разработка родительского собрания по итогам адаптации пятиклассников. содержит анкету для учащихся и родителей с целью выявления уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено. также содержит памятку для родителей о том что нельзя говорить школьнику в период адаптации.
Родительское собрание.doc
Родительское собрание «Адаптация в 5 классе»
Собрание для родителей пятиклассников
Вот уже три месяца как наши дети являются учениками среднего звена. Наступил тот
момент, когда можно подвести первые итоги по адаптации детей в пятом классе. В пятом
классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного
учителя к системе «классный руководитель—учителяпредметники», уроки, проходят в
разных кабинетах.
С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства —
достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в
своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с
разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них
зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью
рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном»
историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс
заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале
обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям
обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом
классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований,
предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в
начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным
испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив,
«развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность,
они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит...
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–
80% школьников.
(презентация)
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как
правило, через месяцполтора после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс
адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят
психосоматический характер.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это
рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по
математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по
иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется поразному; учительница
истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в
учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
тем не менее все эти разногласия носят позитивный характер. Школьник впервые оказывается
в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования,
соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым
для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку
справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования,
например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить
с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и
т.п.).
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних
заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении
трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной
степени связано с особенностями адаптационного периода.
КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»
Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с
ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме
того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,
школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и
взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни
вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и
домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с
учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между
преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и
поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость
— как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно
даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность,
если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более
внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь
посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила
сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания,
полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим
образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними
заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его
интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно
превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся
фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать чтонибудь
новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в
домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество
продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить
определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и
стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят
изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного
года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка
школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или
нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни
вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.