Родительское собрание «Поощрения и наказания. Две стороны одной медали»
Оценка 4.7

Родительское собрание «Поощрения и наказания. Две стороны одной медали»

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
классное руководство
23.01.2022
Родительское собрание «Поощрения и наказания. Две стороны одной медали»
Родительское собрание Поощрения и наказания.docx

Родительское собрание в 7 классе 

Тема «Поощрения и наказания. Две стороны одной медали»

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

Задачи:

1.   Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

2.   Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

3.   Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

4.   Специальные: оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

 

I. Подготовительный этап.

1.Подбор психолого- педагогической литературы.

2.Подготовка анкет для родителей.

        3.Проведение с детьми методики «Радости и огорчения».

Цель – выяснить ценностные ориентиры ребёнка.

Предлагается продолжить предложение:

                 Больше всего я радуюсь, когда…

                 Больше всего я огорчаюсь, когда…

4. Подготовка памятки для родителей.

 

1.                 Инициация  (психологический тренинг)

- Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Я надеюсь у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы мы почувствовали себя еще чуточку счастливее, ведь ничто не отдается так легко и не ценится так высоко как улыбка.

 

Повестка

1.     Беседа «Поощрения и наказания. Две стороны одной медали».

2.     Комплексная  безопасность на период зимних каникул.

3.     Успеваемость за 2 четверть.

4.     Новогодние подарки.

5.     Разное.

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание обсудить важные вопросы и поделится своим опытом.

Родительский труд – очень тяжелый труд. Это пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости.

 

2.                 Погружение в тему, формирование ожиданий участников (игра «Мы разные)

Упражнение для родителей «Снежинка»

Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

- сверните лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- снова сверните пополам

- оторвите правый верхний уголок

- еще раз сворачиваем лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете?

Вывод: все мы разные и дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Даже в одной семье дети разные.

 

- Но у нас есть много общего: мы живем с вами в одной стране, в одном поселке, ходим в одни и те же магазины и еще нас с вами, как родителей, объединяют одни и те же проблемы.

 

Общаясь со своими детьми каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них поощрение и наказание.

 

 Как сказал А. С. Макаренко «Наказание и поощрение – это две стороны  одной медали».

 

- Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? (один и тот же человек или явление может проявлять себя по-разному)

Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том надо ли наказывать детей? (обсуждение вопроса )

 

А как это происходит в вашей семье?

Перед вами лежат листочки, разделённые на две части. Предлагаю вам в течение трёх минут написать в одной из них как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете. На столе стоят весы. На одной чаше написано поощрение, а на другой – наказание. Я буду класть по одной монете за каждое поощрение, которое вы написали и за каждое наказание. Теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.

 

Проведение анкетирования среди родителей.

Анкета для родителей.

 

1.Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к детям? (Да, нет, иногда.)

3.Какие виды поощрений вы используете в воспитании? ( Похвала, одобрение, подарки.)

4.Наказываете ли детей физически? ( Да, нет, иногда.)

5.Положительно ли влияет избранная мера наказания? ( Да, нет, иногда.)

6.Доверяет  вам дочь или сын, делится ли с вами секретами? ( Да, нет, иногда.)

7.Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания подростка? ( Да, нет, иногда.)

8.Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт? ( Да, нет)

 

- Итак, мнения разошлись. Почему же возникает недоверие между детьми и родителями? Почему приходится прибегать к наказаниям?

 

 

Приглашаю вас посетить «Галерею судьбы», которая состоит из трех комнат: красный, белый, голубой. (слайд)

 

- Итак, добро пожаловать в красную комнату, комнату нашего прошлого. (сл.)

 

Давайте с вами вернемся в то беззаботное время, когда вы сами были детьми.

 - Скажите, какими хотели вас видеть ваши родители? (добрыми, отзывчивыми, честными, рассудительными и др.)

 - А что ваши родители делали для того, чтобы вы стали такими? (разные варианты: беседы, примеры, книги и др.)

 - Вызывали ли ваших родителей в школу по поводу вашего плохого поведения?

 - Как ваши родители реагировали на это? Наказывали вас?

 - Какие вопросы вам были интересны в детстве? Задавали ли вы их родителям?

 - Откуда вы получали ответы на свои вопросы?

- Благодарю за ответы.

 

 - Настала очередь посетить белую комнату, комнату нашего настоящего (сл.)

- Скажите, какими вам хочется видеть ваших детей? (добрыми, отзывчивыми, честными, рассудительными и др.)

 - А что вы для этого делаете? (беседы, примеры, книги и др.)

  - Как вы реагируете на жалобы учителей по поводу поведения, успеваемости детей? Наказываете?

 - Как вы думаете, какие вопросы интересуют ваших детей? Задают ли они вам эти вопросы?

 - Как вы думаете, где они берут ответы на эти вопросы?

- Благодарю.

 

 - И, наконец, я приглашаю вас в голубую комнату,  в  комнату нашего будущего. (сл.)

 - Как вы думаете, какими захотят видеть своих детей ваши дети?

 - А что они смогут для этого сделать?

А если этот вопрос немного перефразировать: А смогут ли они что-то для этого сделать?

Если сейчас они не всегда находят в своих родителях поддержки и совета в трудных для них ситуациях, если на провокационные детские вопросы мы, отмахиваясь от детей, говорим «мал или мала еще!»

Если под тяготой житейских проблем, занятости,  мы вымещаем свою злость на детях или, что еще страшнее, реагируем равнодушием на некоторые их просьбы и проблемы.

 

Так и возникает непонимание, это отражается на поведении наших детей, на успеваемости в школе  и, как результат - наши наказания.

 

        Наказание – это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недейственными. Конечно, наказание наказанию рознь.

В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится наказывать. Но как?

 

Белинский говорил: надо так воспитывать ребёнка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для ребёнка тяжёлым наказанием. Будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия.

 

- Что делать, когда одного взгляда мало?

 

Можно использовать словесное наказание

Наказания словом считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не выругался в его адрес. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до детей. В общем, просто из-за того, что не могут сдержаться.

Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей ответное озлобление, подавленность, разочарованность, порождают заниженную самооценку. Ведь взрослый является  для детей в детстве  огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина.

 

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

 

«Ты – высказывания»  - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате подросток чувствует, что он плохой, и обижается.

 

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо  «Ты – высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате», «Как ты посмел уйти в гости без моего согласия») в своей речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»).

 

Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда.

Но, применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если сына или дочь изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

 

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные детям обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова. Иначе их авторитет будет подорван. Другое дело, что можно отсрочить на некоторое время обещанное приобретение какой-либо вещи.

 

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям?

Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер советует родителям придерживаться одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

 

Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни подростка то, что для него особенно важно: игры с друзьями, любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр.   Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

 

Нельзя лишать детей прогулки, оставлять без обеда. Эффект такого наказания очень сомнителен, а ущерб для здоровья явный.

 

Для физических наказаний не может быть оправданий, они не допустимы ни в каких ситуациях. Ни в какой форме. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей беспомощности.

По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших братьях, сестрах, животных, иногда игрушках. А, став взрослыми, они сами начнут применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость. Кроме того страх перед наказанием может быть губительным для развития детей.

 

Чтобы подросток не оказывался слишком часто в положении провинившегося, надо предъявлять ему требования, для него посильные. Чем меньше «нельзя», окриков, одёргиваний без нужды, тем послушнее дети.

 И если вы всё-таки прибегли к наказанию, то помните:

-нельзя действовать под горячую руку;

-оскорблять, унижать человеческое достоинство;

-говорить, что дети неудачники;

-при любом наказании подросток должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остаётся без родительской любви;

-наказание должно быть соразмерно проступку;

-дети должны быть проинформированы о том, за какие проступки их наказывают и в какой форме, чтобы у них не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых;

-нельзя наказывать за то, что взрослые делают сами.

При любом наказании дети не должны быть лишены необходимого для жизни.

 

- А теперь поговорим о поощрениях.

 

- Как вы думаете, какой самый популярный вид поощрения?

 

Покупка какой – нибудь вещи – вот самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении детей хотя бы намёк на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

 

Надо ли поощрять успехи в учёбе? Надо! Но не отметку как таковую, а прилежание, старание, трудолюбие. Например: «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама.  «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец.

Поощрение подростка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем проявлять себя с хорошей стороны. Особенно важно поощрять детей за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе подросток оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты следует одобрить словами: «Ты стал совсем взрослым», или же «Какой ты молодец!» и т.д.

Существует  много способов выразить детям свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и похвала, и ласковое слово, и подарок. Не надо часто повторять одни и те же поощрения, потому что дети к ним привыкают и воспитательный момент снижается.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинированности. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

Не всегда и не всё нужно поощрять. То,  что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо за действительные, а не за мнимые заслуги и при этом учитывать индивидуальные особенности детей. Очень хотелось бы исключить из семейного обихода такой распространённый метод поощрения, как поощрение конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и много сладкого в рационе вредно.

 

И ещё одно правило – поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее. Подросток должен учиться  получать удовлетворение от самого труда, действия, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать детей всегда ожидать её.

О каких бы формах и методах поощрения мы не говорили, главное – это любовь мамы и папы к своим детям, их преданность, желание для дочерей и сыновей только добра и счастья.

Любите своих детей. Показывайте им свою любовь как можно чаще: хорошим словом, улыбкой, душевным разговором, объятием. Считается, что ежедневные объятия необходимы:

- 5 объятий – для выживания;

-10 – для поддержки;

-15 – для роста и развития ребёнка.

 

Спасибо за внимание. Желаю успехов в трудном деле воспитания детей!

 

Завтра новый день, и Вы должны сделать все,

чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

 

 

Анкета для учащихся.

 

1. Если ты провинился, как тебя наказывают дома? (Ругают, бьют, не разрешают гулять и т.д.)

2. Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители? (Хвалят, называют ласковыми словами, делают маленький подарок, не обращают внимание.)

3. Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам? (Да, нет, иногда).

4. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя сильно отругали? (Да, нет, иногда).

5. Хочется ли тебе сделать что - то ещё лучше, если тебя за это хвалят? ( Да, нет, иногда) .

6. Делишься ли ты секретами со своими родителями? ( Да, нет, иногда).

7. Больше всего я радуюсь, когда…

 

8.Больше всего я огорчаюсь, когда…

 

 

Анкета для родителей.

1.Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку? (Да, нет, иногда.)

3.Какие виды поощрений вы используете в воспитании? ( Похвала, одобрение, подарки.)

4.Наказываете ли ребёнка физически? ( Да, нет, иногда.)

5.Положительно ли влияет избранная мера наказания? ( Да, нет, иногда.)

6.Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами секретами? ( Да, нет, иногда.)

7.Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка? ( Да, нет, иногда.)

8.Существует ли ,с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт? ( Да, нет)

 

 

Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения детей.

2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Не спешите наказывать детей, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным).

5. Уважайте подростка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать дочери или сыну о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет подростку понять себя.

7. Требуйте от детей говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своих детей, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте детей, не льстите им. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

15. Наказание должно быть без унижения.

16. Если есть сомнение, наказывать или нет – не наказывайте!

17. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Не мешайте ребёнку начать всё сначала.

18. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

19. Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!! 

 


Родительское собрание в 7 классе

Родительское собрание в 7 классе

Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение

Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение

Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (

Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (

Если сейчас они не всегда находят в своих родителях поддержки и совета в трудных для них ситуациях, если на провокационные детские вопросы мы, отмахиваясь от…

Если сейчас они не всегда находят в своих родителях поддержки и совета в трудных для них ситуациях, если на провокационные детские вопросы мы, отмахиваясь от…

Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно

Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно

Жестокость порождает жестокость

Жестокость порождает жестокость

Не всегда и не всё нужно поощрять

Не всегда и не всё нужно поощрять

Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку? (Да, нет, иногда

Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку? (Да, нет, иногда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022