Родительское собрание: «Привитие интереса к семейному чтению»
(собрание в начальных классах)
Цели:
- популяризация семейного чтения ,
- повышение педагогической компетентности родителей в плане семейного чтения ,
- привлечение родителей к процессу семейного чтения .
Перед проведением собрания проводится анкетирование родителей:
· Читали ли Вам родители в детстве?
· Какую книгу Вы больше всего любили в детстве?
· Прочитали ли Вы её своему ребёнку?
· Читаете ли Вы сейчас своему ребенку?
· Какую книгу предпочитает он?
· Любите ли Вы читать «для души»?
Ход собрания:
I.Собрание начинается с прослушивания отрывка из рассказа Юрия
Яковлева «Мама»:
Закрой глаза , прислушайся . И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой
знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь
взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза ,
мамины руки.
Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала,
что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя
на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить…
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя
видеть и открывать мир…»
II. Дорогие родители! Не случайно мы начали нашу встречу с этих прекрасных трогательных слов. Сейчас каждый из Вас вспомнил голос своей мамы. В Вашей душе всю жизнь будут звучать именно маминым голосом лучшие сказки, детские стихи. Каждый раз открывая книгу со своим малышом Вы вспоминаете, как когда делали это вместе со своей мамой.
Традиции семейного чтения стала угасать в наших семьях. Мы стараемся
включить мультики ребенку или посмотреть вместе с ним детский фильм. Даже
традиционное чтение сказок на ночь стало редкостью. Мы ссылаемся на
загруженность, на современный ритм жизни. С этим можно соглашаться
и не соглашаться, но сегодняшняя ситуация в России характеризуется
специалистами как кризис чтения, в частности, семейного чтения.
Семья – начало всех начал. Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки,
лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой
больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.
Книги расширяют кругозор детей, учат мыслить, развивают речь, память,
воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой
природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости.
Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали
сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились,
радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая
красоту и смысл слов.
Родители читают малышу книжку не только для того, чтобы развивать и позабавить
его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание –
великое дело: им решается участь человека. С малых лет хорошие книги внушают
ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.
Поэтому берите себе в помощники для воспитания Пушкина и Андерсена, Лермонтова
и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих,
но талантливых и благородных.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение
не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка
будет пустой», — к такому выводу пришел талантливый педагог XX века В. А.
Сухомлинский.
Как говорил К. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.
Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески емких заданий.
Значимость семейного чтения обуславливается рядом
факторов:
- Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным
рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в
мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания
человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до
того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура
формируются на основе слушания и говорения.
- Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой,
пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие
потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего
детства.
- Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной
речью Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания,
зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.
- Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом
чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и
предпочтения будущих читателей.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги.
Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет
передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово
удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для
восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения,
наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев
художественных произведений.
- Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших
детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся
внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди
меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций
передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность
наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
- Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по
мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без
чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Тема детского чтения тесно связана с главной заботой родителей об образовании детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентно способности на рынке труда в будущем. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Несколько советов:
-
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в
учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу
собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и
взрослыми, которые любят читать.
- Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его
угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев,
продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
- Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не
упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для
школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в
сознании ребенка.
- Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время,
поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш
взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и
зла, предложите ему хорошую книгу.
- Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль – помогите ребенку. Приобретите на эту тему пособия, каких сейчас много в книжных магазинах.
- Побуждайте своих детей читать программную литературу
до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в
ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на
вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе
ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение
к нему.
- Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и
понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его
самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте
его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит
часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это
согреет его сердце.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Если продолжить аналогию с просмотром телевизионных программ, то можно смело утверждать, что телевизор не даёт нам возможности творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра тоже, но, если сравнить — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора не сопоставимы.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
После анализа ответов Ваших детей о семейном чтении, хочу сказать, что они ещё очень хотят слышать чтение дома. Не упустите эту возможность. Занимаясь вечером домашними делами попросите ребенка почитать для Вас то, что ему хочется, а не только домашнее задание.
III. Осмысление итогов собрания
1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!Закончить мне бы хотелось притчей «Всё в твоих руках»
Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Помните совет Мастера! Всё в Ваших родительских руках!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.