Родительский клуб - Занятие -6 - Мотивы «плохого поведения» детей. Причины стойкого непослушания, говорится о том, что непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.Родительский клуб - Занятие -6 - Мотивы «плохого поведения» детей. Причины стойкого непослушания, говорится о том, что непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Задача психолога научить участников клуба самостоятельно конструировать
собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Родители должны почувствовать,
что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
МОТИВЫ «ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ.
ПРИЧИНЫ СТОЙКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ
Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных
отношений с ребенком.
Теоретическая часть
Тема сегодняшней встречи замечательно раскрывается в книге Ю.Б. Гиппенрейтер
«Общаться с ребенком. Как?», которую следует прочитать каждому родителю.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках
ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно
попадают дети не худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием
жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует
вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.
Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
1. Борьба за внимание.
Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального
развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не
слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я
сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у
подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика
слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».
3. Желание отомстить.
Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или
ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания
младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же
протесты, непослушание.
4. Потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие о какойто одной области, а
неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в
классе, а следствием стала запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к
вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит изза низкой
самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу:
«Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а поведением он показывает:
«Мне все равно...», «Пусть буду плохим...». Всякое серьезное нарушение поведения — это крик о
помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»
Практическая часть
Анализ трудных ситуаций
Раздаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Сначала возможно их об
суждение в парах или тройках. Примеры ситуаций
1Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вес
ти, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает, как себя вести...
Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает.
Как быть?
Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем
на кухне, разговариваем, а он открывает дверь — и прямо на нас с палкой идет и бьет!» Как
выдумаете, в чем причина агрессии ребенка?
Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встрече с
вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Кок быть?
Упражнение «В чем ошибка?"
Психолог читает фразы, в которых есть неточности. Родителям нужно определить, в чем
ошибка, и написать более действенное высказывание.
1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»
2. «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»
3. «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».
4. «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате».
Возможные варианты ответов:
1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти го
тов. Иди накрывать на стол».
2.Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят го
сти; помоги мне сейчас убраться в ванной».
3. Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на
лыжах, когда научишься ездить как следует».
4. Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать,
повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».
В конце встречи психолог делают выводы, обобщает высказывания родителей и сообщает о
темах предстоящих встреч.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2е. М.: ЧеРо, 1998.
2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы
родителям. М.: Айрикпресс, 1999.
3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: ПедагогикаПресс, 1992.
5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
6. Материалы из газеты «Школьный психолог».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
2