Цель:
Познакомить родителей (законных представителей) с адаптационным периодом и особенностями протекания адаптации малышей к дошкольному образовательному учреждению.
Участники: родители (законные представители) несовершенных воспитанников, воспитатель.
Основная часть:
План проведения:
1. Игра-знакомство «Воздушный шарик»
2. Экскурсия по групповым помещениям
4. Анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»
5. Беседа - диалог «Собираюсь в детский сад»
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей встрече. Приятно видеть, кто уже не первый раз приводит и доверяет нам своих малышей.
1. Игра-знакомство «Воздушный шарик»
В начале нашей встречи предлагаю познакомиться друг другом с помощью воздушных шариков (каждому родителю предложен воздушный шар и маркер). Родители рисуют на шаре веселую, забавную рожицу и пишут на нем имя своего ребенка. Представляя себя и своего ребенка, родитель отдает свой шарик воспитателю.
Заканчивает игру воспитатель (представляется и рассказывает о себе).
Посмотрите пожалуйста, сколько у меня шариков, какие у них веселые, радостные глазки. Как они мне рады, а я им. Надеюсь, что вы также доверите мне своих малышей. А я постараюсь быть им второй мамой, любить и заботиться о них. А для вас я буду союзником, опорой и помощником в воспитании детей.
2. Экскурсия по групповым помещениям
Предлагаю совершить экскурсию по нашей группе, познакомиться с образовательным пространством и оснащенностью групповых помещений.
3. Выступление воспитателя группы: «Что такое Адаптация?». Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый добрый, самый красивый, самый умный… Но вот пришло время идти в детский сад. Естественно, мама с папой волнуются. Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается психологическими трудностями. Когда малыш отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь его и его родителей значительно меняется. Потребуется какое – то время, чтобы все приспособились к новым жизненным обстоятельствам. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Адаптация (от латинского «приспособление») – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, которое проходит на разных уровнях:
Физиологическом – ребенок часто болеет,
Психологическом – ребенок капризничает, плачет, плохо ест, не спит, он может быть агрессивным, подавленным.
Социальном – ребёнок «теряется» в окружающем мире, многое забывает, хуже говорит, не хочет ничего делать из того, что делал раньше.
Адаптация может быть:
Лёгкая - около месяца
Средняя - два месяца
Тяжелая - три и более месяца
И очень тяжелая - около полугода
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
- возраст
- состояние здоровья
- уровень развития
- умение играть
- умение общаться со взрослыми и сверстниками
- режим дня в ДОУ и дома
Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит неизвестность: его окружают чужие люди, незнакомая обстановка. Он начинает активно обороняться доступными для него способами: громко плачет, кричит, не хочет кушать, спать, идти в туалет и даже пытается убежать. Малыша пугают попытки воспитателя успокоить. Он настолько возбужден, что даже и дома не может успокоиться: вздрагивает во время сна, капризничает, не играет, не отходит от мамы, плохо кушает. Так могут проходить несколько дней и ребёнок от нервных перегрузок, может заболеть. Период привыкания растягивается от нескольких дней до нескольких месяцев.
3. Анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»
АНКЕТА для родителей
«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
ФИО ребенка _____________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Сколько полных лет_____________________________________________________________________
1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? (нужное подчеркнуть)
Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает? (нужное подчеркнуть)
Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла
Долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? (нужное подчеркнуть)
Да — 1 балл
Нет — 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? (нужное подчеркнуть)
2 ч — 3 балла
1 ч — 1 балл
5.Какой аппетит у Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Плохой — 1 балл
6.Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? (нужное подчеркнуть)
Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок? (нужное подчеркнуть)
Да — 3 балла
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет и ходит мокрый — 1 балл
8.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? (нужное подчеркнуть)
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл
Нет — 3 балла
9.Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дом и в новой обстановке?
Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
10.Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? (нужное подчеркнуть)
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет? (нужное подчеркнуть)
Умеет играть самостоятельно — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Не играет сам — 1 балл
12.Какие взаимоотношения со взрослыми? (нужное подчеркнуть)
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми? (нужное подчеркнуть)
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? (нужное подчеркнуть)
Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
15.Есть ли у ребенка уверенность в себе (нужное подчеркнуть)
Есть – 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? (нужное подчеркнуть)
Перенес разлуку легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл
Не было
17.Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? (нужное подчеркнуть)
Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.
Прогноз адаптации:
Ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55—40 баллов;
условно готов — 39—24 балла;
не готов — 23—16 баллов.
5. Беседа - диалог «Собираюсь в детский сад»
1. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Родитель может поделиться с ребёнком собственными положительными воспоминаниями о пребывании в саду. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.
2. Если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно.
4. Учите малыша играть! К сожалению, не все дети умеют играть самостоятельно. Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада и найти себе друзей.
5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заранее подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т. д.
6. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и навыкам самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, снимать колготки, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно.
7. Собираясь в детский сад, можно взять с собой любимую игрушку.
8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются. Оставляя ребенка, главное - не исчезать внезапно. Ребенок должен видеть, что мама уходит и потом придет. Нужно подробно объяснить ребенку, что он будет сейчас делать: «Ты сейчас поиграешь, покушаешь, поспишь, а я пока схожу в магазин, куплю тебе что-нибудь вкусное».
9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо.
10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.
11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.
Укрепляйте здоровье ребенка. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка - начинайте постепенно, начиная с воздушных ванн.
Если вам удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Признаки успешной адаптации малыша в д/с:
• Малыш весел, жизнерадостен, активен, спокойно отпускает от себя маму, с удовольствием заходит в группу;
• Охотно играет с другими детьми, идет на контакт к воспитателю;
• Сон глубокий и спокойный;
• Аппетит хороший, насыщенный.
Алгоритм прохождения адаптации в группе.
Ступенчатая адаптация. Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально). В течение 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа; В течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты -выход на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, обед и постепенное можно оставлять на сон).
6. Упражнение для родителей «Угадай настроение»
Для того, чтобы люди лучше понимали друг друга, каждый человек должен уметь выразить себя. Родителям предлагаются карточки с эмоциями (радость, испуг, злость, тревога, счастье, удивление, обида, страх и т. д.). Родитель должен изобразить мимикой настроение, которое ему досталось в карточке.
- В конце игры родителям предлагается посмотреть на свои ладони и представить на одной «улыбку», на другой «радость». И вот чтобы они не ушли от нас, их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Пожалуйста, помните: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
«Анкета обратной связи»
Уважаемый родитель!
С целью совершенствования нашей работы, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями:
Как бы вы оценили содержание родительского собрания:
оценка: высокая низкая
1. Важность темы 5 4 3 2 1
2. Полезность и необходимость информации 5 4 3 2 1
3. Информацию можно применить в жизни (практичность) 5 4 3 2 1
4. Что на родительском собрании было для Вас:
4.1) Самым полезным ______
4.2) Самым бесполезным
4.3) Самым запоминающимся ______
5. Какую информацию по теме «Адаптация» Вы хотели бы получить еще?
6. Что еще вы хотели бы написать, пожелать воспитателям группы ______
На собрании были приняты следующие решения:
1. Создать комфортные условия для воспитательно - образовательного процесса во второй младшей группе.
2. Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
3. Утвердить состав родительского комитета.
Вывод:
В ходе проведения родительского собрания был установлен тесный эмоциональный контакт между сотрудниками и родителями.
Внедряя эффективные формы и методы сотрудничества ДОУ с родителями, способствовали повышению информационной культуры родителей по вопросам воспитания и образования малышей, возросла активность родителей, включенность их в единое образовательное пространство детского сада.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.