ЛОЖЬ
Это сообщение, состоящее в искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании сообщений, немедленная проверка, которых затруднительна
или невозможна.
к 11 годам ребенок знает: ложь бывает разная.
Например, можно уклоняться, увиливать и скрывать правду,
но бывает и невинная ложь, и такая ложь "не считается" ложью - например, если говоришь подруге, что тебе нравится ее новая прическа, даже если на деле это не так.
Психологи: причины детской лжи могут быть следующими:
- наличие у ребенка проблем, требующих решения;
- защита от стрессовых ситуаций;
- стремление привлечь к себе внимание или добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет;
- получить власть над окружающими;
- защитить что-то или кого-то значимого для себя . - страх;
Что такое ложь?
В первую очередь – защита слабого от сильного – от родителей, от учителей, от толпы
Если ребёнок начал врать, ищите причину вовне
Сначала проанализируйте свои
отношения с дочерью или сыном
Ложь ребёнка – это сигнал, который он посылает своим родителям. Ведь он не станет врать, если в его жизни всё в порядке. Очень важно понять, какая именно потребность стоит за его ложью.
Какая причина заставляет его врать?
Какую выгоду для себя он извлекает, когда врет?
Он лжет, защищаясь, или же он так нападает на вас?
Виды лжи, которые касаются нарушения взаимоотношений между детьми и родителями.
Страх наказания, осуждения.
Пожалуй, это основа основ возникновения обмана, как у детей, так и у взрослых. Чаще всего ребенок лжет, боясь осуждения и наказания со стороны родителей и других взрослых.
Например, дети опасаются, что их будут ругать за затянувшуюся прогулку, либо долгое
сидение за компьютером
и телевизором.
Наиболее частая ложь связана с отметками в школе. Что же делать? Необходимо кардинально менять систему воспитания. Чтобы заслужить доверие, важно быть для ребенка авторитетом, но никак не авторитарной личностью. Необходимо сменить строгость на сердечность. Уличили сына или дочь во лжи. Не спрашивайте: ―Почему ты врешь?, а задайте вопрос: ―Как получилось, что ты это совершил?‖, ―Давай вместе подумаем, чем тебе помочь?
Когда ребенок лжет, утаивая отметки, то к страху наказания здесь может добавляться боязнь несоответствия ожиданий родителей. Часто родители сами формируют у своего ребенка отношение к отметкам как к оценкам своих личностных качеств. Порой родители интересуются только отметками в дневнике, но не проявляют внимания к другим сферам жизни своего ребенка.
В результате ребенок соотносит свои оценки с самим собой. Ему кажется, что если он получит плохую отметку, то он сам нехороший.
Здесь нужно поменять методику общения со своим ребенком. Самый распространенный родительский вопрос: «Что у тебя в дневнике?»- следует заменить на простой вопрос: ― «Как у тебя дела? Что нового? Как настроение? С кем сегодня общался?» и т.п.
В таком случае дети понимают, что вам важны они сами, а не их оценки
и будут более откровенны.
2. Страх неприятных последствий, унижения.
Дети прибегают к помощи лжи, чтобы избежать неприятностей. Ложь как защита чаще встречается в семьях, где ребенка наказывают за малейший проступок и наказание по своей суровости несоизмеримо с тяжестью содеянного. Кстати, осознанно использовать ложь в качестве защиты ребенок учится именно у взрослых (в первую очередь у своих родителей).
Именно близкие подают ему пример так называемой невинной лжи, цель которой защитить себя от неприятных последствий.
Мама, которая не захотела пойти на родительское собрание, объясняет учителю в присутствии сына или дочери, что у нее болела голова.
Папа смотрит телепередачу
и просит сказать по телефону,
что его нет дома.
Бабушка жалуется знакомым, что вся семья болеет, поэтому они не придут в гости, хотя на самом деле им не хочется общаться с этими людьми. И так далее. Слегка приврав, немного исказив факты, мы стремимся избежать неприятных объяснений, выйти из затруднительного положения и вообще облегчить себе жизнь.
Наши дети видят это и
―мотают на ус.
3. Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь.
Например, на вопрос мамы: ―Как ты написал контрольную работу?, ребенок отвечает: ―Хорошо. Он знает, что в данном случае его отпустят гулять. Но маме известно от учителя, что ребенок не справился с работой, она начинает ругаться, кричать: ―Ты опять меня обманываешь?
Я знаю, что ты написал плохо!
Вместо этого нужно было прямо сказать, что вы знаете о его неудаче, что вы волнуетесь и думаете, как ему помочь. Др. пример: Ребенок стирает плохие отметки в дневнике, потому что папа пообещал пойти с ним в кино, если у него будут только четверки и пятерки. Ребенок обманывают, что сделали все
уроки, дабы можно быстрее
сесть за компьютер.
4. Ложь как стремление повысить свой социальный статус.
Необходимость обманывать ребенок испытывает из-за чувства ревности или соперничества, потребности в большем внимании и одобрении. Если родители слишком требовательны к нему, если ему все время дают понять, что он не оправдывает их ожиданий, то он начинает чувствовать себя неудачником, и пытается привлечь к себе внимание, повысить свою значимость всеми возможными способами, в том числе и ложью.
Отверженный ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. Это может быть шикарная машина у папы, суперсовременная игрушка у него самого, вымышленные истории о путешествиях. Но часто для этого требуются доказательства, и ребенок начинает выкручиваться, лгать все больше и больше, и, в конце концов, он запутывается окончательно. А когда обман раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих.
Ругать детей в данном случае бесполезно. Необходимо разъяснить, что личные качества человека гораздо важнее и значимее, чем достаток его родителей. Дети, кого родители считают неудачниками, учатся скрывать свои промахи и ошибки, приукрашивают информацию о себе. Ребенок теряет дневник с плохими отметками или рассказывает родителям, как его хвалили на уроке. На самом же деле это все было с его одноклассником.
5. Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь.
Это вид лжи встречается в случае чрезмерной опеки детей со стороны родителей, когда последние лишают ребенка права на приватность своего внутреннего мира. Даже маленький ребенок имеет право на секреты, на личную жизнь, на хранение чужих тайн. Ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства.
Взрослые сами часто провоцируют детей на ложь, осуществляя слишком жесткий контроль, ожидая слишком подробного отчета об их жизни, требуя рассказать нечто об их друзьях, например, выдать нарушителя дисциплины в классе. Настойчивость родителей в этом случае может привести к тому, что ребенок предпочтет промолчать о своих проблемах, чем запустить в свой мир взрослого.
Ребенок не рождается вруном!
Свой первый опыт неправды он получает от родителей:
«не кури», а сами курят
«скажи Ване, что меня нет дома», если маму приглашают к телефону
Обещают поездку в парк и «забывают» об этом
Что делать?
Если ложь раскрыта, прежде всего установите причину обмана, не нападайте на ребёнка сгоряча
Из всех мероприятий по воспитанию честности самое действенное – личный пример
Не начинайте разговор с обвинений и угроз
Что делать?
Не называйте ребёнка вруном при свидетелях, чаще ему проще следовать навешанным ярлыкам, чем поступать правильно
Старайтесь при ребёнке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным
Что делать?
Если вы случайно услышали, что ваш ребёнок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете, не разоблачайте его тут же, подождите подходящий момент и объясните, что его ложь выглядит смешно (ваш ребёнок обладает множеством качеств, которые заслуживают восхищения)
Избегайте физических наказаний! Ребёнок
всегда будет рассматривать ложь, как
средство избежать боли и унижений
Что делать?
Наказывая за ложь, не задевайте личность ребёнка (снижение самооценки формирует комплекс неудачника)
Если вы заметили, что подросток солгал, скажите ему: «Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?» Объясните, что вы чувствуете
Хвалите за то, что ребёнок говорит правду
Признаки того, что тебе врут
Старается не смотреть в глаза
Покашливает во время разговора
Переспрашивает и повторяет заданный тобою вопрос
Неосознанно прикасается к носу
Потирает глаз, подбородок или виски
Теребит ухо
Почесывает шею или оттягивает воротник
Говорит тише обычного
Тест «Список претензий»
1. Сын не вымыл после себя грязную посуду. Вы:
а) хватаетесь за ремень;
б) моете сами;
в) начинаете «читать мораль».
2. Дочь не заправила за собой постель и не убрала учебники со стола. Вы:
а) сбрасываете одеяло и учебники на пол;
б) все убираете сами;
в) проводите воспитательную беседу.
3. Сын разбросал свои вещи (одежду, обувь) по всей квартире. Вы:
а) начинаете все разбросанное пинать ногами;
б) все собираете сами;
в) объясняете, как вы вели себя в их годы.
4. Когда вы отдыхали, дочь включила музыку на всю мощь. Вы:
а) вырвали шнур из розетки;
б) заткнули уши;
в) объяснили, что так поступать неэтично.
5. Сын пришел домой за полночь, а вы не сомкнули глаз, ожидая его. Вы:
а) даете ему пощечину;
б) предлагаете поесть и скорее лечь спать;
в) объясняете, что в его возрасте так не поступают.
6. Вы – отец. Дочь не хочет делать работу, которую ей поручили сделать дома. Вы:
а) хватаете в руки шнур от утюга;
б) очень просите не подводить Вас;
в) звоните на работу жене и спрашиваете, что было ей поручено.
7. Сын в очередной раз устроил дома сборище друзей, пока вас не было дома. Вы:
а) всех вытолкали за порог;
б) тихо отсиделись на кухне;
в) поговорили с сыном с глазу на глаз.
8. Дочь взяла без разрешения вашу одежду (куртку, пальто, перчатки) и испачкала ее. Вы:
а) устроили скандал;
б) пошли стирать испачканную вещь;
в) объяснили, что это неэстетично и негигиенично.
9. Дочь на час «повисла на телефоне», ведет совершенно бездумные разговоры с подругами. Вы:
а) отключаете телефон;
б) покорно ждете;
в) объясняете предназначение телефона.
10. Сын «до упора» смотрит телевизор. Вы:
а) выключаете телевизор;
б) изредка подсаживаетесь и смотрите те же передачи;
в) объясняете вред длительного просмотра телепередач.
результаты теста
Если среди выбранных ответов преобладает а), то вы относитесь к деспотическому типу личности. Вам абсолютно неинтересна дальнейшая судьба ваших детей. Для вас важно, чтобы «сейчас все было хорошо». Вы не понимаете, что в результате такого обращения у ваших детей может развиться так называемый комплекс вины.
Постоянно опасаясь наказания или грубости с вашей стороны, они будут стараться избежать его любой ценой. Начнут лгать, хитрить, изворачиваться, приспосабливаться. Немного повзрослев, начнут на ваши «решительные» действия отвечать грубостью. Не исключено, что сможете ощутить и силу ответного удара. Тогда беда – вам уже никогда не пользоваться авторитетом.
Если преобладает вариант б), вы относитесь к безвольному типу. Вам кажется, что если вы никаких действий в отношении явных нарушений предпринимать не будете, то «все равно все само собой образуется». Вы сами формируете у своих детей ощущение полной вседозволенности и безнаказанности.
Помните, что ребенок честен со своими родителями, если:
не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;
уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;
знает, что его поддержат
в трудной ситуации,
помогут советом;
Помните, что ребенок честен со своими родителями, если:
знает, что в спорной ситуации вы примете его сторону;
твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливым и разумным;
между родителями и
детьми существует
доверие.
Рекомендации родителям.
1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно. Пример: ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании. Придя с работы, сразу уделите ребенку хотя бы 15 минут, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои теплые чувства ребенку.
2. Не предъявляйте ребенку требования, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
3. И дети, и взрослые лгут, когда чувствуют себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания и из страха, что их отвергнут. Пример: ребенок обманывает. Предложение:
родители должны понять, что
ребенок не родился лгуном,
а у него должны быть причины
для вранья.
4. Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение или гнев, то необязательно это должно выливаться в физическое наказание. Пример: «Меня ужасно раздражает, когда мой сын поет». Предложение: используйте те приемы релаксации, которые вы знаете
(глубокий вдох, счет до
десяти, расслабление
мышц).
5. Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физические наказания. Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще
не использовали.
1)Спортивно-игровые программ:- В поисках сокровищ- На индейской тропе- Форт боярд- Миссия выполнимаВ зависимости от программы ребята должны заработать, например тотемы, которые потом обменивают на кусочки карты и с её помощью найти приз (конфеты ).1.5ч. - 400р. с чел.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.