Родительское собрание «Специфика работы педагога-психолога в детском саду»

  • doc
  • 14.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала родит.собрание.doc

Родительское собрание «Специфика работы педагога-психолога в детском саду»

Здравствуйте,

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представляю выступление на тему:

«Специфика работы педагога-психолога в детском саду».

Работа педагога-психолога в детском саду имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог имеет возможность наблюдать детей не один год, в разных видах деятельности,

- игре,

- общение со сверстниками, взрослыми;

- получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.

Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основными обязанностями психолога является:

1. психологическое просвещение.

2. психологическая профилактика (своевременное предупреждение возможных нарушений психического здоровья детей)

3. психокоррекция (деятельность направленная на исправление особенностей психологического развития)

4. психодиагностика (подбор методического материала для индивидуально- психологических особенностей каждого ребенка)

5. психолого-педагогический консилиум (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка).

Основной целью психолога является:

Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Перед детским психологом стоят несколько задач:

1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;         

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

 4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психологическую помощь педагог- психолог оказывает: родителя, педагог, и главное – детям.

Направление в работе психолога с педагогами:

1. Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды.

2. Консультирование и просвещение педагогов.

3. Участие в педсоветах.

Направление в работе психолога с детьми:

1. Наблюдение и анализ адаптационных возможностей;

2. проведение диагностики нервно–психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста;

3. диагностика возрастных и индивидуальных особенностей по запросам родителей и воспитателей;

4. организация коррекционно-развивающей работы;

5. проведение развивающих занятий.

6. проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению;

И, конечно же, работа с Вами, родители:

1. Участие в тематических встречах.

2. Оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии.

3. Консультирование.

4. Изучение стиля семейного воспитания.

5. Участие в родительских собраниях.

Уважаемы родители!!! Каждый из Нас является психологом!

Думаю, что у всех есть свой любимый цвет, который может значить что-то позитивное или негативное для каждого из нас. Итак, давайте попробуем выяснить, что же на самом деле может рассказать ваш любимый цвет о вас.

Выберите наиболее приятный для Вас цвет……

Сейчас узнаем, что может рассказать Ваш любимый цвет…

И так, любитель.

Синего цвета: человек честный и правдивый. Искренний и внимательный,

Вы отличный друг. У вас мирная душа.

Любители Зеленого цвета: это любители природы.

Вам нравиться все, связанное с природой. Вы много времени проводите на открытом воздухе. Вы – везунчик. Спокойный, креативный и отлично понимаете жизнь. Обладатель целительной души.

Любители Розового цвета: добрые и заботливые

Любящий, красивый, чувствительный и очень щедрый человек. Цвет больше присущ женской половине, поэтому люди, чей любимый цвет – розовый, сильно связаны с женственной натурой.

Вы зачастую пренебрегаете своими потребностями, если вам есть о ком заботиться. Чтобы осознать свои желания, вам нужно время. У вас добрая душа.

Красный: уверенный и несдержанный

Энергия в вас бьет ключом.

Ваша красота говорит за вас. Другие люди считают вас отличным другом/приятелем. У вас увлеченная душа.

Коричневый: приземленный

Вы солидный и стабильный человек, твердо стоящий на земле. Надежны и очень организованы. Вы стараетесь не выделяться из толпы.

У вас практичная душа.

Желтый: вся жизнь в борьбе

Вы очень активный и деятельный человек, полны интереса к жизни.

Вы оптимист, и у вас много друзей. У вас игривая душа.

Черный: серьезный и таинственный

Вы очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек. Вы таинственны, ваша сущность тесно связана с вашей проницательной душой.

Вы работаете, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. Чтобы справиться с самыми сокровенными желаниями, вам нужно их осознать и принять. У вас душа искателя.

Оранжевый: теплый и энергичный

Вы энергичный и оптимистичный человек. Сердечность и дружелюбность помогают вам легко приобретать новых друзей. Ваша сильная и уверенная личность предпочитает соревнования.

Вы прилагаете максимум усилий, чтобы успешно добиваться поставленных целей, испытывая жизнь на прочность. В вас живет дух соперничества.

Белый: высокодуховный

Вы замкнутый, духовный и чистый душой человек, умеющий хорошо хранить свои или чужие секреты. Вы верите в высшую силу, и собственные представления о ней. Вы искренне любите и других людей. Ваша мудрость и чистота являются вдохновением для каждого. В вас живет дух познания.

Уважаемые родители!

Не смотря на то, что говорят нам: знаки зодиака, значение любимых цветов, различные диагностики…Мы сами строители своих судеб…. И только благодаря нашим совместным усилиям мы можем чего-то добиться.

Поэтому, родители, приглашаю Вас к сотрудничеству в деле воспитания наших детей.

Мой график работы…

Спасибо за внимание!

 

АНКЕТА

«ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».

Подчеркните свои ответы на вопросы анкеты:

1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

                                                Да.                  Нет.

2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?

Да, я часто так делаю.   Нет, я не вижу в этом необходимости.   Нет, но хотелось бы знать

мнение других.

3. Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

- Чем вас сегодня кормили?     - Что интересного было в детском саду?       - Что ты сегодня

натворил?

4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в

дошкольном учреждении?

Я много об этом читал, знаю многое.             Я мало что знаю об этом.                Не знаю

ничего.

5. Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой

для нервной системы ребенка?

Да, знаю.                      Знаю, но хотелось бы знать больше.                  Не знаю ничего.

6. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания

ему разумной помощи?

                                 Да, он необходим.                                   Нет.

7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации и наказание являются

неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?- 29

-

Да, это единственный способ воздействия на ребенка.       Да, но я избегаю этого.        Нет,

это неверно

ТЕСТ

КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?

Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в

скобках указывается количество баллов).

1. Сколько раз тебе повторять? (2)

2. Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. (1)

4. И в кого ты такой уродился?!  (2)

5. Какие у тебя замечательные друзья!  (1)

6. Ну на кого ты похож (а)!   (2)

7. Я в твои годы!..  (2)

8. Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)

9. Ну что за друзья у тебя!  (2)

10. О чём ты только думаешь!?   (2)

11. Какая (ой) ты у меня умница!  (1)

12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)

13. У всех дети как дети, а ты…  (2)

14. Какой  (ая) ты у меня сообразительный (ая)!   (1_

Оценка результатов:

5-7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он Вас искренне любит и уважает, Ваши

отношения способствуют становлению его личности.

8-10 баллов: У Вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его

проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие

подвержено влиянию случайных обстоятельств.

ТЕСТ

«КАКАЯ ВЫ МАМА?»

Если Вы хотите узнать, насколько Ваше представление о правильном воспитании

собственного малыша соотносится со стандартами, принятыми в психологии, то ответьте

на вопросы теста. Отвечать нужно «да» или «нет». Долго раздумывать не стоит.

1. Ваш ребенок – главное, что Вы имеете в жизни?

2. Родители ни при каких обстоятельствах не должны допускать, чтобы дети подмечали

их слабости и недостатки?

3. Главное, чему родители могут научить своих детей, – это слушаться?

4. Вы стараетесь, чтобы Ваш ребенок был лучше обеспечен, чем другие дети?

5. Если бы у Вас не было детей, Вы добились бы в жизни гораздо большего по сравнению

с тем, что имеете сейчас?

6. При мысли о том, что Ваш ребенок вырастет и Вы станете ему не нужны, у Вас

портится настроение?

7. Вы постоянно переживаете за здоровье своего ребенка?

8. Если бы у Вас не было детей, Ваше здоровье было бы гораздо лучше?

9. У Вас часто не хватает времени, чтобы провести его с ребенком: погулять, поиграть,

пообщаться?

10. Вы согласны с утверждением: чтобы ребенок стал человеком, нельзя оставлять

безнаказанным ни один его неблаговидный поступок?

11. Всегда ли лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители?- 30

-

12. Вашего ребенка ужасно тяжело заставить делать то, чего он не любит?

Подсчет баллов и результаты.

За каждый ответ «да» – 1  балл.

До 3 баллов – Вы идеальная мама: тонкая, любящая, понимающая. Вашему ребенку очень

хорошо и легко с Вами, ведь Вы – прирожденный психолог.

От 4 до 7 баллов – иногда Вашему чаду доставляет большое удовольствие общение с

Вами, а иногда ему приходится страдать от Ваших неверных педагогических

воздействий. Главное – верно определить, когда не стоит идти на поводу у малыша, а

когда строгость совершенно излишня.

От 8 до 12  баллов – повод бить тревогу и обратиться за помощью к психологу.

Необходимо менять свои установки на воспитание: думая, что Ваши действия принесут

ребенку пользу, Вы травмируете его психику.

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный группой

американских ученых. Тест был впервые опубликован в 1961 году и адаптирован Н.В.

Паниной  (1993).

Инструкция. В таблице приведены наиболее часто встречающиеся суждения

людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прочитайте, пожалуйста, каждое

суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого на каждой строке обведите

кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу.

№ Суждение Согласен Не

согласен

Не

знаю

1 Многое из того, что случилось в моей жизни,

превзошло мои ожидания

1 2 3

2 Жизнь несет мне больше разочарований, чем

большинству людей, которых я знаю

1 2 3

3 Сейчас для меня наступили самые мрачные

дни

1 2 3

4 Себе я пожелала бы больше счастья в жизни 1 2 3

5 Сейчас я почти так же счастлива, как и в

прежние годы

1 2 3

6 Мне приходится заниматься делами, которые

по большей части скучны и неинтересны

1 2 3

7 Сейчас я переживаю лучшие годы в моей

жизни

1 2 3

8 Я считаю, что в будущем меня ожидают

увлекательные дела

1 2 3

9 Как и прежде, я занимаюсь тем, что меня

привлекает

1 2 3

10 С годами я ощущаю все большую усталость от

жизни

1 2 3

11 Ощущение возраста не беспокоит меня 1 2 3

12 Когда я оглядываюсь на прожитые годы,

испытываю чувство удовлетворения

1 2 3- 31

-

13 Я ничего не стала бы изменять в своей жизни,

даже если бы представилась такая

возможность

1 2 3

14 Я наделала в своей жизни значительно больше

глупостей, чем, чем сверстники

1 2 3

15 Я выгляжу лучше, чем большинство

ровесников

1 2 3

16 У меня есть планы, которые я намерена

осуществить в ближайшее время

1 2 3

17 Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать,

что многое упустила в жизни

1 2 3

18 Я чаще, чем другие, нахожусь в подавленном

состоянии

1 2 3

19 От жизни я получила довольно много из того,

чего я ожидала.

1 2 3

20 Что ни говори, но с возрастом большинству

людей жить становится сложнее

1 2 3

Сумма баллов, подсчитанная с помощью

«ключа»

Ключ. Ответы на вопросы с номерами 1,5,7,8,9,11,12,13,15,16,19 оцениваются

следующим образом: за ответ «согласен» – 2 бала, «не согласен» – 0 баллов, «не знаю» – 1

балл.

Ответы на вопросы с номерами 2,3,4,6,10,14,17,18,20 оцениваются так: за ответ

«согласен» – 0 баллов, «не согласен» – 2 балла, «не знаю» – 1 балл.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и

будет индексом жизненной удовлетворенности. Чем выше индекс, тем выше степень

удовлетворенности человека жизнью. Если суммарный балл превышает 24 – у Вас все в

порядке. Если суммарный балл в диапазоне от 20 до 24 – Вам есть о чем подумать и понять

причины самочувствия и проблем во взаимоотношениях с окружающими. Если Ваш

суммарный балл меньше 20, необходимо активно заняться собой.

Типичные профили родительского отношения к ребенку

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения

Благоприятные

семьи

Понимающие Родители хорошо знают своего ребенка, реально

оценивают его самого и его поступки, адекватно и

гибко реагируют на различные ситуации, способны

встать на позицию ребенка, принять его точку

зрения, диалогичны, понимают и  принимают

ребенка таким, каков он есть. Чувствительны к

потребностям ребенка, часто говорят о нем,

переживают вместе с ним, способны защищать его

в любых ситуациях.

Покровительсвующие Родители хорошо знают своего ребенка, реально

оценивают его самого и его поступки, адекватно

реагируют на них. Однако в общении занимают

позицию старшего, не принимают диалог, считают- 32

-

свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать

больше, чаще заботятся о внешних результатах и

фактах, чем о причинах и переживаниях.

Эмоциональное отношение к ребенку выражено

слабо, часто такие родители заняты решением

своих проблем. Однако их дети хорошо одеты,

ухожены и научены поведению, принятому в

обществе.

Неблагоприятн

ые семьи

Подавляющие Отличаются наибольшей степенью эмоционального

отвержения ребенка, большим количеством

запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо

знают ребенка, но обычно не могут предсказать его

поведение в различных ситуациях. Отношения

отличаются напряженностью и носят

переменчивый, неустойчивый характер.

Тревожные Родители этой группы отличаются повышенной

тревожностью, неуверенностью, в реальности они

плохо знают своих детей, чувствительны по

отношению к ним, но не уверены в правильности

своего поведения и поэтому порой жестоки к

ребенку. Отношения характеризуются

противоречивостью (амбивалентностью).

Отстраненные Родительская позиция крайне негибкая, жесткая;

полное отсутствие диалогичности в отношениях с

ребенком, повышенные ожидания и требования на

фоне значительной ориентации на ребенка и

большой привязанности к нему.

Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребенка, не

желают вникать в его проблемы, уделять ему

внимание, замечать изменения. В эмоциональных

отношениях преобладает элемент отвержения.

Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для

них. Плохо знают своих детей, но при этом их

представления о ребенке достаточно адекватны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/esli_rebenok_chasto_ustraivaet_isteriki/1.jpg?rand=81566882037526

 

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/garmoniya_obscheniya/1.jpg?rand=178567827556360

 

 

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/garmoniya_obscheniya/3.jpg?rand=120543657239990

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/garmoniya_obscheniya/4.jpg?rand=158627258943887

 

 

 

 

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/podgotovka_detei_k_shkole/330026694634_07-feb.-12-00.02.jpg?rand=44985716636881

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/podgotovka_detei_k_shkole/330026694634_09-feb.-12-00.03.jpg?rand=19008976180042

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/podgotovka_detei_k_shkole/330026694634_10-feb.-12-00.04.jpg?rand=99379312679256

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/pozvolte_rebenku_oshibatsya/330026694634_61e4073fc60c.jpg?rand=55771203221944

http://iulyaplatonowa.narod.ru/papki-peredvizhki/pozvolte_rebenku_oshibatsya/330026694634_b4a39ba46c72.jpg?rand=18469938165079

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кактус» 
                графическая методика М.А. Панфиловой 

Тест проводится с детьми с 4-х лет. 
 

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. 

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь! 

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
 
1. Кактус домашний или дикий?
 
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
 
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
 
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
 
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
 

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: 
-пространственное положение 
-размер рисунка 
-характеристики линий 
-сила нажима на карандаш 

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. 
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим 
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа 
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа 
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм 
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса 
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов 
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии 
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм 
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов 
Интровертированность - изображен только один кактус 
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса 
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

 

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду 


Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.

Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду проходит в два этапа и начинается с наблюдений за поведением детей в группе.

На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки.

Путем наблюдения определяется количество детей в группе, имеющих два типа эмоциональных проявлений, условно обозначенных как повышенный и пониженный эмоциональный тонус.

Примерные характеристики детей с повышенным эмоциональным тонусом:
Возбужден
Подвижен (бегает, возится)
Движения хаотичные, иногда судорожные
С трудом успокаивается
Любит громко разговаривать
Часто кричит
Выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию
Часто меняет замысел игры
Мешает другим детям во время игры, другой деятельности
Легко отвлекается
Проявляет забывчивость
Постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу
Проявляет интерес к разговорам взрослых

Примерные характеристики детей с пониженным эмоциональным тонусом:
Пассивен, апатичен
Малоподвижен
С трудом успокаивается
Часто расстраивается, плачет по незначительному поводу
Капризничает
Избегает контактировать со сверстниками и взрослыми
Соглашается на второстепенные роли
Не интересуется деятельностью других детей и взрослых
Самоустраняется от обращения к взрослому
Иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых
Лжет из боязни
Проявляет большую тревожность при расставании с мамой

На основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами выявляется количество детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом, а также складываются представления об эмоциональном равновесии в группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам. Число детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом не должно превышать 15% - 25% от общего числа детей группы (от 4 до 6 детей в группе из 25 человек).

Полученные данные помогут составить общее представление об особенностях эмоциональных проявлений детей, однако по наличию или отсутствию большого или малого количества детей обоих типов эмоциональных проявлений нельзя составить объективную картину эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада.

На втором этапе обследования проводятся индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы:
Ты любишь ходить в детский сад?
Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
Вы дружите в группе?
Вы часто ссоритесь?
Тебе хорошо сегодня в группе?

Каждый утвердительный ответ оценивается в 2 балла, каждый отрицательный ответ в 1 балл. Соответственно, максимальное количество баллов, которое может быть у одного ребенка – 10, а минимальное – 5. Если больше половины детей группы по результатам беседы набрали максимальное количество баллов – эта информация принимается как свидетельство позитивных тенденций в эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада.

Продолжением этой работы является проведение серии индивидуальных экспериментов с детьми по типу «Проективных ситуаций». Ребенок в процессе общения со взрослым должен завершить рассказ, начатый взрослым. Взрослый обращается к ребенку со следующими словами: «Мне интересно было бы с тобой поиграть. Мы будем рассказывать истории вдвоем. Я начну рассказывать, а ты продолжишь мой рассказ. Только говорить нужно быстро, долго не задумываться. Таково правило игры. Сколько же историй мы успеем с тобой рассказать?»

Затем ребенку предлагается серия проективных ситуаций, в которых имя ребенка совпадает с именем действующего персонажа. Все рассказы носят нейтральный характер. В процессе общения взрослый интонационно поддерживает интерес ребенка к деятельности.

Примеры проективных ситуаций:

1… должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и вышел его рассказать. Что было потом?

2… играет со своим другом (подругой) в группе. Его позвала к себе воспитатель. Что было потом?

3… ест завтрак. Больше не хочется. Что было потом?

4… рисовал и испачкал стол красками. Что было потом?

Окончания рассказов, которые дает ребенок, могут носить нейтральный, отрицательный и положительный характер. Желательно как можно более объективно определить характер окончания рассказа.

По результатам обследования необходимо посчитать количество детей в группе, у которых все окончания рассказов носили отрицательный характер. Если количество детей с такими результатами составит 50% и более процентов от общего числа опрошенных детей, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

На втором этапе обследования детям предлагают набор картинок с изображениями различных ситуаций. В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. На картинках: женщина с ребенком идут по улице; дети играют в группе детского сада; дети играют на улице; ребенок сидит за столом и ест. Во время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Так же как в эксперименте по проективным ситуациям, если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй, рассказанных детям, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе детского сада.

 

 

 

 

 

Тесты для обследования детей 4-7 лет (индивидуальная психодиагностика)

 

 

повод для обращения

тестовые методики

Не слушается.
Плохо себя ведет дома.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)
ПТО (исследование отношений к значимым людям)

Не общается со сверстниками.
Проблемы общения со взрослыми.
Застенчивый.

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).
ПТО (исследование отношений к значимым людям)
Цветовая проективная социометрия
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Страхи.
Всего боится.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Агрессивный, дерется.

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Не усидчивый.

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

 

Тесты для обследования детей 7-11 лет (индивидуальная психодиагностика)

 

 

повод для обращения

тестовые методики

Плохо учится.
Проблемы в учебе.

ШТУР
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)
ПТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы поведения дома.
Проблемы в отношениях с родителями.

ПТО (отношение к значимым людям)
Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы поведения в школе.
Проблемы в отношениях с учителями.

Цветовая проективная социометрия
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)
ПТО (отношение к учителям, к учебным предметам)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Цветовая проективная социометрия
Проективный тест школьной тревожности
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

 

 

Тест «Красивый рисунок»

(придуман психологами Л.А. Венгером, Г. А. Цукерманом)

 Как и остальные графические методики, “Красивый рисунок” очень простой и охотно выполняется детками. Возрастные рамки почти не ограничены в том плане, когда ребенок уже может понять инструкцию “Нарисуй самый красивый рисунок. Все, что ты захочешь.” и пробовал ранее рисовать разными карандашами.
 

При проведении теста не нужно высказывать поясняющие и уточняющие само задание реплики. Вы усаживаете ребенка в удобное положение за столом, даете ему белый лист бумаги форматом А4 (если повернет по горизонтали – не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов  и даете инструкцию.

Особенность этой методики состоит в том, что вам нужно постараться расположить своего малыша к выполнению. Пусть тон ваших слов будет теплым и ласковым. Если отказывается или говорит: “Я не умею…”, ободрите его: “У тебя все получится!”.
 

Внимательно понаблюдайте, в какой последовательности берутся карандаши, с каким цветом ребенок работал в начале, а какими он закончил рисунок. Ведь во время рисования настроение может меняться. Чтобы не забыть – пометьте себе незаметно на листке это чередование.

Теперь сама интерпретация на тест “Красивый рисунок”.

·                                 Если ребенок чаще всего использует темные тона (сочетание черного с коричневым, и синим, и фиолетовым), это может говорить о:сниженном настроении,депрессивном или субдепрессивном внутреннем состоянии.

·                                 Если все количество многообразных цветовых решений сводится лишь к одному-двум цветам, причем чаще присутствует простой карандаш, если цветовая гамма рисунка бедная, штрихи еле заметны и яркость отсутствует, скорее всего, у вашего ребенка:снижение настроения,общее утомление или ослабленность на фоне текущей или недавней болезни,эмоциональное истощение после стресса,понижение общего уровня активности,легкие депрессивные признаки поведения.

·                                 Ваш ребенок рисует карандашами очень мягких и светлых оттенков, комбинируя их и сочетая с другими карандашами, близкими по цветовой гамме? У него может быть:высокая чувствительность к окружающему его эмоциональному фону (ребенок остро реагирует на любые события и подолгу их “пережевывает” в себе),повышенная тревожность,неуверенность в самом себе.

·                                 Если в подборе цветовой гаммы наблюдается повышенная яркость, резкая контрастность, бросающаяся в глаза, линии и штрихи выполнены с сильным нажимом, возможно, ребенок ощущает:высокую эмоциональную напряженность,повышенную тревожность,стресс (использование ярко-красных и темно-красных карандашей приблизительно 70-90% над остальными цветовыми оттенками),агрессивность и конфликтность с кем-либо.

 

Подобные чувства проявляются чаще всего как в ответ на что-то неприятное, произошедшее ранее с ребенком (обидели в садике, подрался с кем-то, не понят папой или мамой и т.д.), то есть, всегда имеется причина, вызванная психотравмирующей ситуацией.

·                                 Если в рисунке преобладают чистые и яркие цвета в разумном сочетании, без выраженного преобладании какого-то одного цвета над другим, если нажим карандаша умеренный, а использование темных оттенков оправдано для подчеркивания общей контрастности (например, обведенные черным колеса машины), можно говорить о:благоприятном психоэмоциональном состоянии ребенка,устойчивости к стрессу,хорошем творческом развитии в соответствии с возрастом.

 

Хорошо бы посмотреть и общее поведение ребенка во время выполнения теста “Красивый рисунок”. Есть ли интерес к заданию, воодушевление, отдельные реплики ребенка: “А теперь я нарисую вот эту собаку..”, “А это будет домик для девочки…”, “Это дождь… все мокро…” и т.п. Отмечайте, как ребенок выбирает сюжет (пусть даже самый простой) и удовлетворен ли он своим результатом?

 

После окончания поговорите со своим сыном или дочкой. Обязательно похвалите их старания и ненавязчиво расспросите про то, что он рисовал. Из последующего диалога с вашими уточняющими вопросами (не переборщите, чтобы это не выглядело как пристрастный допрос) вы сможете узнать о текущем психологическом состоянии вашего ребенка очень многое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика исследования мотивации учения

 у первоклассников

 

 

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

·                                 А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

·                                 С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

·                                 С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

                                           Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор

 

 

 

 

 

 

II выбор

 

 

 

 

 

 

III выбор

 

 

 

 

 

 

Контрольный
выбор

 

 

 

 

 

 

·                                 Внешний мотив - 0 баллов;

·                                 учебный мотив – 5 баллов;

·                                 позиционный мотив - 3 балла;

·                                 социальный мотив – 4 балла;

·                                 отметка - 2 балла;

·                                 игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.