Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)
Оценка 4.6

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +2
2 кл
13.02.2017
Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)
Родительское собрание проводится в форме обучающего семинара с участием школьного педагога-психолога. С родителями второклассников проводятся тренинги по развитию эмоциональной сферы детей, экспресс-диагностики, анализируются ситуации из жизни класса, пополняется "Словарь мудрых родителей". Родители узнают о роли семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребёнка.
Родит собрание 2 кл.doc
Крошкина Ирина Владимировна учитель начальных классов,  Малкина Ольга Юрьевна педагог­психолог МБОУ школы №9 г. Кулебаки Нижегородской области Родительское собрание 2 класс Тема: Воспитание культуры эмоций и чувств младших школьников Задачи:  ­   обсудить   проблему   значения   в   жизни   человека   развития   эмоциональной сферы, положительных эмоций;  ­ способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций младших школьников. Форма проведения: обучающий семинар Ход собрания: (Родители сидят в кругу) 1.Вступительное слово учителя ­   Здравствуйте,   уважаемые   родители!   Мы   собрались   в   тесном   кругу   на семейный совет, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых   невозможно   правильно   построить   воспитание   ребёнка   в   семье.   Я рада,   что   вас   заинтересовала   тема   родительского   собрания   «Воспитание культуры эмоций и чувств младших школьников». Сегодня мы поговорим о человеческих   эмоциях,   об   их   значении   для   формирования   полноценной личности   и  о  роли   семейных   отношений   в  развитии   эмоциональной   сферы ребёнка. ­ Если я попрошу вас вспомнить фильм «Доживём до понедельника», то на ум сразу придёт фраза, сказанная одним из героев: «Счастье – это, когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло   и   физическая   безопасность.   Но   почему,   имея   всё   это,   многие   люди часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: человеку мало удовлетворения лишь его естественных потребностей, не менее важно, чтобы его понимали и признавали,   чтобы   он   чувствовал   себя   необходимым,   успешным,   мог развиваться и реализовывать свои возможности, и чтобы благодаря этому он научился уважать себя.   ­ Всё это возможно лишь в комфортной психологической и эмоциональной среде,   в   которой   он   живёт   и   растёт.   А   чтобы   нам   с   вами   правильно организовать такое благополучное эмоциональное пространство вокруг наших детей   необходимо   знать   особенности   развития   эмоций   и   чувств   младших школьников.   С   ними   нас   поподробнее   познакомит   педагог   –   психолог О.Ю.Малкина. 2. Рубрика «Советы психолога» Об   особенностях   развития   эмоциональной   сферы   детей   младшего школьного   возраста   и   её   значении   для   формирования   полноценной личности. (Педагог – психолог О.Ю.Малкина) Упражнение «Проецирование на предметные образы» ­ Наше настроение бывает разным. От чего оно зависит? ( От наших мыслей)  ­ Когда наши мысли светлые, и мы спокойны и добры,  наши мысли похожи на  прозрачную воду,  как в этом стакане. (Учитель показывает стакан с  чистой прозрачно водой)  ­ Когда нас посещают замечательные идеи, когда мы восторженны и радостны, наши мысли похожи на разноцветный салют,  как в этом стакане. (Учитель  размешивает во втором стакане с прозрачной водой маленькие  блёстки) ­ Когда мы думаем о чём­то грустном, обидном, тревожном, когда нам плохо  и тяжело,  наши мысли тёмные и мутные, как вода вот в этом стакане.  (Учитель добавляет в третий стакан с чистой водой капельку черной  гуаши и размешивает её) ­ Вам нравится,  когда у вас такие мысли, как в третьем стакане? Нужно ли их сохранять? Что мы можем сделать, чтобы избавиться от грустных тёмных  мыслей? (Думать о чем­нибудь хорошем, радоваться жизни) 3. Рубрика  «Учимся быть Родителями» Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребёнка (выступление учителя)         Первые уроки воспитания культуры чувств и эмоций ребёнок получает именно   в   семье.   Если   родные   люди   питают   друг   к   другу   чувства   любви, дружбы,   взаимопонимания,   живо   и   эмоционально   реагируют   на   малейшие детали   поведения   ребёнка   –   всё   это   создаёт   благоприятную   среду   для воспитания его нравственных чувств. И наоборот, равнодушие и неуважение в семье, скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве негативно влияют на характер человека.      Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья, как лёгкая добрая атмосфера. Понаблюдайте за поведением своих домочадцев и запомните или даже запишите, по какому поводу каждый из них в течение недели проявил самые сильные эмоции. Что это было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве, порыв острого сочувствия к кому­то, кто попал в беду.   Затем   сложите   свои   наблюдения   за   месяц   и   подведите   итог.   Каких эмоций   –   положительных   или   отрицательных   –   получил   ребёнок   в   семье больше?  Давайте попробуем прямо сейчас ответить на этот вопрос.  Экспресс­диагностика  «Кулак»  ­ Приготовьте свою ладони, откройте её. Я задам вам всего 5 вопросов, а вам необходимо честно на них ответить. Если ваш ответ утвердительный (да), вы загибаете палец.  Вы, раздражаясь, повышаете голос в ответ на непослушание ребёнка?  Всегда   ли   последнее   слово   в   решении   конфликтной   ситуации   с ребёнком вы оставляете за собой?  Выясняете ли вы отношения с кем­либо в присутствии ребёнка?   Бывают   ли   случаи,   когда   ваш   ребёнок   ложился   спать   в   угнетённом состоянии?  Вы думаете, что, к сожалению, делаете не всё для того, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым? ­ А теперь посмотрите на свою ладонь. Если она собрана в кулак, значит, в вашей семье преобладает авторитарный стиль воспитания, часто имеют место негативные эмоции. Остались свободными 2­3 пальца – есть надежда на то, что вы чаще выбираете верную позицию. Если вся ладонь осталась открыта, то вы просто святой человек. Но такого почти не бывает. ­ В данный момент не так важно как вы ответили на эти вопросы, главное, что эти вопросы вы задали сами себе.   ­   Помните,   что   лишь   преобладание   положительных   эмоций   над отрицательными создаёт то, что называется семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, ­ будьте счастливы.   Разорвитесь   на   части,   используйте   все   свои   таланты,   ваши способности, привлеките друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».     Семья должна приносить человеку радость. Эмоция является для человека весьма   сильным   энергетическим   источником.   Она   нужна.   Если   детям   не хватает радости и положительных эмоций в семье, они идут на поиск других «суперраздражителей».   Другими   словами,   если   рядом   нет   положительных зарядов,   то   в   ход   легко   могут   пойти   отрицательные.   И   вот   уже   ребёнок находит   удовольствие   в   том,   чтобы   разбить   стекло   в   подъезде   дома, поиздеваться над беззащитным животным, избить одноклассника, нагрубить близким.       Предлагаем вам запомнить несколько  путей преодоления  возникающих отрицательных эмоций.      Первый   путь   –   это  умение   родителей   владеть   собой,   подавлять   начавшееся раздражение, обиду, строптивость. Это немалая наука – не давать воли дурному настроению и очень хороший пример для вашего ребёнка как контролировать   свои   эмоции.   Только   в   спокойной   обстановке   можно воспитать   спокойствие   и   уравновешенность.   Поэтому,   если   ребёнок нервничает, упрямится, дерзит, ­ ищите причину в себе, в собственной манере держаться. Чем громче крик и раздражение с вашей стороны, тем сильнее в ответ   упрямство   и   капризы   сына   или   дочери.   От   постоянного   осуждения, недовольства, критики  у ребёнка появляется ощущение: «со мной что­то не так»,   «я   –   плохой».   Если   вы   хотите   сделать   замечание   своему   чаду, высказывайте   осуждение   не   в   адрес   ребёнка   в   целом,   а   в   адрес   его конкретного поступка (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).    Второй путь состоит в  использовании приёма отвлечения  от причины плохого   настроения.   Нельзя   думать:   «Пусть   поплачет,   ничего   ему   не сделается!». Как раз сделается. Оставляя ребёнка наедине с отрицательными переживаниями,   закрывая   одного   в   комнате,   вы   позволяете   переживанию разрастаться, укрепляться, оставлять след в психике. И вот уже образуется своего   рода   привычка   к   слезам,   обиде,   упрямству,   т.е.   разрабатывается механизм   отрицательной   эмоции.   Ваша   задача   ­   отвлечь   ребёнка   другими впечатлениями, переключить его с отрицательной эмоции на положительную. (Не расстраивайся, давай лучше сходим погулять, испечём пирог, поиграем в шахматы, шашки и др.) Мы и сами пользуемся этим приёмом каждодневно: рассердились, огорчились – хватаемся за работу, за книгу, бежим в гости, в кино.    Третий путь преодоления возникающих негативных эмоций – это умение правильно   выслушать   ребёнка.   Психологи   называют   этот   путь  активным слушанием.  Активно слушать ребёнка – значит, возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства 4.      Упражнение «Собачка» (Все присутствующие встают в круг, вместе выполняют движения) ­ Выполним упражнение, которое позволяет быстро избавиться от негативных  эмоций. - Представьте себя собачкой. Вот собачка плывёт по воде, быстро  перебирает лапами, выходит на берег и стряхивает с себя воду: сначала с  головы, потом с туловища, она отряхивается вся вплоть до кончика хвоста. И  ещё раз с головы, с туловища, с хвоста. Давайте и мы будем учиться  стряхивать с себя все негативные эмоции и радоваться жизни как сейчас. 5.Рубрика  «Есть проблема – есть решение»  Анализ ситуаций из жизни класса (Обсуждение в группах) ­   А   сейчас   я   предлагаю   вам,   используя   свой   жизненный   опыт   и   наши сегодняшние рекомендации, попробовать разрешить данные ситуации таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и она не вызвала у него негативных эмоций.  Ваш ребёнок опять получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результата опять плачевный.                                       Вы многократно повторяете своему ребёнку: «Делай уроки!» Ребёнок не реагирует.  Ваш ребёнок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаёте, что он ведёт себя в школе плохо.                             Ваш ребёнок дерётся с другими детьми, в школе на него жалуются. (После   обсуждения   каждая   группа   предлагает   пути   выхода   из проблемной ситуации) ­ Спасибо всем за рассуждения, за ваши мудрые слова! 6. Рубрика  «Словарь Мудрых Родителей»  Упражнение «Волшебный клубок» ­ Внешнее выражение наших мыслей положительных или отрицательных – это наша   речь.   Иногда,   к   сожалению,   в   речи   взрослых   имеют   место   такие выражения, которые ранят детскую душу:  ­ я тысячу раз говорил тебе, что … ­ сколько раз надо повторять … ­ о чём ты только думаешь … ­ неужели тебе трудно запомнить, что … ­ ты становишься невыносимым… ­ ты такой же как … ­ отстань, мне некогда … ­ почему другие дети могут, а ты – нет … ­ Формированию каких эмоций у детей способствует  употребление в речи родителей данных выражений? Захочет ли ребёнок поделиться с вами какой­ то проблемой, если он знает, что в ответ услышит эти фразы?  ­ Какие же выражения при общении с детьми необходимо употреблять, чтобы ребёнок   понял,   что   его   любят,   уважают,   принимают?   Давайте   все   вместе пополним наш  «Словарь Мудрых Родителей» (Родители передают клубок по кругу) ­ ты у меня самый хороший… ­ как хорошо, что у меня есть ты … ­ ты у меня молодец… ­ я тебя очень люблю… ­ как ты хорошо это сделал… ­ спасибо, я тебе очень благодарна… ­ я за тебя рад ­ у нас всё будет хорошо … ­ Эти слова связывают нас с вами в прямом и переносном смысле слова в  достижении общей цели – создать дома и в школе эмоционально  комфортную среду, в которой мы сможем воспитать наших детей  любящими, добрыми, отзывчивыми людьми. Если мы вместе – всё  обязательно получится.   7. Рубрика «Мир глазами детей»  а)Анализ анкет детей  с «Уроков духовной жизни»  ­ В этом году на уроках духовной жизни мы с ребятами тоже изучаем раздел «Я   в   мире   эмоций   и   чувств».   Дети   учатся   различать   эмоции,   чувства, настроение   свои  собственные     и  другого  человека   и   управлять   ими.    Они отвечают на вопросы: отчего зависит настроение, когда мне бывает грустно, когда   радостно,   как   научиться   справляться   с   гневом,   учатся   уважительно вести себя с родителями. На одном из уроков было проведено небольшое анкетирование, детям  было  предложено  продолжить  2 предложения: «Мне грустно, когда…» и «Я радуюсь, когда…» Вот, что они ответили … . Грустно, когда  «мама или папа уезжают, у мамы плохое настроение, когда родители  ссорятся,  когда  меня  ругают,   когда  я  одна  дома, когда  дождь, ссоры, беда,  когда я ухожу из школы…» Радостно, когда «у папы есть свободной время, помогаю маме и папе, когда мир, праздники, день рождения, все вместе в Новый год, когда я в школе, учусь на одни пятёрки, когда мама улыбается...» У большинства детей причина радости – хорошая дружная семья, тот самый надёжный семейный очаг, о котором мы говорили. Об этом свидетельствует и выставка   рисунков   на   тему   «Самый   счастливый   день   в   моей   жизни».   На большинстве   рисунков   счастливые   дни   –   это   дни,   проведенные   вместе   с семьёй. б) Презентация выставки рисунков «Самый счастливый день в моей жизни» 8. Подведение итогов ­ Уважаемые родители! Будьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.  (Вручение   родителям положительных эмоций у ребёнка)  памяток­рекомендаций  по   развитию 9. Рубрика  «Учимся у великих людей»      ­ Закончить нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы словами истинного знатока   детской   души,   педагога­гуманиста  Ш.А.Амонашвили:   «Личность воспитывается   Личностью,   Благородный   человек   воспитывается Благородным   человеком,   Любовь   воспитывается     Любовью,   Доброта воспитывается Добротой, Сердце воспитывается Сердцем». 10. Фото на память ­   А   сейчас,   чтобы   самим   получить   заряд   положительных   эмоций,   я   вам предлагаю сделать фото на память о нашей встрече.   Памятка для родителей Папы и мамы! Помните!  Станьте   для   своего   ребёнка   примером   для   подражания   в   проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.  От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что­то не так», «я – плохой».  Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.  Даже требования, которые  вы предъявляете  должны  быть наполнены любовью и надеждой.   Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.  Наказывая ребёнка, оставайтесь рядом, не избегайте общения с ним.  Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.  Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее. Список литературы: Алоева   М.А.,   Бейсова   В.Е.   Родительские   собрания   в   1­2   классах.   (Серия «Сердце отдаю детям».) – Ростов н/Д: изд­во «Феникс», 2004 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Издательский дом Ш.Амонашвили, МГПУ, 2007 Барылкина   Л.П.,   Королева   Н.А.   Завуч   начальной   школы:   методические, организационные, психолого­педагогические материалы. – М.: ВАКО, 2005 Варенька О.П. Родительские собрания: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008 Волкова   Т.В.   Наука   быть   человеком:   материалы   для   классных   часов.   1­4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008 Гуманное   взаимодействие   взрослых   и   детей   на   предшкольной   ступени образования: методическое пособие/отв.за вып.Т.М.Сорокина, Н.Ю.Яшина; НИРО. – Н.Новгород, 2009 Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания:1­4 классы. – М.: ВАКО, 2007 Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1­4 классы. – М.: ВАКО, 2003 Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. – М. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.   2   класс.   –   Ярославль,Академия   развития;   Владимир,   ВКТ, 2009Барылкина Л.П.

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)

Родительское собрание "Формирование культуры эмоций и чувств младших школьников" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017