Родительское собрание. Тема: "Школьные трудности".
Оценка 4.6

Родительское собрание. Тема: "Школьные трудности".

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
22.08.2022
Родительское собрание. Тема: "Школьные трудности".
Родительское собрание Школьные трудности..docx

Родительское собрание «Школьные трудности».

Оформление доски.

Цитаты:

·  “Уважай текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной собственной жизнью” (Я Корчак)

·  “На силе ребенка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью” (Аркин)

·  “Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем” (А.Грин)

Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, - это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.

Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, какие хотели бы получить и родители.

Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок - интеллектуальных, эмоциональных, физических.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное - готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей?

Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки.

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожалению, желания родителей не столь уж часто совпадают с возможностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетерпимы, хотя оправдывают это «благими намерениями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, крики, выяснение отношений, наказания - всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и создаёт новые проблемы.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Вы часто слышите «Не хочу делать уроки» и это на самом деле, ведь учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно развивает навыки самостоятельной работы. У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется.

Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. Особенно полезен индивидуальный подход гиперактивным или слишком тревожным детям.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку.

Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

Усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может «заучить» ошибку. Но избегайте слов «ты делаешь не так», «это неправильно».

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание.

Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя все получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно», «Хорошо», «Молодей, ты меня радуешь» - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения

Для начала надо усвоить, что цель - это не отметка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию.Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок – это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого.

Памятка для родителей «Домашнее задание»

Основные проблемы:

-ученик не умеет самостоятельно работать с учебниками, справочниками, не умеет организовывать свою работу, правильно оценивать ее, обнаруживать в ней ошибки и своевременно исправлять их;

-школьник считает предмет трудным (здесь может быть причина и субъективного характера : ученик потерял веру в свои силы и данный предмет представляется ему недоступным, поэтому учащийся и не проявляет необходимых усилий для его усвоения);

- непосильность домашнего задания, связанная или с недостаточной подготовкой ученика в классе, или с большим объемом заданий и т.п.;

-ученик затрудняется связать содержания материала, сообщенного учителем на уроке, с текстом учебника;

-школьник не умеет распределить свое время и установить оптимальный темп работы над домашними  заданиями;

-неблагоприятные бытовые условия.

-родители выполняют за детей домашнее задания;

-плохое выполнение домашнего задания;

-непонимание как выполнять домашнее задание;

Основные правила:

1.                     Четко вспомни и проверь по записям в тетради, какие необходимо выполнить действия, и какого нужно достичь результата.

2.                     Вспомни содержание материала, изложенного учителем, советы по выполнению задачи, найди в учебнике, которые нужно применить, посмотри в тетради образцы работы, проделанной в классе на уроке.

3.                     Представь, как исполнять задания.

4.                     Если это задача или упражнение, то найди в них общее с выполненными на уроке, проанализируй условия, составь план решения, осуществи его.

5.                     Если задан текст (для изучения или заучивания), то читай его внимательно, старайся во всем разобраться, сопоставляй с рисунками, схемами, чертежами, пользуйся словарем, приводи свои примеры.

6.                     Читая текст, старайся сначала запомнить главное. Для этого выдели основные мысли, дели текст на части и составь план.

7.                     То, что трудно запоминается (даты, определения, имена, формулы, названия) - выпиши на поля тетради или в отдельную тетрадь. Заучивай, вспоминая их место в тексте.

8.                     Обязательно проверь, достиг ли ты нужного результата.

9.                     Если это была задача или упражнение, то проверь результат решения.

10.                 Если усваивал текст, то закрой книгу, представь основные мысли и части прочитанного, передай их, проверь результат запоминания.

11.                 Когда контроль показал, что задание выполнить не удалось, то нужно повторить работу, выискивая недостатки.

12.                 Если не удалось решить задачу, снова проанализируй условия, уточни связь между тем, что дано, и тем, что требуется, составь план решения и вновь выполни его.

13.                 Если не запомнил текст, то читай его еще раз, обращая внимание на основные мысли, их связь, их место в тексте. Повторяй текст по частям, а затем полностью.

14.                 Если вам задали написать сочинение - вспомни как писать сочинение правильно. Напиши план сочинения. Придумай вступление, основную часть и заключение. Учитывай правила русского языка и не пиши с ошибками.

Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?

Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия.

Родителям следует запомнить несколько правил:

Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.

Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).

Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.

По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.

Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам  время для прогулки для школьников младших классов  - 3,0 – 3,5 ч.

В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».

Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и  нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.

Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище.

Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

Памятка для родителей

Приучите выполнять домашние задания в одно и то же время.

Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.

Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это прежде всего необходимо ему самому.

Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).

Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но все-таки лучше тебе обратиться завтра к учителю».

Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю.

Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.

Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребенок одной чертой аккуратно зачеркивает. А сверху пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный воспитательный эффект.

Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т.  д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.

Памятки по русскому языку как готовить домашнее задание?

Работу начинай с работы над ошибками.

Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

Прочитай задания упражнения.

Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.

Выполни упражнение письменно. Обязательно проверь свою работу.

Правила списывания предложения или текста.

Прочитай предложение, текст.

Подумай, понимаешь ли ты то, что будешь писать.

Прочитай внимательно каждое предложение. Запомни, как пишется каждое слово.

Списывай частями или целыми предложениями.

Проверь, правильно ли ты списал.

Проверка безударной гласной в корне слова.

Поставь в слове ударение.

Подбери несколько родственных слов.

Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.

Подбери проверочное слово.

Проверь свою работу.

Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна ита же гласная.

Правила списывания.

Прочитай весь текст.

Прочитай первое предложение, посчитай в нем слова.

Проговори предложение, не глядя в текст.

Прочитай еще раз и запомни написание слов.

Напиши предложение, диктуя себе слова по слогам.

Прочитай, что написал.

Сравни с написанным в книге.

Памятка по чтению

Посмотри, кто автор статьи.

Внимательно прочитай статью, рассказ.

Отметь слова, смысл которых нужно пояснить.

Подумай, какова основная мысль текста.

Чему учит.

Ответь на вопросы в конце текста.

Составь план.

Подготовь пересказ текста.

Назови действующих лиц.

Что ты узнал о герое прочитанного произведения?

Как составить план рассказа?

Прочитай рассказ, наметь его части.

Раздели рассказ на части.

Прочитай первую часть, озаглавь её.

Ту же работу проделай по другим частям.

Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, поможет ли он вспомнить содержание текста).

Заучивание стихов.

Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясни все непонятные слова и выражения.

Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить мелодию, ритм.

Прочитай стихотворение в третий раз громко и выразительно.

Через две минуты повтори стихотворение 2-3 раза по памяти при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.

Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.

Перед сном еще раз повтори стихи.

Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Заучивание большого текста

Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по четверостишьям, по смысловым отрывкам.

Выучи первый отрывок.

Выучи второй отрывок.

Повтори первый и второй отрывки вместе6.

Выучи третий отрывок.

Расскажи по памяти все стихотворение.

Работа над задачей

Прочитай внимательно задачу.

Повтори условие и вопрос задачи.

Кратко запиши задачу (сделай рисунок или чертеж)

Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи.

Составь план решения задачи (устно).

Запиши решение с пояснением.

Проверь решение.

Мы проводим много времени на работе, кажется главное для нас ребёнка накормить, одеть, создать определённые блага, а времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в детской душе у нас нет. Или делаем это на бегу, второпях. И ребёнок, чтобы не расстраивать нас на вопрос «Как дела?» - отвечает «Нормально». А что такое нормально? Нормально для кого? Для нас? Для него сейчас? Для его будущего?

Отложите дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым – его нужно семь раз в течение дня погладить по головке, обнять, похлопать по плечу, ободрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить «я люблю тебя»

Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий с обучающимися каждого типа

1. Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми

Создайте ситуацию комфорта и успешности;

Не создавайте эмоциональных проблем;

Будьте сдержанным со своим ребенком;

Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;

Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;

Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.

Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;

Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;

Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;

Не наказывайте за медленный темп работы;

Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;

Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;

Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.

2.Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:

 Создайте ситуацию комфорта и успешности;

 Не создавайте эмоциональных проблем;

Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;

Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;

При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;

Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;

Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;

 Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;

 Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;

Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Правила для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;

работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;

начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);

необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;

во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;

начинать занятия следует с игровых упражнений;

в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.

Перечислим основные направления в воспитании детей родителями

1. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает

Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни. Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба:

Я прошу тебя, сделай, пожалуйста...Я хочу, чтобы ты мне помог...

У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать...

Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Главное, подбодрить: «Видишь, как хорошо у тебя получается. Еще немножко поучишься – и совсем все будет прекрасно. Ты мой помощник» или «Я тебе покажу, как это сделать лучше. Ты все правильно делаешь. Просто вот так будет еще лучше. Попробуй».

Это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: «У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю», – у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него.

2. Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца

Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: «Почему ты не делаешь уроки?» В ответ можно услышать все что угодно:

Я устал. У меня ничего не получается. По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю. Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели

Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче.

Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать: «Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу» или «Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки».

Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное – нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь.

Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай

У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь. Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить.

Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять. Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться. Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет.

Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда.

Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи: «Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю».

После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое.

3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка

Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом:

Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя.

Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе.

Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться.

4. Не запугивайте ребенка

Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять.

Или наоборот: Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки.

Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе. Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

5. Не ругайте ребенка за плохие отметки

Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся. Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это «двойку». Бесполезно его ругать. Его ли в этом вина? Если вы не доверяете ему укладывать свои вещи и все время проверяете, все ли он взял, значит, это ваше упущение, вы плохо проверили. Если же он это делает сам, значит, у него недостаточно развито чувство ответственности. В этом опять же виноваты родители, которые не привили ему это чувство.

Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать.

6. Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость

Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него:

Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю

Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением

Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова.

Чаще всего это все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, уже не остается времени на уроки.

Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится.

Очень полезно беседовать с ним как с равным, как бы советуясь. Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание.

Если он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!

7. Хвалите ребенка, если он этого заслужил

Показывайте своему ребенку, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям. Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить.

Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

Советы по поддержке ребенка в учебной деятельности.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

НЕ переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему - либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться.

Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Советы родителям «психотерапия неуспеваемости» (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождает Эхо: «не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Итак, ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.

Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.

Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением.

Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: психологу, логопеду, окулисту.

Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.

Любите своих детей!

А как вы понимаете словосочетание «любить детей»?

Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись и обняли.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей;

Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка;

Оказывайте ребенку разумную помощь;

Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка.

“Действие фраз родителей на ребенка”.«Ребенок-статуя»

(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).

1 фраза:

“Перестань глазеть” – (завязать родителю глаза)

2 фраза:

“Закрой свои уши” – (завязать уши)

3 фраза:

“Закрой рот” – (завязать рот)

4 фраза:

“Убери руки”– (связать руки)

5 фраза:

“Стой смирно”– (связать ноги)

6 фраза:

“Перестань реветь”– (перевязать живот)


После всего мы продолжаем “воспитывать” своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.

В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).Вопрос: Что развязать следующим?(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)

Рефлексия: Что вы чувствовали. Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.

Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).

Практическое задание родителям «Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Чтобы освоить навык поддержки, необходимо, чтобы родители знали об одном важном принципе общения – безусловном принятии ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть!


 

Скачано с www.znanio.ru

Родительское собрание «Школьные трудности»

Родительское собрание «Школьные трудности»

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери

Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний

Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний

Основные правила: 1.

Основные правила: 1.

Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается…

Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается…

Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т

Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т

Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т

Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т

Перед сном еще раз повтори стихи

Перед сном еще раз повтори стихи

Не создавайте эмоциональных проблем;

Не создавайте эмоциональных проблем;

Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы

Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы

Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время

Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время

Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители

Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение

Измените отношение к своему ребенку

Измените отношение к своему ребенку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022