Родительское собрание "Радость - средство воспитания"

  • docx
  • 25.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родительское собрание.docx

 

Родительское собрание «Радость - средство воспитания»

Цель: обосновать понятие «радость» как средство для успешного протекания воспитательного процесса.

Задачи:

- теоретически обосновать понятие «радость» и раскрыть психолого- педагогическую сущность принципа построения учебно- воспитательного процесса современной общеобразовательной школы;

- обосновать эффективность педагогической модели радостного сотрудничества в системе отношений «учитель – ученик - родитель»

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-2. Звучит фонограмма инструментальной музыки.

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть вас в нашем уютном классе. Сегодня наше собрание необычное мы проведем его за круглым столом, все вместе объединимся за одним общим творческим делом.

Слайд 3

Учитель: Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко. Которое станет эмблемой, символом нашего собрания. Передавая его, скажем друг другу что-то приятное –комплимент, ласковое слово. (Родители зажигают свечу и передают друг другу).

Слайды 4-6

Учитель: А теперь на минуту перенесемся в мир нашего детства. Ох, как мы любили получать сладости! Какое чувство вы испытывали, когда получали в детстве шоколадную конфету? (Чувство радости). Послушайте, как это чувство выразил в стихотворении Влад Амелин:

Мы все испытываем радость,
Порой, не зная от чего.
И чувство то душе приятно,
Она ликует от него.

Душа трепещет от волненья
В порыве нежности своей.
В избытке тонет наслажденья.
То чувство важно для людей.

Смеётся сердце, тело пляшет,
Из тела грусть навек уйдёт.
От радости вокруг всё скачет,
Всё тело пляшет и поёт.

И жизнь цветёт и расцветает,
Где радость есть, печали нет.
О чувстве каждый том мечтает,
И даже наш чудесный свет.

В том чувстве спрятана свобода,
Ты чувства этого держись.
Оно излечит в непогоду,
Ведь радость продлевает жизнь.

II Определение цели и задач собрания.

Учитель: Родительское собрание мы сегодня посвящаем одному из главных чувств человека – радости.

Создать атмосферу радости, познания есть педагогическая проблема. Во многом эта проблема решается в идеях гуманной педагогики. В трактате «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили определяет понятие «школа» как процесс становления, совершенствования. Восхождения души и духовности человека. Стержневым принципом образовательного процесса является развитие в ребенке творчества жизни и воспитание ее качества с помощью самой жизни. Задача педагога – увлечь детей радостью творческого познания.

Что такое радость? Как вести ребенка от радости к радости? Что такое культура радости?

Необходимость решения этой проблемы обусловила выбор темы «Радость»

 

Слайд 7

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему собранию я хотела бы взять слова                                 Ш.А. Амонашвили:

Радость – особая мудрость.

И пусть моя школа станет

Школой радости,

Школой взрастания духа…

Любовь воспитывается любовью.

Личность воспитывается Личностью.

Благородство воспитывается благородством.

III.  Размышления родителей о радости.

Учитель: Подумайте, что значит быть радостным, и запишите свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети.

Слайд 8

Учитель: Уважаемые родители я попрошу вас зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.

Слайд 9

Учитель: Представляю вашему вниманию притчу Ш.А. Амонашвили, известного педагога, доктора психологических наук, учителя от бога, педагога от сердца.

Притча «Дай жизнь своим берегам» Ш.А. Амонашвили

Вопросы родителям:

Какой мудрый совет дала райская птичка речке?

Как мудрец помог женщине разобраться в ее чувствах?

Учитель: Радость укрепляет силы, облегчает нам жизнь! Нужно дарить радость другим! Мы поняли, что радость есть особая Мудрость.

Слайды. 10- 11 Работа со словарями

Определение слова радость

Словарь С.И. Ожегова, словарь В.И. Даля, библейская энциклопедия.

IV Мини- лекция классного руководителя о радости.

         Учитель: Но что же на самом деле означает данный термин? Наши дети правильно понимают, что такое радость, но не всегда их поступки и поступки взрослых приносят им это чувство. И наша задача состоит в том, чтобы воспитать у них с раннего детства желание и умение совершать радостные поступки.

         Радость – понятие разностороннее.

         Слайд 12

         В жизни ребенка есть радость освоенного умения, нового знания, радость открытия,  достижения, эстетического впечатления, радость взаимопонимания, эмоционального контакта. Ребенок ежедневно, ежеминутно борется со своими ошибками, слабыми знаниями о жизни, со своим непониманием, неумением. Некоторым родителям кажется: ребенок больше всего радуется, когда ему что-то покупают. Но этой маленькой радостью не заполнишь той пустоты, которая образуется в душе, если нет радости победы над своими слабыми силами, радости преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, самостоятельного поступка. ребенок то и дело празднует свои маленькие и большие победы, терпит поражения. Если он хмурится, когда все смеются, если он зол и недисциплинирован – значит он страдает, страдает от неуспеха, непризнания. Дайте ему пережить успех, чтобы он не остановился, удручённый, а, преодолев трудную ступень, шел и шел дальше. Радость проявленной честности, смелости – все это необходимо ребенку для нормального развития. Его жизнь – нескончаемая череда побед и поражений, таких незаметных на наш взгляд и таких важных для него.

И горестей у детей много, но говорить о них они не любят. Никто не обижает детей так часто, как их родители. – своим невниманием, несправедливыми упреками, наказаниями, раздражительностью и не улыбчивостью. Ребенок долго носит в себе обиду, акцентирует на ней свое внимание , она становится эпицентром всех его мыслей и переживаний. Все это отбирает силы и энергию. Если вовремя не устранить обиды, то у ребенка может развиться состояние , которое психологи называют комплексом «несчастного сознания»  ребенок потеряет способность к полноценному переживанию радости, разучится получать удовольствие от жизни.

Сохранить присущую жизнерадостность – одно из важнейших условий развития у них стремления к творчеству. Жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел. А жизнерадостными их делает уверенность в том, что их любят, что они оправдывают надежды взрослых.

V. Размышление детей о радости

Учитель: Детям был задан вопрос: «Что в жизни вас радует больше всего?»

Послушайте, какое важное место чувство радости занимает в их жизни.

Видеозапись с высказываниями детей.

Учитель: Как бы ни была сложна жизнь семьи, рядом с ребенком находится хотя бы один человек, наделенный даром жизнелюбия. Счастливы дети, для которых таким человеком стала мама. Придет она в дом и расцветет в улыбке: встречайте, мама пришла!

Сама жизнь ребенка – как цветок, раскрывающий лепестки, как луч солнца. День его проходит в разнообразных занятиях, которые нам давно уже неизвестны. Ребенок весь обращен навстречу радости, всюду ищет ее и старается найти. Он весь в восторженном ожидании счастья.

Источник радости для ребенка – игра. Она вызывает прилив сил. Как блестят глаза, каким ярким румянцем покрываются щеки ребенка, когда он может все свободное время тратить на игру.

 

 Слайд 13.  Игра « Смешинки и слезинки»

Учитель: сейчас мы проведем с вами игру. Встаньте в круг лицом друг к другу и сложите ладони за спиной. Я обхожу круг и незаметно вкладываю в руки одного из вас смешинку(пушистый шарик), а в руки другого – слезинку (прозрачный камешек) . Тот, кому досталась смешинка, должен заразить всех в круге своим смехом. Тот, кто получил слезинку, должен опечалить  всех своим унылым видом или плачем.

Люди с каким чувством вам по душе?

Эллы Уиллер Уилкокс сказал: «Смейся – и с тобой вместе будет смеяться весь мир. Плачь – и ты будешь плакать в одиночестве»

 

VI. Подведение итогов

Учитель: Много мы сегодня говорили и размышляли о воспитании чувства радости в детях. Я думаю, что это собрание оставило след в вашей душе.

Раздаю родителям лист с напечатанными советами.

Слайд 14

 

Учитель: Уважаемые родители, я предлагаю вам продолжить фразу: «Сегодня я понял(а), ЧТО РАДОСТЬ … »

Радость необходима ребенку, как кислород. Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней источник развития. Для духовного роста радость необходима так же, как солнечный свет и воздух для физического развития

 

Слайд 15

Закончить собрание хотелось бы словами  Франкла Виктора: «В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться»