Трофимова Елена Николаевна
– классный руководитель 5 класса
Родительское собрание
Тема собрания: Адаптация пятиклассников в классе и в школе.
“Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…”
Д.Уэбстер
Цели собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников в классе и к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников в классе и к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Анализ результативности учебной деятельности учащихся за I полугодие.
5. Разное.
Форма проведения: круглый стол.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Окончена начальная школа, и наши дети переходят в среднее звено - важный момент в жизни школьника. Здесь у них начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от Вас. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность
адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и
общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила,
ориентироваться в новых ситуациях.
В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее,
потому что:
Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации.
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку. Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.
Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.
Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра». Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.
Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики.
Сравнительный анализ результативности учебной деятельности учащихся на конец года 4 класс и за полгода в 5 классе 2021 года.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Сейчас я предлагаю вам сравнить на практике, чем отличается жизнь учащегося начальной школы от учащегося среднего звена, а сделаем мы это с помощью психологической игры «Экзамен для родителей».
Игра «Экзамен для родителей»
(Родителям учащихся пятых классов предлагается ответить на несколько вопросов)
1.
Как Вы думаете, сколько учебных предметов изучал ваш ребёнок в четвертом
классе?
2. А
сколько учебных предметов он изучается сейчас в пятом классе?
3.
Вспомните, пожалуйста, сколько педагогов было у вашего ребёнка в четвертом
классе?
4. А
сколько учителей-предметников обучает его сейчас?
5. Самое
наибольшее количество уроков в день в четвертом классе?
6.
Вспомните, пожалуйста, учебные дни недели, которые являются самыми трудными и
напряжёнными у вашего ребенка в пятом классе?
Вот вам наглядный пример, как изменилась жизнь ваших детей при переходе в среднее звено. А сейчас я предлагаю вам определить с помощью теста, есть ли у вашего ребенка проблемы на этапе социальной адаптации к новым условиям обучения.
Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.
Притча Мудреца
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».
РИЛОЖЕНИЕ 1.
Рекомендации для родителей.
Воодушевляйте ваших детей на рассказы
о своих школьных делах.
Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как дела в школе?» или «Как прошел
день в школе?» Старайтесь каждую неделю выбирать время для беседы со своим
ребенком о его школьных делах.
Старайтесь запоминать имена сверстников, детали и события, о которых ребенок
рассказывает вам, старайтесь использовать их в дальнейшем для начала подобных
бесед о школе. Обязательно старайтесь спрашивать ребенка о делах в классе, его
педагогах и одноклассниках, школьных предметах.
Старайтесь регулярно беседовать с
преподавателями вашего ребенка о его поведении, успеваемости и,
конечно же, о его взаимоотношениях с одноклассниками.
Обязательно побеседуйте с классным руководителем, если чувствуете, что вы не
знаете о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особого повода для
беспокойства, консультируйтесь у классного руководителя не реже, чем раз в
месяц.
Помогайте вашему ребенку выполнять
домашние задания,
но ни в коем случае не выполняйте их сами. Установите специальное время вместе
с ребенком, когда вы будете выполнять домашние задания, и обязательно следите
за их выполнением. Это поможет вашему ребенку сформировать хорошую привычку к
обучению. Если ваш ребенок при выполнении домашнего задания обращается к вам за
помощью, помогите ему, но, подчеркиваю, не выполняйте вместо него.
Особенные усилия следует
прилагать для поддержания спокойной и стабильной атмосферы в вашем доме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.