Задача психолога - научить участников клуба самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. УРОВНИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕН НОСТИ
Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».
Теоретическая часть
Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.
Ответственность - это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.
Послушание и ответственность - это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.
Составляющие ответственности
1. Понимание задачи.
Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.
2. Согласие с поставленной задачей.
У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушаться старших (внешняя мотивировка), но и научить его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.
Уровни воспитания ответственности
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.
Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень - цель наших усилий.
Условия воспитания ответственности
1. Самоуважение.
Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.
2. Разумные ограничения.
Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
3. Продолжительность и постепенность.
Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.
Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.
Для этого:
- поймите природу своих претензий, определите свои цели;
- учитывайте возрастные особенности ребенка;
- принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;
- учитывайте опыт ребенка - то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.
Практическая часть
Упражнение "Определение ответственности»
Психолог зачитывает ситуации и предлагает родителям определить, что лежит в их основе - ответственность, послушание ил>1 что-то другое.
Работа может проводиться письменно, а по окончании ответы зачитываются и обсуждаются.
Примеры ситуаций
1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.
2. Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.
3. Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый -день он ходите бассейн и тренируется.
4. Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.
Возможные варианты ответов:
1. Послушание.
2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).
3. Ответственность.
4. Ни послушание, ни ответственность.
Упражнение «Уровни ответственности»
Родителям предлагается попрактиковаться в определении уровня ответственности. Примеры ситуаций
1. Дима выносит мусор сразу, как только ему об этом напомнят родители.
2. По субботам Оля пылесосит в квартире ковры и только потом идет играть на улицу.
3. Женя убирает ванную комнату без чьих-либо просьб, но часто забывает что-нибудь сделать.
4. Кира согласилась делать уборку в своей комнате, но ей нужно постоянно помогать, иначе она будет отвлекаться.
Возможные варианты ответов:
1. Нуждается в контроле.
2. Все делает самостоятельно.
3. Нуждается в контроле.
4. Нуждается в помощи.
По окончании работы родители высказывают свое мнение, задают вопросы. Им вручается памятка «От ответственности» (см. приложение).
Приложение
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Компоненты ответственности:
1. Понимание задачи.
2. Согласие с поставленной задачей.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Дети часто копируют поведение своих родителей.
Уровни ответственности:
Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.
Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.
Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.
Условия воспитания ответственности:
1. Самоуважение.
2. Разумные ограничения.
3. Продолжительность и постепенность.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Учет особенностей характера.
6. Учет личного опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, 1998.
2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик-пресс, 1999.
3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
6. Материалы из газеты «Школьный психолог».
Материал подготовлен педагогом-психологом – Е.М.Бондарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.