«Мы пришли в 5-й класс»
(1-е родительское собрание для родителей пятиклассников
о проблемах младшего подросткового возраста
и проблемах адаптационного периода в средней школе)
Цель: способствовать грамотному построению отношений родителей и детей на основе взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества.
Задачи:
· формировать у родителей конкретные представления о физиологических и психологических изменениях у младших подростков;
· выявить основные проблемы детей в адаптационный период;
· проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления этих проблем;
· обсудить и зафиксировать определенные правила общения родителей с детьми в младшем подростковом периоде.
План проведения:
1. Проблемы младшего подросткового возраста и адаптационного периода;
2. Правила поведения родителей с детьми в сложные периоды жизни детей;
3. Организационные вопросы.
Ход родительского собрания:
1-й вопрос:
Возраст 11-14лет - для детей период жизни полный "бурь и волнений, происходит гармональный взрыв. В подростковом возрасте подростки хотят быть как все, начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и особенный жаргон, в попытке быть своим среди своих. Подростки не отчуждаются от своих семей, но чаще обращаются к родителям в силу необходимости; когда нуждаются в защите. Например во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости. Очень важно делать все. Чтобы сохранить доверительность в общении с ними. Покажите своему ребенку, что вы его очень любите, что чтобы не случилось, вы его поймёте. Что у него есть дом, его крепость. Если у детей портятся отношения с родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в старших классах. А ведь отсутствие контакта с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения. Подростки предпочитают проводить свободное время со своими ровесниками. На формирование самооценки, самоуважения подростка значительную роль оказывает восприятие его сверстниками, их мнение. И чем с большим пониманием относятся к этому родители, тем меньше стрессов испытывает он.
С 11лет до 13 лет - кризисный период детства. Сильный кризис - 13 лет. Длится от 3лет до 5лет. Родители обязаны быть очень терпеливы. Воспитание ребенка непосильный труд - до старости. Воспитывая ребенка, родители должны пожертвовать очень многим. Дети Богом даны, их нужно любить, любовь должна быть разумной. Их нужно отпустить и пусть идут с вами рядом. Понимайте их, помогайте. (15 -16лет - синзитивный возраст) - любовь, дети делают много ошибок в этом возрасте.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.
Очень важно общение и взаимопонимание. Как часто взрослые слышат "Вы нас не понимаете. Вам некогда по - человечески поговорить".
Конечно, подростку ещё далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.
Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где как ему кажется, он ненаказуем, жёстко обращается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.
Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своём поведении со сверстниками зависит от других, от внешних влияний. Если ребёнок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социального неприемлемого поведения.
Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Уважаемые родители, прослушав информацию о типах воспитания, каждый для себя определите какой тип вы используете в воспитании ваших детей. Возможно, кто то пересмотрит свой тип воспитания и выберет более оптимальный, более подходящий в воспитании вашего ребёнка.
Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в пятом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:
1. Подростковый
возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и
неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята
относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет
испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство
по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к
ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической
зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто
страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу
изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше
подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности
девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной
свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность
подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от
родителей, предпочитая группу сверстников.
Причины подросткового кризиса
Пятиклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
• Более значимой становится оценка сверстников;
• Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
• Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
• Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
• У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
2-й вопрос:
Как помочь детям пережить этот период и самим не сойти с ума?
СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУ Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.
чем он живет.
СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА
РЕБЕНКА Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.
СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО
САМИ Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.
СОВЕТ 5.
быть ханжами, строить из себя людей без недостатков. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.