Протокол родительского собрания от 20.11.2024 года. Родительское собрание во 2 «А» классе Тема: «Родительская любовь. Стили семейного воспитания»
Присутствовали: классный руководитель, родители – 30 человек.
Отсутствовали: родители – 1 человек.
Форма проведения: очно Цель:
1. Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.
2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.
Задачи:
Задачи:
-информировать родителей о существующих стилях воспитания;
-показать родителям важность и значимость семейного воспитания; -способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями;
-содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
- организовать творческое и активное участие родителей в работе группы; - помочь родителям определить свой стиль воспитания детей в семье;
-дать практические рекомендации по воспитанию детей.
Ход родительского собрания Приветствие. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема «Стили семейного воспитания» активно обсуждается в педагогической литературе. Но родители, не всегда задумываются о том, как надо воспитывать и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Одни родители считают, что только путем применения различных методов наказания можно вырастить настоящего человека. Другие, наоборот, чрезмерно заботятся и опекают ребенка от всевозможных проблем, следят за каждым его шагом, наивно полагая, что правильно воспитывают. Как добиться, чтобы воспитание было правильным и целесообразным?
В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля воспитания.
Авторитарный: (автократический, диктат, доминирование); характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Демократический: (авторитетный, гармоничный стиль, сотрудничество); предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие); с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.
Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля.
Название стиля воспитания |
Действия родителей |
Поведение детей |
Авторитарный |
Характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. |
Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. |
Демократический |
Предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). |
Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
|
Либеральный |
Предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее |
Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и |
|
направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. |
творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
|
Попустительский стиль |
С низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. |
Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
|
Лучший вариант- демократический стиль воспитания.
Пути изменения и корректировки стилей: опираться на демократический стиль.
Есть ли у Вас вопросы? Понятно ли Вам какой стиль воспитания преобладает в вашей семье?
Выводы:
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче. Все вопросы о разногласиях в воспитании ребёнка обсуждать в его отсутствии. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, поэтому стиль родительского воспитания запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.