Родительское собрание-практикум
«Проблема «отцов и детей» или как научиться понимать
своего ребенка?»
Слайд 1 Тема родительского собрания.
Слайд 2
Цель:
- Осмысление целесообразности принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.
- Обучение родителей технике общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений.
Слайд 3
Задачи:
1. Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
2. Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате “погружения” в типичные для семьи воспитательные ситуации.
3. Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.
Оборудование:
§ Помещение (класс) с необходимым количеством стульев, поставленных в круг.
§ Выставка детских рисунков «Моя семья».
§ Анализ результатов детских анкет «Отношение к окружающей действительности в семье”.
§ Анализ результатов анкетирования родителей «На
какой основе строится отношение отца и матери
к ребенку?
§ Карточки с описанием различных ситуаций.
§ Рисунок «Кувшин чувств».
§ Практическое задание «Загибаем лист».
§ Листы формата А4.
§ Памятка родителям по воспитанию детей.
Этапы подготовки
Слайд 4
2. Оформление классной комнаты: рисунки детей
Ход собрания:
(Ведущий предлагает родителям зайти в класс и занять любое место в кругу).
1. Вступительное слово психолога.
Психолог:
Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время
поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с
детьми. Мы не будем с вами искать правильные или определять неправильные приемы
воспитания (такой традиции вообще не существует, т.к. все зависит от
обстоятельств и то, что хорошо в одном случае, в другом окажется вредно). Мы
поговорим об эффективных формах общения.
Итак, предлагаю познакомиться поближе. Сделаем это следующим образом: каждый по
кругу представится, назовет себя, скажет, чьи вы родители и закончит следующее
предложение: «Я пришел сюда ...» (в ходе выполнения этого задания ведущий
фиксирует на листе высказывания участников и в конце подводит итог того, что
тема общения с детьми является для многих очень актуальной).
Один известный политик высказал в телепередаче
свою точку зрения о значении семьи: “Если в мире происходят катастрофы,
войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье –
ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется
в жизни каждого, особенно детей”. Ведь семья сейчас не только воспитывает
детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна
быть надежным психологическим “укрытием”, помогать человеку, выжить в
трудных и быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота
отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую
очередь необходимо любить ребенка.
(Слайд 5)
Вопрос родителям: А
что значит: “любить ребенка”?
(Ответы родителей)
Слайд 6
Психолог: Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край. (Обсуждение рисунка «Кувшин эмоций»; формулировка выводов после обсуждений) Психолог: После всех обсуждений мы с вами можем сделать следующие выводы:
Слайд 7
1) Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, чтобы он был кому‑то нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
2) Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.
2. Практическая часть.
Практическое задание родителям “Загибаем лист”.
Психолог: Конфликты в современных семьях – явление частое. Но, к сожалению, не все умеют правильно разрешать ссоры, находить причину и ликвидировать ее. Находясь в агрессивном состоянии, взрослые не контролируют свои эмоции, не отдают отчет сказанным словам, тем самым, нанося душевную боль своему ребенку. Сейчас мы с вами выполним практическое задание. Возьмите листик бумаги. Представьте, что этот лист душа вашего сына или дочери. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомните все то негативное, что было сказано вами в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Психолог: Что произошло с листом бумаги? (Родители высказывают свои мнения. Психолог формулирует вслух вывод).
Психолог: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе детей на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
|
(Родители делятся своими мнениями, и, может быть, даже опытом использования этой техники).
Психолог: Многие из вас совершенно верно изложили суть этой техники. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Активное слушание является одним из самых важных навыков в создании и поддержании отношений. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д. Например, произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», - взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу».
Слайд 8
«Я - высказывания» обычно включают три компонента:
1. описание ситуации;
2. называние своих чувств в этой ситуации;
3. называние причин этого чувства.
Это может выглядеть примерно так:
Слайд 9
1. «Когда я вижу, что ...» или «Когда происходит ..,», «Когда я сталкиваюсь с ...».
Слайд 10
2. «Я чувствую ...» или «Я не знаю, как реагировать ...», «У меня возникает проблема ...».
Слайд 11
3. «Потому что ...» или «В связи с этим...».
Слайд 12
Пример: «Когда я вижу, что к 22.00 домашнее задание по математике не выполнено, я начинаю беспокоиться, что ты получишь очередную двойку и в конце четверти не будешь аттестован. В связи с этим, прошу показывать задание по математике в 20.00.»
Психолог: А теперь я предлагаю вам от теории перейти к практике, т.е. потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я - высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты - высказываний» в «я - высказывания». (Каждому участнику тренинга выдается карточка с написанными фразами в форме «ты - высказываний»).
Примеры фраз:
Ты выполнил домашнее задание? |
|
Почему я должна краснеть за тебя в школе? |
|
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки? |
|
Когда ты вернешься домой? |
|
Почему у тебя в комнате такой беспорядок? |
|
Психолог: Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам хочется задать другие вопросы и прокомментировать и оценить ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: «Что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком»? (Ответы родителей)
(На доске появляется лист с надписью: «Результаты применения техники «Я - высказывания»». Родители высказывают свое собственное мнение, а психолог фиксирует все на доске).
Слайд 13
Ты выполнил домашнее задание? |
Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены |
Почему я должна краснеть за тебя в школе? |
Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе. |
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки? |
Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашних заданий играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать. |
Когда ты вернешься домой? |
Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности. |
Почему у тебя в комнате такой беспорядок? |
Мне было бы приятно осознавать, что у меня такой сын. |
Вывод: Самый оптимальный и приемлемый способ общения между родителями и детьми – партнерство. В семье все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Ребенок должен равноправно участвовать во всех советах, решениях семьи. И его поведение должно обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение.
4. Анализ результатов анкетирования родителей и детей.
Психолог: Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам некогда подчас узнать их внутренний мир, мир тревог и волнений, просто услышать и понять их, оказаться вовремя с нужным советом.
(На данном этапе собрания проводится мониторинг результатов анкетирования детей, которое было проведено заранее. Следующим шагом анализируются результаты анкетирования родителей, также проведенного заранее. Родители вместе с психологом обсуждают ответы и делают выводы).
Психолог: Наше собрание подошло к концу. Но прежде, чем его завершить, мне бы хотелось прочитать вам старую притчу.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вот и подумайте, дорогие родители, какого волка в себе «кормите» Вы?
Психолог: Чтобы ваше общение с ребенком приносило вам радость, чтобы между вашими детьми и вами всегда было взаимопонимание, я приготовила всем вам небольшой подарок – буклет. Очень надеюсь, что советы и рекомендации, которые содержатся в этом буклете, будут хорошим помощником и подсказчиком вам при построении взаимоотношений между всеми членами вашей семьи! Всего вам доброго!
Литература:
1) Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. – 544с.
2) Гарибашвили Т. И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. - 2006. - Т. 68. - № 13. - С. 119-120.
3) Гин А. Общение детей и взрослых: советы родителям // Сельская школа. – 2007. - N 2. - С. 39-44.
4) Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М. : Московский психолого-социальный институт , 2006. - 495 с.
Интернет-ресурсы:
1. Анкета для родителей «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?» Автор: Н.И. Дереклеева http://xn--5-7sblbd6eg.xn--p1ai/anketa-na-kakoy-osnove-stroitsya-otnoshenie-otca-i-materi-k-rebenku.htm
2. Тест для детей http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/Obschenie-s-detmi/017-Delishsja-li-ty-svoimi-problemami-s-roditeljami.html
3.
|
||
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.