Родительское собрание « Привитие интереса к чтению»
Повестка:
На доске даны ключевые слова:
- интересная
- познавательная
- любимая
- заставляет мыслить и рассуждать
По данным словам родители пытаются понять, о чём идёт речь.
- Разгадав слово, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на сегодняшнем родительском собрании.( Версии родителей)
Актуальность темы. На сегодняшний день данная тема, действительно, актуальна. Перед нами стоит проблема: « Почему у наших детей не сформирован навык чтения? Почему так беден словарный запас? Почему речь не связна? Почему дети не могут передать словами свои мысли? Да только лишь потому, что для наших детей в нынешнее время основным источником общения стала не книга, а телевизор и компьютер. Поэтому на сегодняшнем собрании мы попытаемся разобраться в данном вопросе. Мы поможем вам и вашим детям найти те пути, чтобы у вашего ребенка возникло желание читать, появился интерес к чтению.
2.Основная часть.
В нравственном воспитании ребёнка книга играет исключительно важную роль. Значение хорошей книги в жизни человека велико. Она помогает разбираться нам в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать достоинство человека и правильней оценивать самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к Родине, к человеку. Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особенно велико значение литературы для детей. В книгах они найдут ответы на многие интересующие их вопросы. Книга знакомит ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному. О значении книги для человека писал М.Горький: « Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку, любите книгу – источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми…»
Как же организовать руководство чтением детей в семье, с чего начинать? Но к сожалению, родители часто устраняются от руководства детским чтением. Они считают, что, если ребёнок научился читать, пусть он сам и книги выбирает. По этому поводу я хочу привести слова Л.Т.Космодемьянской, мать Зои Космодемьянской: « Какое это удовольствие прийти в книжный магазин, познакомиться с тем, что лежит на прилавке… и возвратиться домой с аккуратно перевязанным тяжелым пакетом! День, когда наша этажерка украшалась новой книгой, был у нас праздничным, мы снова и снова заговаривали о своей покупке, читали новую книгу по очереди, а иногда по воскресеньям вечером и вслух!» Покупка детской книги должна действительно стать в семье праздником. Пусть все домашние прочитают название купленной книги, фамилию, имя автора, внимательно рассмотрят обложку. Полистайте книгу, разглядите иллюстрации, и пусть дети постараются определить о чем в книге пойдет речь.
Полезно создавать личную библиотеку школьника, постепенно пополняя её. Также следует определить не только место, где ребенок может спокойно читать, но и часы для чтения. Надо бережно охранять его право на чтение, не мешать ему, не отрывать без надобности. Необходимо установить и режим чтения книги. Недопустимо, если ребенок, придя из школы, сразу берется за книгу, вместо того, чтобы отдохнуть или погулять. Нередко дети читают в постели перед сном или днем, лёжа на диване. Это недопустимо, так как ухудшается зрение, нарушается нормальная продолжительность сна, портится и книга, которую перегибают и мнут. Необходимо помнить, что расстояние от текста книги до глаз для детей должно равняться 35-40 см. В книгах могут встретиться непонятные для ребенка слова и целые выражения; надо приучить ребенка спрашивать взрослых, что означает то или иное слово. Часто детям хочется поделиться со взрослыми мыслями о прочитанном. Нельзя отмахиваться от детей: « Не приставай.», « Не мешай». Это может привести к тому, что они перестанут делиться с родителями своими мыслями и интересами.
Однако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: « Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое- вот в чем главное дело». Поэтому очень полезно проводить беседу о прочитанной книге. Поговорить о данной книге, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями. Коллективное обсуждение прочитанного расширяет кругозор и даёт больше возможностей для самостоятельной творческой работы мысли. Хорошо будет, если чтение вслух и систематические беседы по прочитанному родители сделают семейной традицией. Одна мама рассказывает: « Если у нас дома новая интересная книга, сыновья готовят уроки по-деловому, не растягивая. Они знают – вечером будем читать вслух. После чая, когда вся семья в сборе, начинается чтение. Первым читает обычно тот, кто принёс книгу, а потом продолжают все по очереди. Часто возникают споры, связанные с содержанием книги. И не всегда сразу можно найти на них ответы. Такие вопросы откладываются до следующего чтения, причём отвечаем на них не только мы с мужем, но и сыновья.
А теперь приведем несколько приемов и методов, которые помогут вам, дорогие родители, привить интерес к чтению вашему ребенку.
Один из таких приемов мы только что привели – чтение вслух. Полезно проводить систематические чтения вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может выразительно читать. Такое чтение дает лучше понять содержание, понять красоту языка произведения. Дети вместе с героями радуются, смеются, плачут. Они живут их жизнью. Регулярное чтение развивает речь, увеличивает кругозор ребенка. Многие родители придают большое значение выразительному чтению, считая, что именно оно пробуждает любовь к литературе. Одна мама рассказывает: « Я много читала своему сыну и наблюдала, что те книги, которые ему читала вслух, он и его друзья с удовольствием потом перечитывали самостоятельно». Особенно нужно читать тем детям, которые мало и плохо читают, чтобы улучшить технику чтения. Полезно такие громкие чтения проводить систематически несколько раз в неделю: по субботам, воскресеньям и другим свободным вечерам.
Метод Кассиля.
Этот метод годится для ребенка, который уже читает достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинуто технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца ( матери, всех домашних) категорически «нет времени» на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе- строчку ты, две строчки я. И так далее.
Метод Искры Даунис (детского психолога).
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И поэтому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.
Метод неграмотной женщины.
Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски. Мать зарабатывала очень мало, питались чуть ли не одной картошкой. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда, - объясняла она сыну, - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери:
- Ты чего мама, плачешь?
- Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.
- Да, мама. Я буду ученым.
И так ежедневно. И каждый раз мальчик спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя не болели ручки. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Пристоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности – это уже отдельная история.
……………………………………………………………………..
Ребёнка важно не только научить читать, но, главное, понимать прочитанное, использовать добытое в книгах для познания окружающей действительности. Много надо приложить усилий, чтобы заставить ребёнка полюбить книгу, но сделать это необходимо.
Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте детям вслух, читайте вместе с ними хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
В добрый путь вам и вашим детям!
( Учитель знакомит с выставкой книг рекомендуемой литературы, которой можно пополнить свою домашнюю библиотеку).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.