Родительский клуб - занятие-3 - Формирование у детей ответственности. уровни и составляющие ответственности

  • Работа с родителями
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительский клуб - занятие-3 - Формирование у детей ответственности. уровни и составляющие ответственности, которое направлено на умение родителей разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».Родительский клуб - занятие-3 - Формирование у детей ответственности. уровни и составляющие ответственности, которое направлено на умение родителей разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».
Иконка файла материала Занятие 3 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. УРОВНИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕН НОСТИ.doc

 

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

 

Задача психолога - на­учить участников клуба са­мостоятельно конструиро­вать собственное поведение при взаимодействии с ребен­ком. Родители должны по­чувствовать, что единствен­но верного способа разреше­ния той или иной проблемы не существует.

 

 

ТРЕТЬЕ  ЗАНЯТИЕ

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. УРОВНИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕН НОСТИ

 

Цель: разобраться, что пред­ставляет собой чувство ответ­ственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответ­ственности; дать понятие «внут­ренней мотивации».

Теоретическая часть

Большинство современных ро­дителей понимают, как важно развивать чувство ответственно­сти в детях.

Ответственность - это особое качество, которое не дается че­ловеку от рождения, а развива­ется с годами. Некоторым это дается легко, другим же прихо­дится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность - это не одно и то же. При по­слушании от ребенка просто тре­буют выполнения порученного. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать ре­шение и осознанно его выпол­нять. Детей нужно учить и послу­шанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.

 

Составляющие ответственности

1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ре­бенок многое понимает по-сво­ему. Для ясного понимания за­дачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чув­ство ответственности будет про­являться на практике.

3. Умение самостоятельно мо­тивировать свои действия.

Родители должны учить подра­стающего ребенка не только слу­шаться старших (внешняя моти­вировка), но и научить его само­дисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

 

Уровни воспитания ответствен­ности

 

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и при­сутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.

 

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

 

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выпол­няет всю работу, но и не нужда­ется в напоминании. Переход на этот уровень - цель наших уси­лий.

 

Условия воспитания ответствен­ности

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положи­тельной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справля­ется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство за­щищенности, позволяют ему ве­сти себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценно­сти.

3. Продолжительность и посте­пенность.

Ребенок не может стать ответ­ственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это проис­ходит постепенно, на протяже­нии многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывай­те его возраст и опыт.

Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что прием­лемо для вашего ребенка.

Для этого:

- поймите природу своих пре­тензий, определите свои цели;

- учитывайте возрастные осо­бенности ребенка;

- принимайте в расчет осо­бенности характера; помните, что основные его черты заклады­ваются в раннем детстве;

         - учитывайте опыт ребенка - то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принес­ти пользу.

 

Практическая часть

 

Упражнение "Определение ответственности»

Психолог зачитывает ситуации и предлагает родителям опреде­лить, что лежит в их основе - ответственность, послушание ил>1 что-то другое.

Работа может проводиться письменно, а по окончании от­веты зачитываются и обсужда­ются.

Примеры ситуаций

1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.

2. Аня любит читать. По воз­вращении из школы в понедель­ник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.

3. Коля хочет попасть на сорев­нования по плаванию. Каждый -день он ходите бассейн и тре­нируется.

4. Ваня обещал принести кни­гу своему школьному товарищу, но забыл.

 

Возможные варианты ответов:

1. Послушание.

2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).

3. Ответственность.

4. Ни послушание, ни ответ­ственность.

 

Упражнение «Уровни ответственности»

Родителям предлагается по­практиковаться в определении уровня ответственности. Примеры ситуаций

1. Дима выносит мусор сразу, как только ему об этом напом­нят родители.

2. По субботам Оля пылесосит в квартире ковры и только потом идет играть на улицу.

3. Женя убирает ванную ком­нату без чьих-либо просьб, но часто забывает что-нибудь сде­лать.

4. Кира согласилась делать уборку в своей комнате, но ей нужно постоянно помогать, ина­че она будет отвлекаться.

 

Возможные варианты ответов:

1. Нуждается в контроле.

2. Все делает самостоятельно.

3. Нуждается в контроле.

4. Нуждается в помощи.

По окончании работы родите­ли высказывают свое мнение, задают вопросы. Им вручается памятка «От ответственности» (см. приложение).

 

Приложение

 

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Быть ответственным -  значит самостоятельно принимать ре­шение и осознавать необходи­мость действия.

Компоненты ответственности:

1. Понимание задачи.

2. Согласие с поставленной задачей.

3. Умение самостоятельно мо­тивировать свои действия.

Дети часто копируют поведе­ние своих родителей.

Уровни ответственности:

 

Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.

Второй уровень. Ребенок нуж­дается в напоминании и контро­ле.

Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.

 

Условия воспитания ответствен­ности:

 

1. Самоуважение.

2. Разумные ограничения.

3. Продолжительность и посте­пенность.

4. Учет возрастных и индиви­дуальных особенностей.

5. Учет особенностей характе­ра.

6. Учет личного опыта.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, 1998.

2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик-пресс, 1999.

3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психо­терапии. М.: Фолиум, 1996.

6. Материалы из газеты «Школьный психолог».

 

 

 

Материал подготовлен педагогом-психологом – Е.М.Бондарь