Родительское собрание в группе ОВЗ ДОУ №3, к.3
Педагог-психолог: Пшеничникова,В,Д
тема: «Растим любознательных»
Цели:
Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
План проведения:
Вступительная
часть собрания.
Решение педагогических ситуаций.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития
детей данной группы.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре должен быть любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша
тема – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению
слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же
сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный» – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
«Любопытство»: мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям
(праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей)
Хотелось
бы узнать ваше мнение Задаёт ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (Обсуждение
вопросов).
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1.
Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на
место пятилетнего ребенка.
2. Как, повашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в
вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то
недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что
он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не
знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
У вас
на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Прочитайте
внимательно материал.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из
них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему?
(обсуждение)
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:
Пушистая
вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете
ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Уважаемые
родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье
альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках,
аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно
больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Чтобы развивать любознательность эффективны игры на развитие эмоционального интеллекта ребёнка.
Например, предлагаю взять две баночки. К одной прикрепить карточку «Радость», а к другой «Грусть». Или просто нарисуйте эмоции на баночке. Расскажите малышу, что в эти баночки вы будете складывать радость и грусть. А это пуговицы. Мы будем их складывать в баночки. Если тебе будет радостно, то положи одну пуговицу в баночку радости. А если что-то заставило грустить, положи в баночку грусти. В конце дня посчитать пуговки вместе. И если в баночке грусти больше, подумайте с что сделать завтра, чтобы баночка радости оказалась полной. (Регулируем эмоцию). Постепенно добавляйте баночки с другими эмоциями.
Чем интересней и разнообразней будут ваши игры с ребёнком, тем гармоничней будет его встреча со взрослой жизнью. Игра доставляет детям очень много положительных эмоций, они очень любят, когда с ними играют взрослые. Не лишайте их этой радости, помните, что вы и сами были детьми. Поэтому сейчас я предлагаю немного отвлечься и поиграть.
Игра «Давайте познакомимся!»( По очереди передаём мячик и называть то, как вас называли родители в детстве)
Игра «Как ласково вы называете своего ребёнка»
Игра «Волшебный мешочек» ( Назвать положительное качество своего ребёнка в соответствии с предметом)
Подводя итг своего выступления , хочу сказать, играйте со своими детьми , проявляйте фантазию в занятиях и ними, наслаждайтесь совместно проведённым временем, задавайте друг другу вопросы, проводите досуг всей семьёй! Любви вам и терпения!
Приложение
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно
относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь
к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что
заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим
размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей
жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем
чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать:
«Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам
сможешь ответить на свой вопрос».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.