Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Оценка 4.9

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Оценка 4.9
docx
30.01.2024
Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Родительское собрание Осообенности подросткового возраста.docx

Родительское собрание

«Особенности подросткового возраста»

Биологическое развитие.

·         Гормональная перестройка щитовидной и половых желез: резкие перепады настроения, подъем и спад энергии.

Умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания – могут быть причиной эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы.

·         Развитие костной и мышечной системы. Сопровождается потерей гармонии в движениях, неумение владеть собственным телом, неловкость, угловатость. Все это может порождать неприятные переживания, неуверенность. Подросток, вынужденный сдерживать свои двигательные функции, зачастую проявляет различные виды тиков.

·         Изменение деятельности внутренних органов. Повышение давления, головокружения, головные боли, быстрая утомляемость.

·         Темпы развития сальных желез. Прыщи, повышенная потливость – как результат реакция физиологического отторжения своего тела, недовольство своей внешностью.

Психическое развитие личности

Полярность психики

Целеустремленность – импульсивность

Повышенная самоуверенность – ранимость и неуверенность в себе

Потребность в общении – желание уединиться

Развязанность в поведении – застенчивость

Ласковость – недетская жестокость

Особенности социальной ситуации

Ведущая деятельность – коммуникативная. Очень важным становиться мнение группы, которой он принадлежит.

Важен сам факт принадлежности к группе.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются.

Чувство взрослости.

Личностные характеристики

Конкретное мышление сменяется логическим.

Рост критичности – не принимает все на веру, требует доказательств и обоснований.

Рост критичности ведет к полному негативизму.

Направленность поиска на собственную личность, самоисследование, самоанализ. Подросток, утративший самоуважение находиться в постоянном конфликте с самим собой.

Виды и причины конфликтов

1.      Конфликт неустойчивого родительского восприятия

Подросток еще не взрослый, но уже и не ребенок. Статус его в семье и обществе не устоялся. Меняется его внешний облик. Он видите себя в зеркало, понимает свою непривлекательность, оттого растет недовольство собой, неуверенность. Он еще неусидчивый, несобранный. Не умеет ставить и достигать целей. Вместе с тем, пробует вести себя как взрослый: критикует, требует уважения к своей личности. Такое поведение родители часто называют вызывающим и реагируют соответственно.

Что делать?

Осознать процессы, происходящие с ним, реально оценить его способности и недостатки, стараться гасить в себе недовольство и раздражение, которые возникают в ответ на поведение ребенка. Сбалансировать систему обязанностей и прав каждого члена семьи.

 

2.      Диктатура родителей.

Формы конфликта разнообразны. Смысл один – это способ контроля, когда одни члены семьи подавляют других. Подавляют не только самостоятельность, но и чувство собственного достоинства. Игнорируют права и интересы. В этом случае родители неизбежно столкнуться с сопротивлением. Даже если оно будет сломленным, победа окажется мнимой. Важнейшее правило, которое осваивают такие дети «кто сильнее, тот и прав». Ребенок теряет чувство  собственного достоинства, становится безынициативным, неуверенным в себе, замкнутым.

Что делать?

Не вторгаться на территорию ребенка без его желания – в его комнату, переписку, душу. Пусть в своей комнате подросток складывает вещи так,  как ему захочется. Пусть сам выбирает друзей, одежду, музыку. В семье, где уважают границы личного пространства каждого -  конфликты редкость.

Ввести правила общежития и общения, которые должны все строго соблюдать:

·         Не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствии хозяина

·         Не трогать личные вещи

·         Не подслушивать телефонные разговоры или разговоры с друзьями

·         Не вспоминать прежних обид, не унижать и не  наказывать физически, а в случае, когда расстроены, говорить о конкретном проступке и том, какие чувства и негативные последствия он вызвал

 

3.      Мирное сосуществование – скрытый конфликт

В семье царит позиция невмешательства. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Члены семьи только сосуществуют рядом, но каждый сам радуется своим победам и решает свои проблемы. В критический момент, когда от ребенка потребуется участие, добрые чувства, он ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание «без запретов». Установка родителей на детскую свободу без конца и края, устранение тормозов, ограничений и обязанности соблюдать правила общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается.

Что делать?

Поменять тактику общения – включиться в жизнь подростка, помочь подростку включиться в жизнь семьи, например, создать семейный совет. Установить систему запретов.

 

4.      Конфликт опеки.

О детях в такой семье излишне заботятся, опекают. Ограждают от любых трудностей, отстраняют от решения вопросов. Чаще так ведут себя взрослые в семьях, где ребенка долго ждали. Подросток может стать безынициативным, покорным и подавленным. Или же он будет командовать взрослыми, заставляя их выполнять его желания.

Что делать?

Свести опеку к минимуму. Такие дети не готовы к трудностям, так как никто кроме близких стелить соломку им не собирается.

Помогать, но не решать за ребенка все проблемы.

 

5.      Конфликт родительской авторитетности

В таких семьях стараются воспитать вундеркиндов, предъявляют завышенные требования. За успехи и хорошие поступки не хвалят, а вот за промахи наказывают.: неуважением, нравоучениями, не давая возможности отстаивать свое мнение. Это приводит к двум типам конфликтов. Первый – ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида, злость, но он понимает, что бессилен. У него могут появиться мысли о бессмысленности жизни. Второй – подросток вступает на тропу войны. На грубость отвечает грубостью. Если у родителей  случаются несчастья – дети не посочувствуют.

Что делать?

Стать терпимее к недостаткам подростка, снизить свои требования к нему. Найти и помочь ему развить те способности, которые свойственны ему.

 

 

Методика «ДОМ»

            Проблемное поведение – поведение, которое может привести к психологическим проблемам.

            Откуда у детей берется проблемное поведение? Это,  пожалуй,  самый главный вопрос, который задают родители. Чтобы разобраться в этом вопросе, в первую очередь, необходимо оценить насколько удовлетворяются базовые потребности ребенка в семье. Почему именно в семье  -  потому что ребенок рождается в семье, растет и воспитывается в семье, из семьи он приходит в детский сад, а потом в школу и во взрослую жизнь. Образно выражаясь, родители создают своему ребенку рюкзачок за спиной. Все что они туда сложили: сложили аккуратно или набросали вперемежку, все это он возьмет с собой во взрослую жизнь.

            Интересно разобраться с тем, что вы сейчас вкладываете в рюкзачок вашего ребенка? ответы

 А поможет нам в этом методика «Дом».

            Взгляните на пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Она  состоит из 5 ступеней. Эти ступени сегодня нам помогут во всем разобраться. принцип По мере удовлетворения низлежащих потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. То есть происходит движение от физиологических потребностей к самоактуализации.

            Что нам предстоит сделать? Мы будем выявлять степень удовлетворения каждой из 5 базовых потребностей вами по отношению к вашему ребенку.

Шаг 1. Работа со шкалой базовых потребностей. На ваших листочках есть вот  такая шкала – это шкала потребностей. Именно с ней мы сейчас будем работать.

            Ваша задача - визуально отразить на шкалах степень удовлетворения каждой потребности вами как родителя для вашего ребенка.

10 (100%) - потребность полностью удовлетворена, 1 (0%) – не удовлетворяется.

·         Физиологические потребности – воздух, еда, вода,  сон, комфорт. Подумайте,  насколько удовлетворена у вашего ребенка эта потребность.

            Потребность в еде: ваш ребенок есть, тогда, когда хочет и столько сколько захочет? Настаиваете ли вы на приеме пищи или есть какие то ограничения.

            Сколько времени спит ваш ребенок? Высыпается ли он?

            Физическое здоровье и комфорт. Вспомните, когда ваш ребенок болеет, есть ли у вас возможность ухаживать за ним? Уделяете ли вы ребенку достаточно времени? Бывает ли так что приходится уезжать надолго из дома? 

            Поставьте точку у нужной отметки.

·         Следующая потребность — безопасность.

            Применяются ли в  вашей семье по отношению к ребёнку  меры физических наказаний?

            Проскакивают ли с вашей стороны реакции опасности по отношению к ребёнку? Насколько вы сами тревожны и передает своему ребенку страхи перед окружающим миром?

             ребенок чувствует себя в безопасности?

Оцените.

·         Переходим к  следующему пункту  — потребность в любви и принадлежности.

            Дорогой родитель, вы любите вашего ребёнка?  Конечно же, да. А каким образом вы показываете свою любовь? Как вы даёте понять ребёнку, что вы его любите? По каким вашим проявлениям ребёнок понимает, что вы его любите? Найдите в себе как можно больше проявлений любви к ребёнку. Озвучьте их. Родители чаще всего называют такие проявления любви: «Я говорю ему, что люблю», «Я  говорю ребёнку добрые слова», «Я хвалю ребёнка», «Обнимаю», «Целую», «Покупаю подарки» и т.  д.

            Любовь — это эмоции, которые передаются через слова либо через действия. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Самое интересное то, что если нет положительных эмоций, то дети считают, что им сгодятся и отрицательные. Всё равно же это эмоции, а значит, это любовь. Даже если вы  негативно на него реагируете, это знак того, что он вам небезразличен. Если родитель не может дать эмоции со знаком плюс, то ребёнок добьётся эмоций со знаком минус.

            Итак, перейдите к шкалам и оцените степень удовлетворения потребности ребёнка в любви. Для этого достаточно вспомнить, как вы общаетесь с ним на протяжении года. Чего он больше получил за этот год? Какие эмоции вы ему адресуете на протяжении года — положительные или отрицательные?

·         Четвёртая шкала в списке потребностей — потребность в уважении.

            Представьте монету с двумя сторонами. На одной стороне монеты располагается уважение, а на другой стороне — неуважение. Говоря о неуважении, мы  имеем в виду, что здесь может не быть физического насилия, но может присутствовать моральное подавление. Родители  морально позволяют себе грубости, унижения в  адрес ребёнка, не соблюдаются личные границы ребенка.  Если вы относитесь к вашему ребёнку  спокойно, нет ни принуждения, ни подавления, ни унижения ребёнка, — тогда ваша оценка будет ближе к десяточке.

·         Наконец, самая вершина, самоактуализация (или самореализация).

            Вы помогаете ребёнку каким-то образом самореализоваться? Задумайтесь над этим. Если ответили положительно, тогда подумайте, как именно вы помогаете ему самореализоваться? Расскажите, что вы для этого делаете. Чаще всего родители говорят: «Я вожу его на секции. Я ищу вместе с ним разные секции. Я вожу его к репетиторам. Я вожу его в кружок рисования. Я вожу его на музыку» и так далее. Да, это имеет абсолютно прямое отношение к пункту самореализации. Но есть одна оговорка, — это возрастная самореализация.

            Многие родители думают, что самореализация начинается в подростковом возрасте. Нет, это не так. Самореализация ребёнка начинается буквально в  первые полгода жизни, а дальше просто закрепляется.

            Когда ребёнок чувствует себя нужным, важным, значимым, и родители это подтверждают своим поведением, тогда с  ранних лет у ребёнка происходит самореализация в кругу семьи. Даже в самом маленьком возрасте дети испытывают эти ощущения — чувство значимости или ощущение отвержения со стороны родителей. А дальше эти ощущения в ребёнке закрепляются, и он переходит с ними во взрослую жизнь с очевидными последствиями.

            Переходя к шкалам, вспомните, на чём строится ваше общение с ребёнком с самого момента рождения до сегодняшнего дня. Что больше всего вы в нём формируете? Ощущение нужности или ненужности?

Шаг  2. Мысленно представьте образ дома. Может быть, это дом вашей мечты. Каким бы вы хотели его видеть? В каком доме вы бы хотели жить? Этот дом должен быть частным, а не квартирным. Если вам пока сложно представить такой дом, посмотрите на картинку .

            Его смело можно назвать полноценным, потому что у него есть фундамент, стены, крыша, он ровный, устойчивый, красивый, геометрически правильный.

            Когда вы представляете свой дом или смотрите на этот, какие эмоции, ощущения, чувства вас посещают?  ответы

            Запишите на листок минимум три эмоции. То, что вы написали на листочке, имеет прямое отношение к вашему ребёнку. Но об этом чуть позже.

Шаг 3. Реальный дом.

            Это был идеальный дом, а сейчас каждый из вас построит свой реальный дом. У вас на листе есть такая схема. Перенесите ваши ответы из шага 1 на эту конструкцию и соедините точки.

            Я попрошу вас показать, что у вас получилось? Обратите внимание, ни у кого из вас идеальный дом не получился.  Раз есть проблема с поведением ребенка, то значит есть и причина этому. 

            Посмотрите на вашу реальную конструкцию, вглядитесь в неё. Когда вы будете всматриваться, у вас будут формироваться какие-то переживания, эмоции, ощущения, чувства. Обращайте на это внимание. Как этот дом отзывается у вас? Выпишите минимум три.

            А теперь сравните эмоции, ощущения, выписанные вами в первом случае (на шаге 2) и во втором случае (на шаге 3). Это одинаковые ощущения или всё-таки разные? Ответы

            О чём это говорит? Записанные вами ощущения при виде изображения полноценного дома  — это то, что вы хотите как любящий и заботливый родитель для вашего ребёнка. Это то, как вы хотите, чтобы ваш ребёнок себя чувствовал в семье. Конечно же, вы хотите для вашего ребёнка только лучшего. Многие родители хотят даже большего, чем они сами получили в своё время в детстве, и это понятно.

            А вот то, что вы записали во втором случае при виде вашей реальной конструкции  — это именно то, в каком состоянии находится ваш ребёнок в настоящий момент. Вы это не только увидели, вы это прочувствовали, прожили. Это именно то, что испытывает ваш ребёнок, но по каким-то причинам не может вам об этом сказать. Может быть, не знает, как это сделать правильно, или просто не хочет, не верит, что вы поймёте. Вы как родитель буквально прочувствовали состояние вашего ребёнка на себе.

            Домашнее задание. Выполните методику «Дом» с вашим ребёнком. То, что вы только что наработали, это лишь ваше субъективное мнение. Чтобы была единая картина, нужно получить мнение ребёнка. Когда у вас будет ваш дом и дом ребёнка, вы проанализируете оба чертежа и получите единую картину вашей нынешней ситуации. Результаты могут совпадать по значениям либо отличаться. Но самое главное, обращайте внимание на то, какие одинаковые части дома западают в обоих рисунках. Именно на них и стоит сделать акцент при выравнивании дома. Я подготовила для вас буклет с  алгоритмом беседы с ребенком, который поможет вам сформировать у него желание выполнить это задание (а также любую  Вашу просьбу).

                  Памятки


 

Родительское собрание «Особенности подросткового возраста»

Родительское собрание «Особенности подросткового возраста»

Направленность поиска на собственную личность, самоисследование, самоанализ

Направленность поиска на собственную личность, самоисследование, самоанализ

Конфликт опеки. О детях в такой семье излишне заботятся, опекают

Конфликт опеки. О детях в такой семье излишне заботятся, опекают

Ваша задача - визуально отразить на шкалах степень удовлетворения каждой потребности вами как родителя для вашего ребенка

Ваша задача - визуально отразить на шкалах степень удовлетворения каждой потребности вами как родителя для вашего ребенка

Родители морально позволяют себе грубости, унижения в адрес ребёнка, не соблюдаются личные границы ребенка

Родители морально позволяют себе грубости, унижения в адрес ребёнка, не соблюдаются личные границы ребенка

Посмотрите на вашу реальную конструкцию, вглядитесь в неё

Посмотрите на вашу реальную конструкцию, вглядитесь в неё
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2024