Сценарий родительского собрания в 9-11 классах нацелен на понимание родителями экзаменационной ситуации. Выявляются источники напряжения, ресурсы, которые часто не используются, классифицируются трудности подготовки к экзамену. Родители знакомятся с рекомендациями специалистов различного профиля при подготовке к экзаменам, прорабатывают стратегии поведения в предэкзаменационный период, изучают особенности взаимодействия с детьми, в соответствии с их личностными особенностями.
Экзамен без стресса.docx
Родительское собрание в 9 классах
«Экзамен без стресса»
Эмоции-это ветер, который надувает паруса.
Он может привести в движение корабль, а может потопить его.
Вольтер
Часто ЭКЗАМЕН становится серьёзным испытанием не только для детей, но и
для их родителей.
Экзамен – это испытание, которое является источником стресса
ПОЧЕМУ?
Желаемая ситуация
Действительная ситуация
Весь учебный процесс в
старших классах оказывается
сориентирован на этот
решающий рубеж.
Усвоение материала
подчиняется требованию
воспроизвести его на
экзамене.
Это облегчает итоговое
испытание, поскольку
целенаправленная подготовка
к нему осуществляется
заблаговременно и поэтапно.
В подростковом и юношеском возрасте
отдаленное планирование еще
представляет почти невыполнимую
задачу.
Большинство школьников не
воспринимают экзамены всерьез, пока те
не замаячат в ближайшей перспективе.
Доля подготовки, как правило,
приходится на последние недели и дни.
А это создает исключительное
напряжение.
Основные источники напряжения:
Экзамен определяет положение обучающегося в школе и его
дальнейшую судьбу.
Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма;
Глубокие эмоциональные переживания—экзаменационный стресс;
Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов и поддержки;
Мотивационно-волевая готовность.
Что определяет успешность сдачи экзамена?
Знание предмета
Знакомство с процедурой экзамена
Стратегия подготовки
Уровень тревоги
Психологический настрой
Учет личностных особенностей
Познавательные трудности
Конечно, они связаны с тем, как Вы выучили материал, а может с тем,
насколько Вы хорошо знаете тот или иной предмет.
Причины познавательных трудностей: Недостаточный объем знаний.
Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями
Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета
Познавательные трудности
Необходимые психические функции: Высокая мобильность,
переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания.
Четкость и структурированность мышления. Сформированность внутреннего
плана действий.
Личностные трудности
Связаны с тем, насколько Вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – Вы
действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает
чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и
сильно бьется сердце.
Причины личностных трудностей: Ощущение нового, «неизвестного».
Неуверенность в себе, заниженная самооценка. Отсутствие возможности
получить поддержку взрослых. Особенности характера.
Проявление личностных трудностей : повышенный уровень тревожности
дезорганизация деятельности снижение концентрации внимания слабая
работоспособность подверженность стрессам возрастные особенности
Процессуальные трудности
В основном, связаны с незнанием условий и требований при проведении
экзамена: ЧТО? КАК? КТО? ПРАВИЛЬНО ЛИ? НЕ ИЗМЕНИТСЯ ЛИ, ЧТО-
НИБУДЬ? ???????????
Причины процессуальных трудностей : Недостаточное знакомство с
процедурой экзамена Отсутствие четкой стратегии деятельности Отсутствие
опыта и навыка подобной работы Временные рамки
Виды процессуальных трудностей : Трудности, связанные со спецификой
фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности,
связанные с критериями оценки. Незнакомое место.
Отсюда задача: выработать конструктивное отношение к экзамену, научить
воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя,
приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и
организованными.
Что для этого могут сделать взрослые?
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
1. Организация благоприятных условий и здорового ритма жизни
(ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКТОР)
Режим дня;
Полноценный отдых;
Режим питания;
Чередование умственной и физической активности;
Положительные эмоции.
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Питание должно быть трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое
Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам,
витаминами;
фруктам;
Улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен
веществ в мозгу), стакан ананасового сока;
Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день
(помогает при умственном переутомлении, психической усталости, способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга
кислородом);
Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных
идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина
(2 чайные ложки измельчённых семян на чашку);
Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (она снижает
активность щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон
(освежает мысли, облегчает восприятие информации за счёт ударной
дозы витамина С);
Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы,
содержащие необходимое мозгу вещество – серотонин.
УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ:
Чередуй умственный и физический труд;
Береги от переутомления глаза, давать им отдых, переключать
внимание;
Минимум телевизионных передач, работы за компьютером;
Стимулировать познавательные способности можно при помощи
следующего упражнения: большим и указательным пальцами одной
руки с силой сдавливать фалангу каждого пальца другой руки, начиная
от ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в
межпальцевой плоскости. Затем руки меняем.
Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и
выдохи со звуками «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу».Важно чтобы при
вдохе звук пелся поступательно вверх(представьте, что вместе с
воздухом вы вдыхаете светлые и радостные мысли), а при выдохе
поступательно вниз ( при этом из вас вытекает ощущение усталости,
утомления, скуки).
Как подготовиться физически Ежедневно выполняй те упражнения,
способствующие снятию напряжения, усталости, достижению
расслабления. Что делать, если устали глаза? В период подготовки к
экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит,
устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения
экзаменационного задания. Выполните два любых упражнения: -
посмотрите попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15
секунд); - напишите глазами свое имя, отчество, фамилию; -
попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд),
потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); - нарисуйте квадрат,
треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную
сторону.
2. СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Навести порядок на столе;
Добавить желтый и фиолетовый цвет в интеръер комнаты;
Составьте план занятий. Определите, кто вы - "сова" или "жаворонок", и
в зависимости от этого максимально используйте утренние или
вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо
четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще:
"немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. Стратегия
подготовки к экзамену Удачная альтернатива - техника подготовки "3-4-5". Время до экзамена
(год, месяц, неделя) делится на три равные части. В первые, скажем, 10
дней надо пройти все темы на троечку, во вторые 10 дней - на четвёрку,
а в оставшиеся - отшлифовать и убрать ошибки.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете
хуже всего. Но если Вам трудно "раскачаться", можно начать с того
материала, который наиболее всего интересен и приятен. Стратегия
подготовки к экзамену
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут –
перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ. Стратегия подготовки к экзамену
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
Никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить
самые трудные вопросы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Режим повторения;
Эффект узнавания;
Закон регрессии;
Эффект края;
Использование
шпаргалок;
Психологические установки.
Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов,
определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого
государственного экзамена. Поддерживать ребенка - значит верить в него.
Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности
преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает
значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы
продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или
усилий
Экзамен-это одна из жизненных задач, решение которой зависит от вас!
1. Не проявляйте тревожность! Тревожное состояние может передаваться
детям и отрицательно сказаться на результатах тестирования.
2. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
3. Не тревожьтесь о количестве баллов. Не критикуйте после экзамена.
4. Волнение заразно! Но взрослые справятся, а ребенок может «сорваться».
5. Обеспечить дома условия для подготовки к экзаменам. Предоставьте
ребенку возможность потренироваться с различными вариантами тестовых
заданий. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте
перегрузок. 6. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысл
зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые
моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие
схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по
плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
Основные формулы, определения можно выписать на листочках и повесить
над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
7. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени, уметь его распределять. Тогда у него будет
навык концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст
ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
8. Специально для родителей Накануне экзамена обеспечьте ребёнку
полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте взять пиджак или кофту, так как в помещении может быть
прохладно. Обратите внимание на питание ребёнка. Рыба, творог, орехи,
курага –стимулируют работу головного мозга.
Секреты успеха:
Соблюдение режимных моментов и забота о физическом состоянии
позволяет продуктивно работать в сложных, психологически
напряжённых условиях;
Учёт индивидуальных психо-физических особенностей ребёнка (его
ресурсов и слабых мест) для выбора оптимальной стратегии
подготовки;
Важным условием успешной подготовки и сдачи экзамена является
психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том,
что цель будет достигнута.
Необходимо настраивать детей на успех, удачу и не строить себе
нереальных ожиданий!
УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Тип
ПРАВОПОЛ
УШАРНЫЕ
ДЕТИ
Характеристика
У таких детей богатое
воображение, хорошо развитое
образное мышление. Они
прекрасно воспринимают
метафоры, образы, сравнения,
теряясь при необходимости
мыслить логическими
категориями. Основные
трудности, возникающие при
сдаче ЕГЭ Дети могут
испытывать затруднения при
необходимости логически
мыслить. Им трудно отвлечься
от эмоционально-образной
составляющей материала и
сосредоточиться на фактах и
теоретических построениях. Как
правило, они хорошо
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Чтобы
учебный материал лучше
усваивался, важно
задействовать воображение и
образное мышление:
использовать сравнения,
образы, метафоры, рисунки.
Сухой теоретический
материал важно
проиллюстрировать
примерами или картинками
Во время экзамена.
Правополушарным детям
лучше пробовать свои силы
не в простейших тестовых
заданиях (типа А), а там, где
требуется развернутый
ответ. Им это будет проще. справляются с гуманитарными
предметами, испытывая
сложности с предметами
естественно-математического
цикла.
ДЕТИ-
СИНТЕТИК
И
Они мало уделяют внимание
деталям, ориентируясь на общих
связях.
ТРЕВОЖН
ЫЕ ДЕТИ
НЕУВЕРЕН
НЫЕ ДЕТИ
Эти дети часто перепроверяют
уже сделанное, постоянно
исправляют написанное, причем
это может и не вести к
существенному улучшению
качества работы. При устном
ответе они, как правило,
пристально наблюдают за
реакциями взрослого. Они
обычно задают множество
уточняющих вопросов, часто
переспрашивают учителя,
проверяя, правильно ли они его
поняли. Основные трудности,
возникающие при сдаче ЕГЭ
Ситуация экзамена вообще
сложна для тревожных детей,
потому что она по природе своей
оценочная. Наиболее трудной
стороной ЕГЭ для тревожного
ребенка является отсутствие
эмоционального контакта со
взрослым.
Проблема таких детей в том, что
они не умеют опираться на
собственное мнение, они
склонны прибегать к помощи
других людей. Неуверенные
дети не могут самостоятельно
проверить качество своей
работы: они сами себе не
доверяют. Они могут хорошо
справляться с теми заданиями,
где требуется работа по
образцу, но испытывают
затруднения при необходимости
самостоятельного выбора
стратегии решения. Основные
трудности, возникающие при
сдаче ЕГЭ Неуверенные дети
испытывают затруднения во
время любого экзамена,
Возможно, именно с таких
заданий им стоит начинать, а
уже потом переходить к
тестам множественного
выбора (к заданиям типа В и
С).
Не могут писать конспекты,
так как не выдкляют главное.
Затрудняются работать с
фактами, с трудом
анализируют, не могут
составлять план.
На этапе подготовки. Задача
взрослого создание ситуации
успеха, поощрение,
поддержка. В этом огромную
роль играют
поддерживающие
высказывания: "Я уверен, что
ты справишься", "Ты так
хорошо справился с
контрольной по физике". Во
время проведения экзамена.
Очень важно обеспечить
тревожным детям ощущение
эмоциональной поддержки.
Это можно сделать
различными невербальными
способами: посмотреть,
улыбнуться и т.д.
На этапе подготовки. Очень
важно, чтобы неуверенный
ребенок получил
положительный опыт
принятия другими людьми
его личного выбора. При
работе с такими детьми
необходимо воздерживаться
от советов и рекомендаций
("Сначала реши простые
задания, а потом переходи к
сложным"). Лучше
предложить выбрать ему
самому и терпеливо
дождаться, когда он примет
решение ("Как ты думаешь, с
чего лучше начать: с простых
или сложных заданий?"). поскольку им сложно опираться
только на собственные ресурсы
и принимать самостоятельное
решение. При сдаче ЕГЭ дети
испытывают дополнительные
сложности, поскольку
принципиальное значение там
имеет самостоятельный выбор
стратегии деятельности, а эта
задача для неуверенных детей
крайне сложна.
Дети данной категории обычно
отличаются высокой
успеваемостью,
ответственностью,
организованностью,
исполнительностью. Если они
выполняют задание, они
стремятся сделать его лучше
всех или быстрее остальных
использовать дополнительный
материал. Перфекционисты
очень чувствительны к похвале и
вообще к любой оценке своей
деятельности. Все, что они
делают, должно быть замечено и
высоко оценено. Для таких
детей характерен очень высокий
уровень притязаний и крайне
неустойчивая самооценка
Основные трудности,
возникающие при сдаче ЕГЭ ЕГЭ
для данной категории детей это
тот самый случай, когда верной
оказывается пословица "Лучшее
враг хорошего". Им
недостаточно выполнить
минимально необходимый объем
заданий, им нужно сделать все,
причем безошибочно. Еще один
возможный камень
преткновения для них это
необходимость пропустить
задание, если они не могут с ним
справиться.
19 Обычно этих детей
характеризуют как
"невнимательных",
"рассеянных". Как показывает
практика, у них очень редко
имеют место истинные
нарушения внимания. Гораздо
чаще «невнимательные» дети
это дети с низким уровнем
ПЕРФЕКЦИ
ОНИСТЫ И
"ОТЛИЧНИ
КИ
ДЕТИ,
ИСПЫТЫВА
ЮЩИЕ
НЕДОСТАТ
ОК
ПРОИЗВОЛ
ЬНОСТИ И
САМООРГА
НИЗАЦИИ
На этапе подготовки. Очень
важно помочь таким детям
скорректировать их
ожидания и осознать разницу
между "достаточным" и
"превосходным". Им
необходимо понять, что для
получения отличной оценки
нет необходимости выпол
нять все задания.
На этапе подготовки.
Психические функции
формируются через наличие
внешних опор. Очень важно
научить ребенка
использовать для
саморегуляции деятельности
различные материальные
средства. Такими средствами произвольности. У них
сформированы все психические
функции, необходимые для того,
чтобы быть внимательными, но
общий уровень организации
деятельности очень низкий. У
таких детей часто неустойчивая
работоспособность, им присущи
частые колебания темпа
деятельности. Они могут часто
отвлекаться. Основные
трудности, возникающие при
сдаче ЕГЭ ЕГЭ требует очень
высокой организованности
деятельности. Непроизвольные
дети при общем высоком уровне
познавательного развития и
вполне достаточном объеме
знаний могут нерационально
использовать отведенное время.
могут стать песочные часы,
отмеряющие время, которое
требуется для выполнения
задания, составление списка
необходимых дел (и их
вычеркивание по мере
выполнения), линейка,
указывающая на нужную
строчку, и т.д. Бесполезно
призывать таких детей «быть
внимательнее», поскольку
это им недоступно. Во время
проведения пробного
экзамена. Важно задавать
направляющие вопросы: «Ты
сейчас что делаешь?»
Возможно также
использование внешних опор.
Например, ребенок может
составить план своей
деятельности и зачеркивать
пункты или класть линейку
на то задание, которое он
сейчас выполняет. Важно,
чтобы ученик научился
использовать эти опоры на
предварительном этапе,
иначе на экзамене это
отнимет у него слишком
много сил и времени.
Рефлексия.
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Родительское собрание "Экзамен без стресса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.