Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера. А сегодня он на голову выше вас, слушает бессмысленную музыку, приходит домой за полночь, носит нечто вместо нормальной одежды и разговаривает на непонятном языке.
Он уже почти взрослый, ваш ребенок-подросток. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять почти взрослого ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный? Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы. А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации. Вам надо научиться жить под одной крышей с подростком, слышать и понимать его.
В последние годы мы наблюдаем значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей далеких от наркологии.
Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику? В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.
рОД.ЛЕК. пРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ пав.docx
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ: «Профилактика употребления ПАВ»
Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли
малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей
проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера. А сегодня он на
голову выше вас, слушает бессмысленную музыку, приходит домой за полночь,
носит нечто вместо нормальной одежды и разговаривает на непонятном языке.
Он уже почти взрослый, ваш ребенокподросток. У него свой взгляд на
многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к
конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас
просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять почти
взрослого ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще
совсем неопытный? Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он
уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”,
ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего
ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы. А среди них извечноглавные: что делать, и
кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются
очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации.
Вам надо научиться жить под одной крышей с подростком, слышать и понимать
его.
В последние годы мы наблюдаем значительный рост подросткового
алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их
профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже
для людей далеких от наркологии.
Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику? В настоящее время
профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на
общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных
ведомств при ведущей роли системы образования.
Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в
ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является
основным программным документом,
регулирующим профилактическую
деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной
профилактической деятельности являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам,
формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее
снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств
за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических
установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками
образовательных учреждений.
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления
ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его
жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.
Анализируя сегодняшнюю наркологическую ситуацию в детско
подростковой среде, можно с уверенностью сказать, что в обществе, где имеются
экономические, политические, социальные, педагогические, медицинские и другие
проблемы, встреча с психоактивными веществами для подростка реальность.
В связи с этим, вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого
педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанным
с проведением работы по профилактике наркозависимости с детьми разного
возраста.
Кроме того, не стоит забывать, что, пытаясь оградить наших детей от
употребления психоактивных веществ, мы порой не принимаем во внимание, что в
противовес просьбе: «Не делай этого», любой подросток всегда пытается
(сознательно или бессознательно) обратиться к нам с вопросом: «А что мне тогда
делать?».
Нужно всегда принимать во внимание присущее детям и подросткам
любопытство, стремление удовлетворить возникающие в различных областях
жизни потребности, получить удовольствие от жизни. А это значит, что, оберегая
их от употребления алкоголя и наркотиков, необходимо предоставить
подрастающему поколению альтернативный способ жизни, способный раскрыть
самые широкие возможности для подростка.
Сформировать какуюлибо привычку гораздо легче, если требуемая модель
поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно.
Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и
подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме
того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто
там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так
обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя,
токсических и наркотических препаратов) и профилактикой начала их
употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы,
чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить
на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен
уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его
поступков.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по
профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся
представления, убеждения обучающихся по отношению к определенным
жизненным ценностям (таким как здоровье человека и стремление его сохранить),
поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем
протяжении учебновоспитательного процесса общеобразовательной школы. Памятка для родителей
Профилактика употребления ПАВ ребенком
Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше
подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики.
любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);
желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример
Причины употребления психоактивных веществ:
родителей и т. д.;
желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь
хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
безделье, отсутствие какихлибо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.
В возрасте младшего школьника родителям ещё не поздно предпринять меры по ранней
профилактике употребления наркотиков вашими детьми в будущем!
Задумайтесь:
ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким,
психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела;
мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем
им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности,
несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;
ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не
убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать;
Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от
потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но
в совокупности они дают реальный положительный результат.
Несколько правил, позволяющих предотвратить
употребление ПАВ вашим ребёнком
1. Общайтесь друг с другом
Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с
вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют
Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
2. Выслушивайте друг друга
Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со
стороны. Умение слушать означает:
• быть внимательным к ребенку;
• выслушивать его точку зрения;
• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.
Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чемлибо. Важно знать,
чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие какихлибо нежелательных действий скрывает за собой
вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается?
Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь.
Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова.
Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам
рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...» или «Что ты об этом
думаешь?»
3. Ставьте себя на его место Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что
вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это
действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом
устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто
особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр
телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты
от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от
их употребления.
5. Дружите с его друзьями
Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на
поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству
единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим
обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам.
Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.
Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка,
то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких
ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в
первую очередь — своему ребенку.
6. Помните, что ваш ребенок уникален
Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку
развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чегото, и
вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка
заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если
37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном...
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать
невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний.
Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!
Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё —
задохнется дух.
7. Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого
из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к
алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали".
Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и
для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не
бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!
Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще
важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не
сменишь... Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку,
алкоголь, наркотики. Поэтому, даже ребенок далек от идеала и совсем не похож на Вас, БУДЬТЕ МУДРЫ:
когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать даже если Вы тысячу раз
Советы:
правы;
опасайтесь! В состоянии аффекта ребенок крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по
отношению к Вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в Вашей
аптечке — всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;
не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок действительно может подумать, ЧТО ВЫ ЕГО
НЕНАВИДИТЕ. Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! — не бойтесь и не
скупитесь, даже если собственное настроение никуда... (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово,
объятие, поцелуй, ласковый взгляд — подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!... И на ночь
— не отпускайте во тьму без живого знака живой любви...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.