Родительское собрание. Тема: «Родительская любовь. Стили семейного воспитания»

  • pdf
  • 18.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родительское собрание. 2А ноябрь.pdf

Протокол родительского собрания от 20.11.2024 года. Родительское собрание во 2 «А» классе Тема: «Родительская любовь. Стили семейного воспитания»

 

Присутствовали: классный руководитель,  родители – 30 человек.

Отсутствовали: родители – 1 человек.

 

Форма проведения: очно Цель: 

1.     Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.

2.     Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком. 

Задачи:

Задачи:

-информировать родителей о существующих стилях воспитания;

-показать родителям важность и значимость семейного воспитания; -способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;

-содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;

- организовать творческое и активное участие родителей в работе группы; - помочь родителям  определить  свой  стиль воспитания детей в семье;

-дать практические рекомендации по воспитанию детей.

 

Ход родительского собрания Приветствие. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема «Стили семейного воспитания» активно обсуждается в педагогической литературе. Но родители, не всегда задумываются о том, как надо воспитывать и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Одни родители считают, что только путем применения различных методов наказания можно вырастить настоящего человека. Другие, наоборот, чрезмерно заботятся и опекают ребенка от всевозможных проблем, следят за каждым его шагом, наивно полагая, что правильно воспитывают. Как добиться, чтобы воспитание было правильным и целесообразным?

В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля воспитания.   

Авторитарный: (автократический, диктат, доминирование); характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. 

Демократический: (авторитетный, гармоничный стиль, сотрудничество);  предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. 

 Либеральный  (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.  

 Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие); с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению. 

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля.

Название стиля воспитания

Действия родителей

Поведение детей

Авторитарный

Характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые.

Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Демократический

Предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований).

Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. 

 

Либеральный

Предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не

регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и

 

направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений.

творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.  

 

Попустительский стиль

С низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей.

Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению. 

 

Лучший вариант- демократический стиль воспитания.

Пути изменения и корректировки стилей: опираться на демократический стиль.

Есть ли у Вас вопросы? Понятно ли Вам какой стиль воспитания преобладает в вашей семье?

 

Выводы:

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче. Все вопросы о разногласиях в воспитании ребёнка обсуждать в его отсутствии. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, поэтому стиль родительского воспитания запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи.