Ковалева М.И.
Тема родительского собрания:
«Воспитание у детей интереса к чтению»
Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей интереса к чтению (побудить их к этому), содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Подготовка (проводится накануне).
а) Проводится анкетирование родителей.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1.Любит ли ваш ребёнок читать?
2.Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?
· любит читать сам;
· слушать чтение взрослых;
· другой вариант
3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?
· хвалите его;
· ругаете;
· другой вариант
4.Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
· да
· нет
· другой вариант
5.Назовёте ли Вы книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок?
· да (указать какую)
· наверное, нет
6. Какие испытываете трудности в воспитании у ребёнка интереса к чтению
б) Проводится анкетирование детей.
1. Любишь ли ты читать?
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
§ хвалят тебя
§ ругают
3. Что ты больше любишь?
§ читать
§ слушать чтение других
4. Читают ли в вашей семье книги вслух?
§ читают
§ нет
5. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
§ да (указать какую)
§ нет
в) Изготавливаются таблички «Дружба», «Улыбка», «Звезда», «Ракета», «Семейный совет»
г) Классный руководитель готовит конкурсы, совместно с родительским комитетом разрабатывает проект решения родительского собрания.
д) Классный руководитель составляет памятки.
Оформление, оборудование, инвентарь.
v На стенах портреты детских писателей, высказывания, пословицы.
v Столы подготовлены для групповой работы. На столах веточки сосны, ручки, листочки.
v Маркировка столов (красный, синий, зелёный, жёлтый). Перед началом собрания родители получают жетоны и садятся за стол данного цвета.
v На столах конверты с фамилией ребёнка и сообщение о нём учителя (для каждого родителя индивидуальное).
v Перед каждым родителем тетради ребёнка, рисунки, анкеты.
v Выставка книг «Круг семейного чтения».
v Выставка рисунков «Моя любимая книга».
v На столе учителя настольная лампа.
v Костюмы Буратино, Незнайки, Буквоеда.
v Презентация.
На плакатах высказывания.
« Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» А. П. Чехов
«В книгах заключено особое очарование, книги вызывают у нас наслаждение. Они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». Петрарка.
«Чтение- лучшее учение». Пословица.
Ход собрания
-Здравствуйте уважаемые родители. Я рада приветствовать вас в нашем уютном классе. Сегодня мы будем говорить о воспитании интереса к чтению, а затем проведём конкурс « Книга - наш лучший друг».
Вызов ассоциаций.
- Подумайте и скажите, какие ассоциации у вас возникают в связи со словом чтение? (КНИГА, ИНТЕРЕС, УДОВОЛЬСТВИЕ, РАЗВИТИЕ, ГЕРОЙ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ) (запись на доске)
-В словаре Сергея Ивановича Ожегова говорится «Чтение – то, что читают, читаемое произведение. Интересное, занимательное»
-Мы читаем то, что нам интересно, что для нас является важным. Не только в школе, но и дома в семье, надо учить детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.
- Как вы считаете?
Роль книги в жизни человека
-Какую роль имеет книга в жизни человека? Выскажите свои мнения (учит, воспитывает, развивает речь)
-Вывод.
Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: « Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»- говорил А. П. Чехов. Лучшим подарком для ребёнка должна быть книга. Сейчас, когда наши дети научились читать, необходимо помочь им полюбить книгу, необходимо помочь им научиться читать бегло, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.
-Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегчённо вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Правильно это или нет, мы и выясним во время собрания.
Результаты анкетирования. Выявление проблемы.
Мы в нашем классе провели анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий.
Обработка анкет показала, что
1. Любит ли ваш ребёнок читать? |
Да
10 66.7% |
Не очень
3 20% |
Нет
2 13.3% |
2.Что чаще предпочитает ваш ребёнок? |
Любит читать сам
8 53.3% |
Слушать чтение взрослых
6 40%
|
- читать вместе по ролям - ребёнок любит, чтобы его слушали, когда читает - читать совместно 1 6.7% |
3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок? |
Хвалите
12 80% |
Ругаете
1 6.7% |
- хвалим и ругаем - ограничиваем время для чтения 2 13.3%
|
4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух? |
Да
7 46.7% |
Нет
6 40% |
- радуемся, если читает - редко, иногда 2 13.3%
|
5.Назовёте ли вы книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок? |
Да
11 73.3% |
Нет
4 26.7% |
|
6. Какие испытываете трудности в воспитании интереса к чтению? |
-быстро исчезает интерес к чтению – 1 (6.7%) -нет усидчивости-1 (6.7%) -сам читать не желает- 3 (20%) -ленится читать – 1 (6.7%) -ни каких – 9 (60%) |
-Итак, наши дети не очень любят читать. Они желают не только сами читать, но любят слушать чтение взрослых. Родители хвалят своих детей за чтение. Опрос показал, что не во всех семьях практикуется семейное чтение вслух.
-Большинство родителей указало книгу, которую недавно прочитал их ребёнок. Но ответы родителей не всегда совпадали с ответами детей. Зачастую родители не знают, что читает их ребёнок.
· Ответы совпали - 100% (15 человек)
Из них: 73.3% - совпали названия
26.7% - совпало у тех, кто не назвал книгу
Но проблема с чтением существует. Попробуем в ней разобраться.
Послушайте ответы детей на вопрос «Любите ли вы читать. Почему?»
Дискуссия.
-Можно ли увлечь ребёнка чтением? Как?
-Выскажите свои мнения.
Одна из мам рассказывала «Сын не любил читать, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Получилось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Тогда она стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривались, что мать закончит пораньше свои дела и почитает сыну. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда придёт мать. Читали и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить. А он «Мамочка, ну ещё одну страничку. Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не мог дождаться дочитывал рассказ сам. И уже не мать, а сын говорил «Прочти обязательно». Значит можно найти способы заинтересовать ребёнка чтением.
-Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения.
1. Проведение ежедневных тренировок, читать
как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.
Если скорость чтения достигла 40–50 слов в
минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и
труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение
коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд.
Делается это так. Ребёнок читает незнакомый текст в течение одной минуты, при
этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же
отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается
третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать,
таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две
недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость
чтения.
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
1. Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
2. Числительных быть не должно.
3. Прилагательных должно быть мало.
4. Короткие слова тоже нужно учитывать.
-Советы «Как вызвать у детей интерес к чтению» оформлены в виде памятки № 1 (Памятки лежат на столах).
Памятка 1.
«Как вызвать у детей интерес к чтению»
1. Читайте вслух не более 15 минут.
2. Прежде чем читать проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
3. Если ребёнок устал, сделайте физкультурную паузу.
4. Не бойтесь хвалить ребёнка.
- Теперь послушайте ответы детей на вопрос «Какую книгу вы читали недавно дома, с кем?»
· 48% (10 человек) – читают сами себе
· 52% (11 человек) - читают родителям
Вот поэтому, родители не всегда знают, что читает их ребёнок.
-Если ребёнок не будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и в обсуждении прочитанного, то через несколько лет мы станем участниками диалога «Ну как книга?» - «Ничего, нормально»- безразлично отвечает сын или дочь. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать или отец открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали намного взрослее, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.
-Как обсуждать с ребёнком прочитанное, вам поможет памятка №2 (Памятки лежат на столах).
Памятка 2.
« Как обсуждать с ребёнком прочитанное»
1. Выяснить перед чтением или во время чтения значения трудных слов.
2.Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.
3. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
4. Какие слова и выражения запомнились ему.
5. Чему научила книга?
Послушайте, как ответили дети на вопрос «Хвалят или ругают вас родители во время чтения»
- «Как поступить?»
Обсудите в группах ситуации и расскажите, как поступаете Вы.
Ситуация 1- группа 1
Ситуация 2- группа 2
Ситуация 1.
Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так надо читать? Смотри как надо! А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению.
- Как вы оцениваете поведение матери?
- Посоветуйте, как ей поступить.
Ситуация 2.
Немного прочитав, Серёжа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам» - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!»- почти кричит мать. «Да я тебя!»
- Как избежать конфликта?
5. Знакомство с упражнениями для отдыха.
Чтение проводится порциями по 10-15 минут. Отдых. Через час ещё одна порция. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребёнок устал, нужно провести физкультминутку. Сделаем все вместе.
1. Для глаз.
Посмотрите налево, направо, вверх, вниз (3 раза).
2. Сидя.
Руки за голову, пальцы сцеплены, поднять руки вверх, прогнуться, посмотреть на руки, вернуться в и. п.
И.п. – руками держаться за сидение. Вытянуть ноги вперёд, вернуться в и.п.
3. Стоя у стола.
И.п. – ноги врозь, руки к плечам, подняться на носки, руки вверх, вернуться в и. п
Руки на поясе, наклониться вперёд, стараясь руками достать до пола, вернуться в и. п.
Ходьба на месте
.
-Итак, будем терпимы к тому, что сейчас при чтении дети могут ошибаться и читать медленно и тихо. Это сейчас нам кажется всё просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у ребёнка желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордиться любой удачей в преодолении трудностей.
6. Прослушивание лучшего чтения ребят.
Послушайте варианты лучшего чтения ребят (читают дети)
Вывод.
Читайте книги вместе с ребёнком, обсуждайте прочитанное. Используйте режим щадящего чтения (для тех, кто не любит читать). Именно такие условия создаёт просмотр диафильмов. Ребёнок читает 1-2 строки и отдыхает. Просматривайте листок учёта скорости чтения своего ребёнка, хвалите за успехи. Читайте полчаса перед сном – это даёт хорошие результаты.
Мы с вами так детально рассматриваем проблемы чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе.
Надеемся, что подготовленные памятки помогут преодолеть трудности в воспитании у ребёнка интереса к чтению.
7. Свободный микрофон
- Кто ещё хочет что – то сказать по этому вопросу? (свободные высказывания)
8.Конкурсная программа
-В конкурсе участвует 2 команды детей.
Назовите свои команды. «Жюри из родителей» следит за состязанием.
1 задание.
(время подготовки -2 минуты)
Каждая команда получает вещи и старается в течение 2 минут определить произведения, из которых они взяты. А так же ответить, кто является автором этих произведений.
За правильный ответ – 1 очко
1.Туфелька ( Ш. Перро. Золушка)
2.Чемоданчик (К. Чуковский. Доктор Айболит)
3.Стрела (Русская народная сказка. Царевна – лягушка)
4.Цветик – семицветик (В. Катаев)
5.Сапог (Ш. Перро. Кот в сапогах)
6.Невод с рыбкой (А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)
7.Корзина с пирожками (Русская нар. сказка. Маша и медведь)
8.Горошина (Г. Х. Андерсен. Принцесса на горошине)
2 задание.
(время подготовки 2 минуты)
Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором (3 раза).
1 очко – лучшей команде.
§ Бобр добр до бобрят.
§ От топота копыт пыль по полю летит.
§ Проворонила ворона воронёнка.
§ Дом у дуба, дуб у дома.
3 задание «Найди автора»
(время подготовки 3 минуты)
Группам вручаются обложки с названиями книг. Им необходимо найти соответствующие названиям корешки книг, на которых указаны фамилии и инициалы авторов.
1 очко за правильный ответ.
· В. Бианки
· С. Михалков
· Б. Житков
· А. С. Пушкин
· Б. Заходер
· Е. Чарушин
· А. Барто
· И. Крылов
4 задание «Доскажи имя героя»
За правильный ответ – 1 очко.
1.Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин)
2.Домовёнок (Кузя)
3.Папа (Карло)
4.Дед (Мазай. Мороз)
5.Дядя (Стёпа. Фёдор)
6.Почтальон (Печкин)
7.Доктор (Айболит)
8.Вини (Пух)
9.Соловей (Разбойник)
10.Муха (Цокотуха)
11.Черепаха (Тортила)
12.Крокодил (Гена)
- Молодцы! Подведём итоги. Слово жюри.
- А теперь поменяемся. Родители будут состязаться, а дети будут оценивать.
Состязание для родителей.
За правильный ответ – 1 очко.
1. Из каких произведений взяты эти слова? Кто является их авторами?
· «А вы, друзья, как не садитесь,
всё в музыканты не годитесь»
(Квартет И. А. Крылов)
· «Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
(Стрекоза и Муравей И. А. Крылов)
· «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона»
(Слон и Моська И. А. Крылов)
· «Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там»
(Лебедь, Щука и Рак И. А. Крылов)
2. В каких русских пословицах упоминается числа 1 и 7.
За правильный ответ – 1 очко.
· семь бед, один ответ.
· один в поле не воин.
· семь раз примерь - один раз отрежь.
· семеро одного не ждут.
· семь дел в одни руки не берут.
§ Одно «нынче» лучше двух «завтра».
§ Один с сошкой, семеро с ложкой.
§ На одного человека не даётся 2 века.
§ Одна рука и узла не завяжет.
§ Одному и в раю не рай.
3. Знаете ли вы сказки.
а) Трое пытались поймать того. Кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал...Кого? (Колобка)
б) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина- простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (сапоги)
в) Муж обожает свою жену. Но от тщеславия сжигает её скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он? (Кащей Бессмертный)
г) Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто её выручил? (комар)
6 задание. Викторина.
За выполненное задание – 1 очко. Максимальное количество -4 очка.
Вопросы 1 команде.
1.Кто прислал телеграмму?
От дедушки ушёл,
От бабушки ушёл.
Скоро буду у вас. (Колобок)
2.Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате. (Баба Яга)
3.Что за сказка? Кто автор?
«Отвечает золотая рыбка: Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто.» (А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке)
4.Доскажи:
Цветик – (семицветик)
Палочка – (выручалочка)
Вопросы 2 команде.
1.Спасите. Нас съел серый волк. (козлята)
2.Рогатое длиннохвостое существо. Которое только и думает, как бы навредить людям. (Чёрт)
3.Из какой сказки?
Часы прбили полночь. Она вскочила и порхнула, как птичка, оставив туфельку.
(Ш. Перро Золушка)
4. Меч – (кладенец)
Шапка – (невидимка)
Вопросы 3 команде.
1. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (Мышка. Курочка Ряба)
2. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке.
(Кащей Бессмертный)
3.Из какой сказки?
Иван – царевич говорит ей: «Лягушка, лягушка. Отдай мою стрелу»
(Русская нар. сказка .Царевна – лягушка)
4. Ковёр – (самолёт)
Гусли – (самогуды)
Вопросы 4 команде.
1.«Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежала посуда»
(Федора. К. Чуковский . Федорино горе)
2.Девушка необычной красоты, которая живёт в озере
(Русалка)
3.Из какой сказки?
«Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу»
(Русская народная сказка. Гуси – лебеди)
4. Сапоги – (скороходы)
Мальчик – (с пальчик)
Подведение итогов конкурса
Пока семейный совет подводит итоги, хочется вручить Благодарственные письма семьям, в которых много внимания уделяю чтению. (Вручаются письма)
- Слово семейному совету. ( Вручаем памятные медали)
- Слово председателю родительского комитета.
9. Решение родительского собрания.
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, к чтению, поставим себе цель:
· Читать ежедневно с ребёнком детские книги. Обсуждать с ним прочитанное.
· Составлять по иллюстрациям яркие образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи.
· Для преодоления утомляемости во время чтения использовать физкультминутки.
· Каждой семье найти время для организации семейного чтения.
· Выписать и приучать детей читать детские журналы.
10. Заключительная часть.
-Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Чтение станет для вас самой сильной страстью и принесёт счастье.
Закончите предложения….
- Сегодня. Когда закончилось собрание я….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.