Родительское собрание на тему «Готовность к обучению в школе: что нужно знать родителям?»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 07.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью данного собрания является актуализация знаний родителей по проблеме психологической готовности ребёнка к школе. Задачи собрания: • Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению. • Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе. • Проанализировать результаты психологической диагностики. • Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе. Форма проведения: лекция, групповая беседа с элементами дискуссии.
Иконка файла материала готовность к обучению в школе.docx
Родительское собрание на тему  «Готовность к обучению в школе: что нужно знать родителям?» Цель   собрания:  актуализировать   знания   родителей   по   проблеме психологической готовности ребёнка к школе. Задачи собрания:  Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.    Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе. Проанализировать результаты психологической диагностики. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе. Форма проведения: лекция, групповая беседа с элементами дискуссии. Организация родительского собрания Приглашение   участников   собрания   (именные   приглашения). Приложение 1. Разработка памятки для родителей. Приложение 2. Предварительное   проведение   психологической   диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе. Разработка индивидуальных рекомендаций. Оформление классного помещения для проведения собрания: А)   Оформление   книжной   выставки,   где   представлена   литература   по проблеме   подготовки   детей   к   школе   и   различные   пособия,   высказывания великих педагогов и психологов. Б) Выставка рисунков ребят, посещающих подготовительные занятия, фотографий   из   школьной   жизни   (фото   и   видео   зарисовки   занятий   в подготовительной группе). Технические   средства:   компьютер,   проектор.   Музыкальные   заставки. Школьные песни: «Первоклашка», «Песня про школу», «Чему учат в школе» и др.Проведение собрания. Ход собрания. 1. Вступительное слово Добрый день, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители ­ это теперь родители ученика. Поступление ребёнка в школу ­ это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому   образу   жизни   и   условиям   деятельности,   это   переход   к   новому положению   в   обществе,   новым   взаимоотношениям   со   сверстниками   и взрослыми.   Что   же   особенно   важно   помнить   родителям   будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече. 2. Вопрос для обсуждения Испытываете  ли вы  переживания в период ожидания  момента,  когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются? (учитывая то, что не многие   родители   сразу   вступают   в   обсуждение,   полезно   дополнительно провести опрос «Букет чувств и эмоций») 3. Опрос «Букет чувств и эмоций» Инструкция:  «Уважаемые   мама   и   папы!   У   меня   в   руках   ваза.   Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют Вас   в   момент   ожидания   школьной   жизни   ребёнка.   Пусть   это   будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». (Родителя записывают свои эмоции на бумажные цветочки и ставят их в вазочку). Краткий анализ родительских переживаний. 4. Обсуждение аспектов психологической готовности к школеДошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному   этапу   в   жизни   ребёнка   ­   поступлению   в   школу.   Поэтому существенное   место   в   работе   с   детьми   шестого   и   седьмого   года   жизни занимает   подготовка   к   школе.   Здесь   можно   выделить   два   момента: продолжающееся   целенаправленное   развитие   личности   ребёнка   и познавательных   психических   процессов,   лежащих   в   основе   успешного усвоения им в будущем собственно учебной программы; обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта). К   концу   дошкольного   возраста   ребенок   уже   представляет   собой   в известном   смысле   личность.   Он   хорошо   осознает   свою   половую принадлежность,   находит   себе   место   в   пространстве   и   времени.   Он   уже ориентируется   в   семейно   ­   родственных   отношениях   и   умеет   строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом   «Я   хочу».   К   концу   дошкольного   возраста   особое   значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному   обучению   получает   свою   конкретизацию,   как   проблема   смены ведущих   типов   деятельности,   т.е.   это   переход   от   сюжетно­ролевых   игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время   он   много   узнает   об   окружающем   мире.   Его   сознание   не   просто заполнено   отдельными   образами,   представлениями,   но   характеризуется некоторым   целостным   восприятием   и   осмыслением   окружающей   его действительности.Психологические исследования свидетельствуют  о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание   своего   социального   "Я"   и   возникновение   на   этой   основе внутренних позиций т. е. целостного отношения к окружающему и самому себе,   порождает   соответствующие   потребности   и   стремления,   на   которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.   В   результате   игра   к   концу   этого   периода   перестает   его удовлетворять.   У   него   появляется   потребность   выйти   за   рамки   своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную,   серьезную,   общественно   значимую   деятельность.   Невозможность реализовать   эту   потребность   порождает   кризис.   7   лет.   Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти   аффективные   образования   изменяются   по   мере   накопления   другого опыта.   Переживания   приобретают   новый   смысл   для   ребенка,   между   ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. В   психолого­педагогической   литературе   наряду   с   термином «готовность   к   школьному   обучению»   употребляется   термин   «школьная зрелость».Традиционно   выделяются   три   аспекта   школьной   зрелости: интеллектуальный,   эмоциональный   и   социальный.   Можно   сказать,   что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.Эмоциональная   зрелость   в   основном   понимается   как   уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. На   основании   выделенных   параметров   создаются   тесты   определения школьной зрелости.  При этом  следует помнить,  что при  изучении  детей  в переходный   период   от   дошкольника   к   младшему   школьному   возрасту диагностическая   схема   должна   включать   в   себя   диагностику   как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего   периода.   Готовность,   которая   измеряется   тестированием,   в сущности   сводится   к   овладению   знаниями,   умениями,   способностями   и   необходимыми   для   оптимального   освоения   школьной мотивацией, программы. «Готовность к обучению» ­ показатель комплексный, каждый из тестов дает   представление   лишь   об   определенной   стороне   готовности   ребенка   к школе.   Любая   методика   тестирования   дает   субъективную   оценку.   В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования. Таким   образом,   итогом   развития   ребенка   в   дошкольном   возрасте является   возникновение   фундаментальных   психологических   образований: внутреннего   плана   действий,   произвольности,   воображения,   обобщенного внеситуативного   отношения   к   себе.   У   ребенка   возникает   стремление   к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности. Ребенок   тяготится   своим   положением   дошкольника.   Один   из   важнейших итогов   психического   развития   в   период   дошкольного   детства   ­ психологическая   готовность   ребенка   к   школьному   обучению.   Подпсихологической   готовностью   к   школьному   обучению   понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения   школьной   программы   при   определенных   условиях   обучения.   По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других   в   структуре   психологической   готовности   школе   («школьная зрелость»)   принято   выделять   следующие   компоненты:   личностный, интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый из них. 1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции ­ положение школьника, имеющего   круг   прав   и   обязанностей.   В   личностную   готовность   входит определение уровня развития мотивационной сферы. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности   предполагает   наличие   у   ребенка   кругозора   и   развития познавательных процессов. 3. Социально­психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент   включает   в   себя   формирование   у   детей   нравственных   и коммуникативных способностей. 4. Эмоционально­волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.   Педагог     знакомит   с   некоторыми   тестами,   проводимыми   с   детьми. Например: Приложение 3 «Знать родителям!» Приложение 2 Эмоциональная   зрелость  ребёнка   предполагает,   что   у   него   уже формируется   такое   качество   как   произвольность   и   возникает   способность выполнять   достаточно   длительное   время   не   очень   интересное   задание.   К началу   систематического   обучения   дети   уже   должны   уметь   сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» можетЗрелость   эмоционально­волевой   сферы   также перевесить   «хочу»). подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например, за совместной   игрой   со   взрослыми.   Проявляет   ли   ребёнок   тревожность   или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что­то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает? «Знать родителям!» Приложение 2 Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого   не   захочет,   ведь   всегда   приятнее   что­то   делать   по   собственному желанию.   Мотивационная   готовность   к   школе   начинается   с   хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка. 5.   Вопросы   для   обсуждения:  Вспомните   своё   отношение   к   школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели? Сложно ли вам было рассказать родителям о плохой оценке? Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на «отлично» или «хорошо»? Думаете ли вы о том, что плохие оценки   вашего   ребёнка   станут   свидетельством   того,   что   вы   плохо воспитывали   своего   малыша?  Сравниваете   ли  вы   успехи   вашего   ребёнка  с другими   детьми?   Что   для   вас   важнее   ­   отметка   или   уровень   знаний   и отношение ребёнка к школе? 6. Краткий анализ и обобщение высказываний родителей. 7. Представление результатов психологической диагностики  (Педагог представляет   родителям   результаты  психологической  диагностики. Раздаёт тетради для диагностики готовности ребёнка  к школе под редакцией Н.Е. Вераксы, Издательство "Мозаика ­ Синтез", Москва 2011г.) Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).8. Напутственное слово Помните,   что   Ваше   отношение   к   школе   и   учёбе   вашего   ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка   перед   возможной   ошибкой   ­   всё   это   создаёт   положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором   он   стремился   бы   к   знаниям,   не   перегружайте   его   занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному   взаимодействию   со   сверстниками   и   взрослыми.  Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания! 9. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями. В   ходе   рефлексии   родителям   предлагается   проговорить   о   том,   что полезного они узнали в ходе собрания. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа. 10. Раздача памяток для родителей Приложение 2. Анализ   психолога   по   результатам   проведённого   родительского собрания. Составление вопросов для будущей работы.