Тема: «Подготовка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ к выбору курса ОРКСЭ
Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание в 4 «А» классе слабослышащего отделения школы-интерната №15 I, II вида
Присутствующие родители:
1. Классный руководитель – Моисеева Раиса Ивановна – председатель.
2. Воспитатель – Чечегова Татьяна Александровна – секретарь.
Дата проведения собрания: 20.12.2013 года
Цель родительского собрания:
Ознакомление родителей с характеристиками курса о светской этике, через приобщение к православной русской культуре.
Задачи родительского собрания:
1. Образовательные: познакомить родителей с особенностями курса, включающим духовное просвещение детей.
2. Воспитательные: помочь родителям понять, что данный курс направлен на эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание каждого ребёнка.
3. Информационные: предложить родителям Интернет-источники, в которых излагается дополнительный материал, предлагаются практические приёмы работы с детьми по развитию интереса к наследию Российского Отечества и Православия.
4. Специальные: оказать психологическую помощь родителям, столкнувшимися с проблемой выбора курса для собственного ребёнка;
5. Приобщение детей к православной русской культуре.
План родительского собрания:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы. Анкетирование.
3. Психологическая разминка.
4. Освещение характеристики курса.
5. Система оценки.
6. Видео часть (презентация 19 слайдов).
7. Итог собрания. Рекомендации родителям учащихся. Советы родителям. Анкета для заполнения в домашних условиях. Раздача карточек для родителей с различными типами акцентуаций психологических особенностей детей.
8. Самоанализ проведённого мероприятия.
Ход родительского собрания
I. Организационный момент
Родители, под классическую музыку Брамса «Венгерский танец №1», занимают места в классе. Класс оформлен русскими народными пословицами, фотографиями детей, творческими работами.
§ Не учись до старости, а учись до смерти.
§ Без терпенья нет ученья.
§ Перо пишет, а ум водит.
§ Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
§ Без муки нет и науки.
§ Золото добывают из земли, а знания – из книги.
§ Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
§ Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
II. Сообщение темы. Анкетирование
Уважаемые родители, хочу напомнить Вам, что 2013 год объявлен Годом семьи и благополучия детей. Помните об этом. Итак, тема нашего родительского собрания: «Особенности развития младшего школьника с нарушениями слуха»
Хочу начать своё выступление с характеристики семейного воспитания. Ведь до того, как ребёнок переступит порог школы, он получает в семье ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс воспитания, процесс социализации, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщении его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребёнка являются нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль.
Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающим людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребёнок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами, уважительным отношением между членами семьи, у детей активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.
Семья играет особую роль в воспитании ребёнка, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Сложности и проблемы в семье – нормальное жизненное явление. Миф о том, что в семье всё может быть благополучно, развеивается. Фундаментальный факт психологии: человек столь же нуждается в отрицательных эмоциях, столь и в положительных, – осмысливается уже многими людьми. Проблемы у родителей возникают, от этого никуда не деться.
Среди наиболее острых личностных проблем отмечаются усталость, психическое и физическое перенапряжение. Тревога в связи со снижением безопасности жизни, рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности.
Для грамотного их решения требуется освоение новых человековедческих знаний, развитие умений и навыков, способствующих личностному росту. Русские народные пословицы говорят: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», «Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь».
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, был грамотным, знающим человеком. Как помочь ребёнку? Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои воспитательные методы, послушать об особенностях развития личностной сферы младших школьников, узнать характеристику класса, как проходит адаптационный период, какую систему оценок я использую.
Учитель: Сейчас я попрошу Вас заполнить анкеты, ответить на тестовые вопросы.
Анкета «Родители о своём ребенке»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. С кем из взрослых в семье Ваш ребёнок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?
2. Как Ваш ребёнок реагирует на похвалу и на наказание?
3. Как Вы поощряете своего ребёнка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
4. Как Ваш ребёнок реагирует на порицание?
5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?
6. С кем дружит Ваш ребенок?
7. Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребёнка?
8. Как Ваш ребёнок предпочитает проводить свободное время? Составляете ли Вы «Программу досуга»?
9. К каким видам деятельности Ваш ребёнок проявляет интересы, склонности?
10. Что хотели бы Вы сообщить о своем ребёнке?
Тест: «Какие вы родители?»
1. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли дети Вашей работой?
4. Знаете ли Вы друзей своих детей?
5. Бывают ли друзья Вашего ребенка у вас дома?
6. Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников Вы были вместе с ними?
10. Бываете ли Вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театрах?
11. Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
12. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
13.Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14.Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту:
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла. Подсчитайте очки.
Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.
Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношение с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно сделать.
При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.
Учитель: Благодарю за Вас за работу (сбор анкет для анализа).
III. Психологическая разминка
Чтобы перейти к следующему пункту нашего плана, предлагаю Вам психологическую разминку.
Упражнение 1. «Неформальное общение». Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребёнка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идёт ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребёнка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.
Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Если похвала направлена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач, то поддержка направлена на признание промежуточных результатов и личностного вклада в их достижение, тем самым способствуя повышению самоуважения ребенка и взрослого.
IV. Особенности развития личностной сферы младших школьников
Уважаемые родители, в преддверии Новогоднего праздника на родительском собрании мы поговорим о тех изменениях, которые происходят с Вашими детьми в период диапазона среднего детства. Поговорим об особенностях развития, я дам характеристику класса, скажу об адаптации, оценочной системе.
Итак, когда мы говорим о развитии человека, то, прежде всего, имеем в виду три области развития: физическую, когнитивную и психологическую. Младший школьный возраст – это особенный период в жизни ребёнка. Вы должны знать, что ведущей деятельностью для младшего школьника становится учебная деятельность, которая определяется как деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством.
Ваши дети переступили порог школы, учебная деятельность ещё не сформирована, её нет, она формируется последовательно, включает несколько аспектов:
1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить;
2. Учебное действие – это то, что ваши дети должны сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемых предметов;
3. Действие контроля – это указание на то, что младший школьник может контролировать свои действия.
Следует различать педагогическую, психологическую и физиологическую готовность к школьному обучению.
Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребёнка, т.е. как ребёнок владеет самыми элементарными школьными навыками, к примеру, такими: знание букв, цифр, умение читать, писать и считать. Ваши дети владеют данными навыками, но этого недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность. Помните, у детей вторично страдает речевая деятельность, поэтому всем нам надо помнить об этом, прикладывать максимум усилий для развития речевой деятельности. Думаю, все со мной согласны.
Гораздо большее значение для успешного школьного старта имеет психологическая готовность. Уважаемые родители, основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой. При этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение» может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. В теории психологического развития ребёнка Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которое определяется тем, что ребёнок может достичь в сотрудничестве с взрослыми. То, что сегодня является «зоной ближайшего развития», завтра станет уровнем его актуального развития. Обучать по Л.С. Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в «зоне ближайшего развития». Именно это ребёнок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и его состоянием здоровья. Физиологическое развитие ребёнка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности.
V. Характеристика класса
Количественный состав обучающихся в 1 «А» классе: 4 девочки и 4 мальчика. Все обучающиеся имеют нарушения в работе слухового анализатора.
Класс по количественному составу является небольшим, потому в нём отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на помощь, выручку. В основном дети проживают в Томске, 1 ребёнок – Багаева Екатерина живёт в г. Асино.
В классе присутствует ярко выраженные лидеры – Куликовская Елизавета, Андреев Кирилл. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети – Александрова Виктория, девочка не посещала детский сад, в школу поступила из семьи. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
В классе постепенно формируются обычаи и традиции: дни рождения, чаепитие, праздники, участие в конкурсах и т.д., которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.
VI. Адаптационный период
Адаптационный период проходил мягко. Дети чувствовали себя комфортно, уютно, безболезненно прошли стадию формирования классного коллектива, поэтому уже владеют навыками выполнения коллективных дел. Во время прогулки играют вместе, никого не отвергая. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Иванова Валерия, которая иногда становится объектом неприязни некоторых учеников: Роберта и Лизы. Школьники переживают удачи и неудачи каждого ученика, болеют друг за друга.
Все ребята относятся к учёбе положительно. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует возрастным особенностям детей с ОВЗ. В первом классе оценочная система (в виде баллов) отсутствует, но я применяю
Каждый понедельник дети присутствуют на общешкольной линейке, поэтому всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Ваши дети, не смотря на то, что они только приступили к учёбе, активно принимают участие в общешкольных мероприятиях. Посещают изостудию в Центре дополнительного образования, шесть учеников занимается футболом. Кириллу и Артёму не рекомендовано, по показаниям врача.
VII. Система оценки
Обучение в первом классе не предполагает оценивать деятельность детей по бальной системе.
Используемая в школе-интернате система оценки ориентирована на стимулирование обучающихся, на стремление к объективному самоконтролю, на личностные достижения и индивидуальный прогресс ребёнка:
ü не скуплюсь на похвалу, даже за самый минимальный успех
(словесная оценка в эмоциональной форме активизирует детей к успеху: «Молодец!» «Отлично!» «Умница!» «Хорошо выполнил!» «Спасибо! Тебя было интересно слушать»);
ü побуждаю радоваться за успех товарища, призываю к оказанию помощи, если возникает речевая неудача;
ü нахожу малый островок успешности и акцентирую на этом внимание ребёнка;
ü ставлю только конкретные цели
(слабослышащий ребёнок не в состоянии удерживать многоступенчатые инструкции, он работает пошагово);
ü оценивание провожу с помощью игры «Светофор»:
(красный – я всё понял, сделаю сам, зелёный – я не всё понял, я не уверен, что сделаю, жёлтый – я не понял, мне нужна помощь);
При оценивании личностного прогресса каждого ученика, вместе с Вами реализую в рамках накопительной системы такую методику как Портфолио ребёнка. У каждого ученика есть Портфолио, где заключены документы, подтверждения успехов в школьных мероприятиях и за её пределами. Это помогает ребёнку оценить свои возможности, способности и в дальнейшем их реализовывать.
Составление Портфолио способствует формированию у воспитанников культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
VIII. Видео часть
Уважаемые родители, предлагаю Вам для просмотра презентационный материал. Это определённый срез работы, где представлена жизнедеятельность класса. Если по ходу просмотра у Вас возникнут вопросы, задавайте, я с удовольствием отвечу (свободный просмотр презентации «Мы теперь ученики»19 слайдов, комментарии по ходу просмотра, ответы на вопросы от родителей).
IX. Итог собрания. Рекомендации родителям учащихся
Уважаемые родители, за время обучения (со 2-ого сентября по 20-ое декабря 2013 года) особенности характера каждого ребёнка для меня стали отчётливо различимы, они проявлялись в поведении и поступках Ваших детей. У каждого ребёнка есть положительные и отрицательные стороны, если вы лучше узнаете эти особенности, они помогут найти индивидуальный подход к своему ребёнку, а это будет способствовать снижению конфликтности не только в семье, но и в классном коллективе. Это поможет Вам лучше понимать своих детей, больше уделять им внимания. Дети все разные, психологические особенности и типы акцентуаций тоже сильно различаются. Я приготовила для Вас карточки.
(Каждый родитель получает карточки с рекомендациями)
В каждой карточке указан сайт, на который Вы можете выйти, более информационно и глубоко ознакомиться с материалом. Если у кого-то из Вас возникнут вопросы, мы их решим в индивидуальном порядке.
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов. Я очень надеюсь, что на основании Ваших ответов я могу оказать вам педагогическую и психологическую поддержку. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
Ф.И.О.____________________________________________
1. Считаете ли Вы свои знания о Православии достаточными?
1. Да 2. Нет 3. Не вполне.
2. Из каких источников Вы получаете информацию о духовном просвещении?
- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
- специальные книги;
- беседы с друзьями и знакомыми;
- беседы с педагогами.
3. Назовите самую важную, на Ваш взгляд, проблему в воспитании:
- взаимное непонимание детей и взрослых;
- бездуховность, безнравственность;
- лень;
- половое воспитание;
- затрудняюсь.
4. Хотели бы Вы, чтобы в учреждении у детей формировали интерес к Православной истории нашего народа?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В чьей помощи Вы нуждаетесь наиболее остро?
- психолога;
- педагога;
- врача;
- классного руководителя;
- затрудняюсь.
6. Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка - семья или школа?
- безусловно, семья;
- в большой мере семья;
- в равной степени и семья, и школа;
- школа, так как ребёнок проводит большую часть времени;
- затрудняюсь.
7. В какой форме школа может помочь Вам в решении Ваших проблем?
- лекциями о духовно-нравственном воспитании;
- специальными практическими занятиями;
- ведение курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- информацией об особенностях развития моего ребенка;
-затрудняюсь.
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
XI. Самоанализ проведённого родительского собрания
«Особенности развития младшего школьника с нарушениями слуха»
20 декабря 2013 года состоялось родительское собрание по теме: «Особенности развития младшего школьника с нарушениями слуха» в 1 «А» классе. Оно прошло в плановом режиме.
При подготовке к родительскому собранию была проведена предварительная работа: изучен и подобран материал из дистанционного курса лекций повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и других источников; найдены пословицы об учении, знаниях; заготовлены плакаты; перед собранием – классная комната нарядно оформлена, родителям представлен демонстрационный, наглядный материал (творческие работы детей).
Активность родителей была достаточно высокая, все с удовольствием принимали участие в различных заданиях, их обсуждении. На собрании были реализованы поставленные цели и задачи. У некоторых родителей возникли вопросы при заполнении анкет, со своей стороны я оказала им посильную помощь и поддержку. Всем родителям понравилась психологическая разминка, в особенности чувствовать себя в роли детей. Было видно, что эта тема им близка, интересна, в тоже время многие посмотрели на себя со стороны, глазами ребёнка. На данном родительском собрании поставила актуальный вопрос о роли семьи в воспитании детей, о внутрисемейных отношениях, о сложностях и проблемах в семье, о том, что именно семья играет огромную роль в воспитании детей.
Собрание построила таким образом, что в результате родители получили помощь не только в определении проблемы взаимоотношений со своим ребёнком, но разработали стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери. А главное, они получили определённые знания по психологическим особенностям развития детей, которые в дальнейшем помогут выстраивать адекватные взаимоотношения, требования к своим детям. Цели данного собрания соответствовали его результату. Собрание поделено на несколько информационных блоков, каждый из блоков был освещён, доведён до родителей, отразился в презентационном материале.
Использование на собрании различных форм работы (опрос, словесный портрет, обсуждение, совместное творчество – разминка) позволили мне решить поставленные цели, а родителям понять психологические особенности развития ребёнка младшего школьного возраста.
На собрании создала все необходимые условия.
1. Представлено учебно-материальное – оборудование.
2. Созданы условия для морально-психологического настоя, психологической поддержки, положительного эмоционального климата.
3. Произведены влажная уборка, гигиеническое проветривание.
4. Организована психологическая разминка.
5. Эстетические – красочное, наглядное оформление класса, классическая музыка, презентация, наглядно-демонстрационный материал для психологического, положительного эмоционального настроя родителей.
Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».
Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.
Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, "умными очами". Как говорили в старину, "Отверзь умные очи". Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».
Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».
– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?
– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>
…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.
– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?
– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>
Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.
Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>
…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>
В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>
…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.
– Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?
– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>
Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.
<…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.
– Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?
– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.
– Родители, да?
– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.
– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?
– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.
Для тех, кто в силу жизненных обстоятельств далек от школьной темы: с этого (2012/13) учебного года в 4 классе средней школы (последнем, по нынешней системе, классе начального образования) введен обязательный годовой курс "Основ религиозных культур и светской этики (Основ духовно-нравственной культуры народов России)". Курс не предусматривает итогового экзамена и даже, кажется, не выставляются четвертные оценки по предмету. Прежде, с апреля 2010 года, этот курс опробовался в 19 регионах страны – результаты опробования, как видно, были признаны удовлетворительными, и экспериментальное через полтора года стало рутинным.
Особенностью данного курса является его вариативность: в соответствии с заранее сделанным родительским выбором, школьники должны обучаться по одному из следующих модулей:
Выбор – индивидуален и каждый имеет право на любой модуль. По всем шести изданы и бесплатно выдаются учебники (о них ниже) – некоторые существуют даже в различных авторских вариантах.
Официально декларируются культурологические, а не вероучительные цели обучения – "развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним". Вести предмет должны не служители культа, а специальным образом подготовленные и лицензированные школьные преподаватели.
fom.ru/obshchestvo/10996
http://www.e-reading.co.uk/bookreader.php/151452/_nehudlit_-_Osnovy_svetskoii_etiki_%28uchebnik_4-5_klass%29.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.