиане и Константине Цели:  подвести учащихся к пониманию изменения характера императорской власти при   Константине,   рассказать   о   признании   христианства   господствующей   религией   в Римской   империи;   продолжить   формирование   умений   обобщать   отдельные   события   и формулировать несложные выводы. Оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н. э.». Х о д   у р о к а I. Организационный момент II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь в Римской империи» 1. Коллективная работа с классом. Отгадай кроссворд. 1. Центральная площадь города Рима. 2. Столица Италии. 3. Место, где проходили гладиаторские бои. 4. Место, где был основан Рим. 5. Архитектурное строение, которое воздвигалось в честь победы императора. 6. Город, попавший под извержение вулкана Ве­ зувий.   7.   Древняя   баня   в   Риме.   8.   Название   римского   войска.   9.   Как   назывался   глава Римской империи? 10. Руководитель восстания рабов в 74 г. до н. э. Ответы: 1. Форум. 2. Рим. 3. Цирк. 4. Капитолий. 5. Арка. 6. Помпеи. 7. Терма. 8. Легион. 9. Император. 10. Спартак. III.Переход к изучению новой темы Со   времени   императора   Траяна   римляне   не   вели   завоевательных   войн.   Но необходимость вынуждала их держать на границах большие армии, поскольку в пределы империи вторгались племена варваров (так римляне называли народности, чей язык они не понимали). Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но   и   для   борьбы   за   императорскую   власть.   В   конце   III   в.   серьезные   реформы государственного   устройства   провел   император   Диоклетиан.   При   нем   императорская власть   резко   усилилась.   Упрочению   позиций   императора   способствовало   и   правление Константина Великого. ­ Выясним,   что   изменилось   в   государстве   в   период   правления   императора Константина. IV.Изучение новой темы ВАРИАНТ 1  План 1) Деятельность императора Диоклетиана. 2) Деятельность императора Константина. 3) Перемены в положении христиан. 4) Перенесение столицы. На доске: тема урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 2, 3  § 59 на с. 268­269 Вигасина или пп. 1­3 § 55 на с. 314­315 Михайловского. 2. Беседа по прочитанному. ­ Каково значение реформ Диоклетиана? (Установление абсолютной власти  Диоклетина над подданными.) ­ Что изменилось в период правления императора Константина?  (Его власть не ограничивалась никем. При цем увеличилась численность армии, в ней стали служить жители разных провинций.) ­ Как изменилось положение колонов?  (Они должны были платить налог не только своему хозяину, но и императору.) ­ Для чего Константин издал указ, запрещающий колонам уходить со своих участков? (Колоны не выдерживали эксплуатации и сбегали со своих земельных участков.) 3.Рассказ учителя. В период правления императора Константина изменилось и положение христиан. Он понял, что они не призывают людей к свержению императора и разрушению государства. Поэтому он издал указ в 313 г., который разрешал верующим открыто строить храмы и ходить   молиться.   Гонения   на   христиан   тоже   прекратились.   Вскоре   все   епископы договорились   о   том,   чтобы   создать   единую   церковь   для   всей   империи.   Руководители церкви договорились о том, какие книги об Иисусе и его учениках считать священными. Эти   книги   составили   Новый   Завет.   Кроме   этого,   в   330   г.   Константин   сделал   новой столицей Римской империи город Константинополь. 4. Работа по карте (с. 271 и 221 Вигасина или с. 320 Михайловского). ­ Где был основан город Константинополь? (На берегу пролива Босфор.) ­ Какие два моря соединяет этот пролив? (Черное и Средиземное моря.) ­ Какие   традиционные   для   римлян   объекты   были   построены   в   новой   столице? (Дворцы, жилые дома, водопроводы и бани, театры, цирк, христианские храмы.) ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает   написать   историческое   сочинение   «Зачем   император   Константин   разрешил христианство   на   территории   Римской   империи?»   (сочинение   рассчитано   на   30   минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться). ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от имени императора Диоклетина «Зачем я провел свои реформы?»   (сочинение   рассчитано   на   30   минут,   учебниками   и   записями   ученикам разрешено пользоваться). ВАРИАНТ 4. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ Орозий1. Против язычников. Кн. VII. Гл. 25 В   1041   году   от   основания   города   тридцать   третьим   императором   войско   избрало Диоклетиана... Тотчас по получении возможности власти он собственноручно убил Апра, убийцу Нумериана. Затем мосле очень тяжелой войны и с огромным трудом он одолел ведшего позорную жизнь Карина, которого Кар оставил цезарем в Далмации. Далее, когда 1 Орозий Павел (около 380 ­ около 420) ­ римский историк. Аманд и Элиан в Галлии, собрав шайку крестьян, которых называли бакаудами, подняли гибельные   смуты,   Диоклетиан   сделал   цезарем   Максимиана   по   прозвищу   Геркулий   и отправил   его   в   Галлию.   Тот   легко   усмирил   воинской   доблестью   неопытную   и беспорядочную   шайку   деревенских   людей.   Далее   некто   Каравзий,   человек   низкий   по происхождению, но сообразительный и энергичный, будучи поставлен для наблюдения за берегами океана, которые тогда опустошали франки и саксонцы, действовал скорее во вред, чем на пользу государства; отнятую у разбойников добычу он отнюдь не возвращал владельцам,   но   брал   только   себе.   Этим   он   возбудил   подозрение,   что   искусной небрежностью   позволял   опустошение   границ   и   самим   врагам.   Поэтому,   получив   от Максимиана повеление умереть, он облекся в пурпур и захватил Британию. Итак, на всех границах Римской империи загрохотали громы внезапных волнений: Каравзий восставал в Британии, Ахиллей в Египте, Африку опустошали квингентианцы, Нарсес, царь персов, теснил  войною Восток. Под влиянием этой  опасности Диоклетиан  сделал  Максимиана Геркулия   из   цезаря   августом,   а   Констанция   и   Максимиана   Галерия   избрал   цезарями. Констанций   взял   в   жены   падчерицу   Максимиана   Геркулия   Феодору,   от   которой   имел шесть   сыновей,   братьев   Константина.   Каравзий   в   течение   шести   лет   очень   яростно удерживал   за   собой   господство   над   Британией,   наконец   был   обманно   убит   своим союзником Аллектом. Этот удерживал за собой отнятый у Каравзия остров три года. Его уничтожил начальник преторианцев Асклепиодот и вернул через десять лет. Войско цезаря Констанция в первом сражении было разбито аламаннами, причем сам он едва спасся. Вторая битва имела результатом довольно успешную победу, именно, как говорят, в те­ чение немногих часов было убито 60 тысяч аламаннов. Август Мак­ симиан усмирил в Африке   квингентианцев.   Далее   Диоклетиан,   после   восьмимесячной   осады,   взял   у Александрии в плен Ахиллея и убил его. Но, пользуясь неумеренно победой, он отдал Александрию   на   разграбление   и   осквернил   весь   Египет   проскрипциями   и   убийствами. Кроме того, Галерий Максимиан, имевший два сражения с Нарсесом, столкнулся с ним в третий раз и был побежден. Потеряв войска, он бежал к Диоклетиану, который принял его очень надменно, так что, как говорят, Галерий, облеченный в пурпур, бежал несколько миль пред повозкой Диоклетиана. Но это поношение послужило ему как бы оселком к доблести: сняв ржавчину царской пышности* он вернул остроту ума. Поэтому скоро в Иллирии, Мезии и повсюду он собрал войска и, поспешно вернувшись, напал на врага и победил Нарсеса с большими силами и обдуманностью. Уничтожив силы персов и обратив в бегство самого Нарсеса, он напал на его лагерь, взяв в плен его же сестер и детей, разграбив неизмеримую массу персидских сокровищ и уведя в плен огромное количество знатных персов. По возвращении в Месопотамию он был принят Диоклетианом с огромным почетом. Впоследствии те же вожди энергично боролись против карпов и бастарнов, затем они   победили   сарматов,   огромную   толпу   их   пленных   они   рассеяли   по   гарнизонам   на римских   границах.   Меж   тем   Диоклетиан   на   востоке,   Максимиан   Геркулий   на   западе предписали, в десятый раз после Нерона, опустошать церкви, мучить и убивать христиан. Это гонение было продолжительнее и бесчеловечнее всех предшествовавших. Именно оно сопровождалось непрерывно в течение десяти лет сожжением церквей, проскрипциями невинных,   убийствами   мучеников.   За   этим   последовало   землетрясение   в   Сирии,   от которого в Тире и Сидоне повсюду попадали крыши и погибло много тысяч людей. На второй год гонения Диоклетиан потребовал у Максимиана против его воли одновременно снять пурпур и сложить высшую власть, передав государство младшим, а самим проводить старость   в   бездействии   в   качестве   частных   лиц.   Итак,   в   один   день   Диоклетиан   в Никомедии, Максимиан в Милане сложили власть над империей, отказавшись от почета. Диоклетиан был человеком хитрого нрава, прозорливым и очень разборчивым. Это был государь очень усердный и искусный, который первый хотел придать Римской державе вид царственного   обычая   скорее,   чем   римской   свободы.   Именно,   первым   из   всех   после Калигулы   и   Домициана,   он   допускал   открыто   называть   себя   господином,   обожать   и обращаться   как   к   богу.   Он   украшал   драгоценностями   свое   платье   и   обувь.   Раньше отличительном   признаком   императорской   власти   была   только   пурпурная   хламида, остальное было как у обычных людей. Вопросы и беседа по прочитанному. ­ В чем заключалась реформа императора Диоклетиана? ­ Как изменился статус императора после реформ Диоклетиана? ­ Как Вы думаете, в чем причина этих преобразований? V. Закрепление изученного материала Впишите недостающие буквы. Римская империя при Диоклетиане и Константине..............................................1 III.Переход к изучению новой темы.........................................................................2 IV.Изучение новой темы...........................................................................................2 ВАРИАНТ 1.................................................................................................................2 План...........................................................................................................................2 ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.........................................................................3 ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.........................................................................3 ВАРИАНТ 4. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ...........................................3 ­ С 330 г. столицей Римской империи стал город К_________ь. VI. Подведение итогов урока Домашнее   задание:  прочитать   §   59   Вигасина   или   §   55   Михайловского;   подготовить развернутый   ответ  на   вопрос:   «Что  изменилось   в   период   правления   Константина   в Римской империи?» Дополнительный материал Преступления и наказания Древнеримские юридические сочинения содержат подробное описание преступлений и наказаний   за   них.   В   эпоху   империи   наказание   зависело   от   общественного   положения обвиняемого.   Судьи   обычно   делили   обвиняемых   на   две   категории:   «почтенные»   и «низшие». К чис­ пу «низших» относились бедняки, которых подвергали более строгим наказаниям. Многих людей обвиняли в таких проступках, как неуплата долгов, невыполнение своих обязательств по договорам или обман и мошенничество. В качестве наказания они должны были уплатить штрафы или возместить убытки. Преступников   не   заключали   в   тюрьмы.   Вместо   этого   их   отправляли   в   ссылку   на определенный срок в отдаленные владения империи. 11 с которых лишали гражданских прав, а их имущество подлежало конфискации. В   эпоху   республики   смертная   казнь   была   редким   явлением,   но   н   эпоху   империи распятие   на   кресте,   бичевание,   отсечение   головы   или   утопление   стали   широко распространенными видами наказаний. Многие «низшие», приговоренные к смерти, должны были участии вать в общественных зрелищах.   Они   становились   гладиаторами   или   их   отдавали   на   растерзание   диким животным. Других делали гребцами на военных кораблях или отправляли на работу в рудники. Их содержали в очень суровых условиях, и многие умирали от переутомления и жестокого обращения. Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 74­75.

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»

«Римская империя при Диоклетиане и Константине»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019