РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Особенности развития ребенка 13 лет.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учителя и родители должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если взрослые найдут целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Коротко остановимся на тех психологических особенностях школьника 13 лет, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды или семейном общении, а в худшем – служат почвой для возникновения конфликтов между учителями, родителями и учениками.
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел. Если мы контролируем только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находим места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа и семья не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью. Кроме того, для детей этого возраста вполне естественной и нормальной является частая смена интересов, «метания» из стороны в сторону. «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...» Такое непостоянство, нередко расцениваемое родителями и учителями как легкомыслие и поверхностность, в действительности очень желательно, так как дает детям реальный опыт деятельности в самых разных областях и направлениях науки, искусства, знания. Чем полноценнее пройдет этот период первичных, еще не очень серьезных увлечений, тем больше вероятность того, что интересы, которые возникнут и сохранятся по достижении старшего подросткового возраста, будут осмысленными и глубокими.
Вместе с тем у младших подростков еще достаточно долгое время сохраняются привычные способы взаимодействия и виды общения с близкими им взрослыми. Так, 13- летний ребенок может конфликтовать с родителями совершенно так же, как 4-х летний дошкольник или семилетний первоклассник. Он может быть столь же несамостоятелен в быту, что сразу задает тон и содержание общения в семье. У большинства детей 13 лет это «дошкольное» общение дома все еще процветает и «сворачивается» с большими трудностями.
Дети- счастье. Дети не такие как мы. Мы считаем, что мы мудрее, умнее, опытнее. А на самом деле они добрее, непосредственнее, веселее. Но задумайтесь, как часто вы повторяете фразу:
- Да я сам недавно такой был.
-Как будто вчера это было.
-Вроде бы только в школу пошел, а уже….
-А вы в детстве тоже ели сирень с 5-ю лепестками?
-А вы тоже в детстве вызывали духов?
-А у вас в детстве тоже были варежки на резинке?
-А вы тоже в детстве, когда через вас переступят, боялись, что не вырастите и просили переступить обратно?
-Кто-нибудь верил, в детстве, что игрушки ночью оживают?
-Вы уже начали узнавать себя? Тогда вспоминаем дальше...
-А вам тоже в детстве мама, застегивая курточку на вас, всегда прищемляла подбородок, больно-больно!
-А вы тоже в детстве, когда стирали носок, засовывали в него мыло и пытались набрать туда воду?
-А вы тоже в детстве строили шалаши в комнатах из стульев и одеял?
-Вы тоже в детстве, когда голову мыли, на голове разные прически и фигурки делали?
-А помните, когда мы в детстве во дворе играли в магазин, листики были денежками?
-Кто-нибудь верил, в детстве, что игрушки ночью оживают?
-А вы в детстве тоже верили, что большие комары -малярийные, что если взять в руки лягушку — будут бородавки?
-А вы тоже в детстве, когда выключали свет, то в темноте старались быстрее запрыгнуть на кровать, потому что боялись, что из-под нее высунется рука и схватит вас за ногу
-А вы тоже когда в детстве брали с собой спать игрушку, думали что другие обижаются, и тогда брали всех?
-А вы тоже в детстве у родителей пультом были?
-А вы тоже ночью боялись смотреть в зеркала, когда идете в туалет? -И потом запрыгивали на кровать с разбегу, думая что под ней кто-то есть?
-А
потом боялись свесить руки- ноги с вашего ложа, ибо страшно — вдруг кто нить
тяпнет\откусит\отрежет?
-И в итоге с головой зарываетесь под одеяло (пряча волосы, у кого длинные, а то
мало ли) и потеете там, но все равно не вылезаете? -И в конце-концов делаете
такую ма-а-а-аленькую щелку, чтобы все таки был хоть какой нить доступ воздуха?
-А вы тоже когда читаете это - улыбаетесь узнавая здесь себя!?
Вот вы и узнали себя. А теперь вспомните, так уж нам беззаботно жилось. Разве такие были маленькие проблемы, переживания и чувства? Конечно, со стороны взрослых – это были мелочи, главное одеты, обуты и сыты. А вот чувствовать дети начнут, когда подрастут. К сожалению, это заблуждение привело к тому, что некоторые так и не научились чувствовать, а другие этими чувствами управлять. И еще хуже, многие перенесли эту модель воспитания на своих детей.
Детство– это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас!
Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Особенности развития ребенка 13 лет.
Каким образом можно сразу перестать контролировать все мелочи, если и взрослый и дети так к этому привыкли? Это – проблема многих семей, где подросшего ребенка все никак не могут «отпустить» на хотя бы относительную волю. Реальнее и проще подключить новых, незнакомых взрослых – субъектов нового вида общения, который им в этом возрасте очень необходим
Входящее
анкетированияе родителей:
- волнуют ли вас вопросы воспитания –
- каким способом вы находите ответы на волнующие вас вопросы?
(книги, в сети Интернет, психологические службы),
- эффективность использования теоретического материала на практике
–(положительный ответ), то есть меньше половины опрашиваемых.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей зародилась ещё в
глубокой древности: это и поучения святого Иеронима, Платон и Сократ, М. Лютер
и Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и др.
Под воспитанием родителей мы подразумеваем оказание помощи в выполнении ими
функций воспитания собственных детей, т.е. родительских функций. Воспитание
родителей необходимо как для оптимизации процесса воспитания ребёнка, так и для
здоровья самого общества. Ведь речь идёт о праве ребёнка на таких родителей,
которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и
благополучия.
Участники слушают сценку из жизни класса «Чего не должно быть».
Мальчик Сережа со скучающим выражением лица сидит за партой. Учительница вежливо спрашивает его: «Почему ты не пишешь, Сережа?» Мальчик холодно и равнодушно отвечает: «Тема неинтересная, скукотища!». Учительница продолжает урок. Звенит долгожданный звонок. Мальчик выбегает из класса, не замечая, что толкает своих одноклассников.
Дома Сережу встречает мама, говоря: «Прибери, пожалуйста, в своей комнате и садись обедать». Сережа грубо отвечает: «Тебе надо, вот и прибирайся. Есть давай!» У мамы на глазах наворачиваются слезы, но она кормит своего сына, а после делает уборку в его комнате.
Были
названы проблемы: неуважения к взрослым, невежливого поведения,
невыполнения своих обязанностей, потакание взрослых детям и др.
Основными причинами возникновения подобных ситуаций названы: отсутствие
взаимопонимания между взрослыми и деться как результат игнорирования возрастных
особенностей ребенка.
Участники искали пути решения проблем: создать четко оформленную
систему воспитания, быть последовательным в своих требованиях, доводить
поставленные цели в воспитании до логического завершения, не потакать, не
баловать, применять разнообразные формы работы на уроке с учетом возрастных
особенностей ребенка и др.
Пазл
1. Ребенок не желает читать книгу.
Решение
проблемы: взрослый уделяет время ребенку, начинает читать сам, потом передает
это право ребенку, проявляет интерес к содержанию книги, читают по очереди.
Пазл 2. Ребенка трудно оторвать от компьютера.
Решение проблемы: изначально, допуская ребенка до компьютера, взрослый
проговаривает количество времени для этого занятия, строго следит за
выполнением этого требования; если это (договоренность) не было сделано, тогда
необходимо отвлечь ребенка на другое интересное для него занятие: катание на
велосипеде, роликах, игра в бадминтон и др.
Пазл 3. В магазине ребенок кричит, требуя игрушку.
Решение проблемы: спокойным голосом сказать, что при таком неуважительном
поведение покупка подарка невозможна, вывести ребенка из магазина, переключить
внимание на другое, после еще раз объяснить, что новые вещи должны
приобретаться разумно и должны быть заслужены хорошим поведением.
Пазл 4. Ребенок грубо разговаривает с родителями.
Решение проблемы: прекратить беседу с ребенком, грубо разговаривающим со
взрослыми, чтобы не провоцировать его раздражительность и невежливость,
«показать со стороны» его поведение (через чтение рассказа о грубом ребенке или
на улице, когда кто-то выражается некорректно), доказать, что грубая речь не
украшает человека.
Рефлексия. Повторное
анкетирование, позволяющее оценить результативность мероприятия и построить
планы дальнейшей работы с родителями.
1. Помогла ли данная встреча полностью или частично решить отдельные вопросы
воспитания ребенка?
2. Как вы будет решать проблемы, если они возникнут у вас вновь?
3.
В какой форме вы бы хотели решать проблемы, связанные с воспитанием? (на
родительских собраниях, индивидуальные беседы с педагогом, подключение к работе
учреждения и родителей специалистов иных психологических служб,
самостоятельно)
Подведение итогов (проходит в совместном обсуждении).
Резюме: уважение, взаимопонимание, взаимовыручка – основа взаимоотношений
родителей и ребенка, учителя и школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.