Родительское собрание "Особенность обучения и воспитания гиперактивных детей"
Оценка 4.8

Родительское собрание "Особенность обучения и воспитания гиперактивных детей"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
классное руководство
02.03.2024
Родительское собрание "Особенность обучения и воспитания гиперактивных детей"
Материал будет полезен родителям детей с гиперактивностью
Родительское собрание.docx

Разработка родительского собрания

«Особенности обучения и воспитания гиперактивных детей»

Тема: особенности обучения и воспитания гиперактивных детей

Цель: информировать родительскую аудиторию об особенностях обучения и воспитания гиперактивных детей; дать родителям практические рекомендации по коррекционной работе с чрезмерно активным ребенком.

Форма проведения собрания: «круглый стол"

 

План проведения собрания:

1. вступительное слово учителя

2. анкетирование родителей

3. оперативный анализ анкеты

4. Особенности обучения и воспитания детей с СДВГ

5. Родительский практикум

6. обмен мнениями по теме собрания

 

Вступительное слово учителя

 

Статистика свидетельствует, что частота нарушений детского развития и поведения по типу "гиперактивности" постоянно растет. Признаки гиперактивности наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрасте и приходятся на период подготовки и поступления в школу. Таким детям, как правило, трудно адаптироваться к обучению в связи с замедлением функционального созревания коры головного мозга и подкорковых структур. Умственная нагрузка может привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезадаптационного синдрома. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны, быстро "схватывают" информацию, обладают неординарными способностями, но непоседливость, недостаточная целеустремленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость часто вызывают трудности в формировании учебных навыков. Имея достаточное интеллектуальное развитие, такие дети не могут выполнить задание прежде всего из-за неспособности внимательно выслушать инструкцию и соблюсти все ее условия. Вместо этого они сразу начинают действовать. Столкнувшись с трудностями, такие дети не пытаются их преодолеть, а переключаются на другие объекты. Кроме того, в младшем школьном возрасте гиперактивность часто сопровождается расстройствами развития речи и навыков обучения: дисграфия (нарушение навыков письма); дислексия (нарушение навыков чтения, неспособность устно воспроизвести прочитанный текст); дискалькулия (проблемы с математическими расчетами).

Анкета для родителей

 

Родители-это первые учителя и лучшие знатоки своего ребенка.

Попробуйте оценить поведение своего ребенка по приведенной анкете.

Мой ребенок часто:

1. непрерывно двигается, не может долго сидеть на одном месте, бегает.

2.много разговаривает, прерывает других, неуместно вмешивается в разговор.

3. Не может вытерпеть, когда надо чего-то ждать (например, своей очереди в игре или в магазине).

4. имеет проблемы с удержанием внимания на задаче, легко отвлекается на посторонние раздражители.

5.» отсутствует«,» летает в другом мире", не слышит, когда к ней обращаются.

6.Не сосредотачивается на деталях, делает по невнимательности непреднамеренные ошибки в классных/домашних заданиях.

7. действует импульсивно, не думая о последствиях или правилах.

8. не боится, часто действует слишком рискованно.

9. создает своим поведением проблемы в семье, в садике/школе, в отношениях с ровесниками.

Оперативный анализ анкеты

 

          Если вы положительно ответили на большинство из этих вопросов, вполне вероятно, что у вашего ребенка СДВГ, но это еще не повод для волнения, поскольку повышенная активность и непоседливость детей начальных классов – абсолютно нормальное явление.

          Диагноз СДВГ может установить лишь команда компетентных специалистов, которые всесторонне обследуют вашего ребенка, смогут отличить от других причин, приводящих к схожим нарушениям поведения, выявят другие сопутствующие проблемы. Лишь после этого предоставят вам результаты изучения, вместе с вами спланируют и реализуют необходимую программу помощи вашему ребенку. Такая программа составляется индивидуально для каждой семьи и ребенка.

 

Особенности обучения и воспитания детей с СДВГ

 

Родители должны осознать, что бороться надо не с ребенком, а вместе с ним против расстройства его поведения.

Важна забота об общем состоянии здоровья ребенка. От этого зависит уровень работоспособности, необходимой для успешного обучения. В первую очередь позаботьтесь о режиме дня, который должен обеспечивать правильное чередование умственной нагрузки и отдыха, обязательную физическую разрядку. Будьте последовательны. Старайтесь не нарушать режим; не допускайте, чтобы ребенок бесцельно тратил время или сидел без дела.  Предупреждайте ребенка о предстоящих изменениях в расписании.

Помните, что телевизор и компьютер не дают возможности полноценно отдохнуть. Для релаксации хорошо подходят методы арт-терапии. Они отличаются от обычных занятий музыкой, изобразительным искусством, танцами в первую очередь тем, что не имеют целью чему-то научить. Это средства воздействия на личность, которые дают возможность выразить свои эмоции через творчество (которое иногда напоминает шалость), снять нервное напряжение, повысить самооценку, раскрыть скрытые внутренние ресурсы, улучшить координацию. Работа в артгруппе развивает важные социальные навыки. Что касается музыки, для гиперактивных детей лучше проводить сеансы активной музыкотерапии. Их можно устраивать даже дома. Для этого достаточно подобрать музыку и виды работы. Музыкальное произведение можно нарисовать, инсценировать, добавить свои (даже импровизированные) инструменты. Главное создать атмосферу удовольствия.

Направляйте энергию ребенка. Помочь в этом могут занятия спортом (плавание, спортивная гребля или просто катание на лодке с веслами, бег, бег на лыжах и коньках), активный отдых, поручения дома и в школе. К каждому случаю следует подходить индивидуально и проверять, действительно ли конкретный вид деятельности успокаивает ребенка. Зато, при удачном выборе вида спорта именно "реактивная" энергия может помочь ей достичь больших успехов.

Важным является рациональное питание. Избегайте еды и напитков, содержащих значительное количество пищевых добавок, консервантов и красителей. Несмотря на то, что некоторые специалисты не согласны с тем, что они негативно влияют на концентрацию внимания у детей, можно не сомневаться, что здоровая пища принесет только пользу.

Гиперактивному ребенку необходима помощь во время выполнения заданий, в первую очередь это поддержание концентрации внимания. Например, ребенок неожиданно "вспомнил", что ему нужно куда-то бежать и что-то срочно делать. В таком случае следует сказать: «Доведи дело до конца». При этом нужно напомнить, что именно осталось выполнить. Если ребенок будет видеть «близкий финиш», то он сможет собрать свои силы и сдержать свою энергию. Для тренировки концентрации внимания можно вырезать из картона рамку (похожую на рамку для картины) и поместить ее на "место внимания" на столе вашего ребенка.  Конечно, при этом запланированная продолжительность выполнения задания должна соответствовать возрасту ребенка и быть тем меньше, чем выше гиперактивность. Во время занятий с ребенком нельзя отвлекаться и взрослым, которые занимаются с ним. Не следует отвлекать ребенка и тогда, когда он сосредоточенно занят интересной игрой или полезным делом.

Внесите элемент развлечения в занятия ребенка. Например, занимаясь правописанием, позвольте ребенку писать слова цветными мелками или фломастером на пластиковых или картонных карточках. (Затем эти карты можно использовать для повторения материала.) Во время занятий периодически делайте перерывы, включайте веселую музыку и вместе с ребенком танцуйте или занимайтесь физическими упражнениями. Если не имеет возможности действовать активно, позвольте ребенку делать малозаметные движения руками или ногами. Дайте ей маленький мягкий мячик или веревочку, чтобы она могла что-то сжимать или крутить в руках, пока работает. Простым и в то же время эффективным методом является «список задач». Сложите его вместе, расположите на видном месте, а затем ребенок должен самостоятельно обозначать или вычеркивать то, что выполнил. Таким образом, вам не придется повторять инструкции. Если задания не выполняются, спокойно посоветуйте ребенку пойти и проверить список.

Гипердинамичность ярко проявляется в чувствах и эмоциях. Следовательно, необходимо научить ребенка контролировать себя. Не нужно постоянно дергать ребенка, просто демонстрируйте ему преимущества спокойного поведения на конкретных примерах. Можете вместе определить правила поведения для разных ситуаций.

Проявите терпение к своему ребенку. Будьте осторожны с критическими замечаниями. Если ваш ребенок не может справиться с задачей, постарайтесь найти повод похвалить его. Постоянные нарекания и замечания только снижают самооценку. Вполне возможно, что она старается изо всех сил. Избегайте таких выражений, как: "посмотри, сколько времени ты тратишь на уроки!".  Вместо этого скажите: "молодец, наконец-то все сделал. Я был уверен, что ты справишься с этим. В следующий раз посмотрим, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Не забудьте в будущем сказать ребенку, что он справился с задачей лучше и похвалить его. Ваша задача-найти оптимальный баланс между мягкостью и требовательностью.

Общаясь, смотрите ребенку в глаза, выражайте свои мысли конкретно и четко, инструкции должны быть простыми и краткими. Вместо вопроса: "Ты что, не можешь найти свой дневник?"попросите найти его, принести и показать вам.

 

Упражнения и игры для гиперактивных детей

 

Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие излишнюю энергию. Вот некоторые из них:

"Найди различие"

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-нибудь рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

"Ласковые кавычки"

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.


 

Разработка родительского собрания «Особенности обучения и воспитания гиперактивных детей»

Разработка родительского собрания «Особенности обучения и воспитания гиперактивных детей»

Если вы положительно ответили на большинство из этих вопросов, вполне вероятно, что у вашего ребенка

Если вы положительно ответили на большинство из этих вопросов, вполне вероятно, что у вашего ребенка

Если не имеет возможности действовать активно, позвольте ребенку делать малозаметные движения руками или ногами

Если не имеет возможности действовать активно, позвольте ребенку делать малозаметные движения руками или ногами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024