Проводила это общешкольное собрание в разные годы и в разных школах. Но всегда меня с интересом слушали и даже аплодировали в конце выступления. Главное, не читать текст, а рассказывать все своими словами и от души. Особенно родителям понравились слова детей, которые они услышали из мини сочинений о семье. Ведь там были только добрые, ласковые, нежные слова любви к своим родным!
Родительское собрание
«Причины возникновения трудновоспитуемости»
Форма проведения: беседа.
Цель:
1) Педагогическое просвещение родителей.
2) Повышение уровня педагогической культуры родителей.
3) Изучение вопросов нравственного формирования личности подростка.
Подготовительная работа: предложить учащимся разных классов анонимно
составить ассоциативный ряд к слову «семья», подобрав по 10 слов.
«Бесконфликтных» семей просто не существует. Как бы ни были близки,
внимательны друг к другу взрослые и дети, вряд ли в их отношениях вообще не
возникает трений. Это и понятно: уж очень различаются жизненный опыт и
знания взрослых и детей; еще сильнее отличается вырабатываемая на основе
опыта оценка окружающих обстоятельств; и уж совсем не совпадают задачи,
которые старшим и младшим приходится решать ежедневно. Но в одних семьях
конфликты не только разрешаются благополучно, но даже содействуют
укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в цепь
затяжных препирательств, в изнурительную войну, от которой плохо всем.
Только потребность во взаимопомощи и взаимопонимании может быть базой,
на которой с помощью правил – этики поведения – можно овладеть умениями и
навыками человеческого общения. В семьях, где взаимопомощь и
взаимопонимание окружают ребенка с малых лет, дети естественно и органично,
зачастую без педагогических усилий вырастают нравственно воспитанными. Их
воспитывает сама обстановка, окружающая их. И напротив, нередко в
благополучных семьях, где, кажется, все есть – и достаток, и образование, и
учтивые манеры поведения, растет человек, с которым никто справиться не
может.
Причины, по которым в семью приходит неблагополучие (индикатором этого
оказывается поведение ребенка), бывают разные.Самой скверной из них является духовная «дремучесть» родителей. От
ребенка, выросшего в семье, где каждый остается глух к нуждам окружающих,
каждый погружен лишь в собственные заботы, трудно ожидать внимание к
преподавателю, а тем более к сверстникам.
Другая причина – чрезмерная забота о ребенке, чрезмерная опека его
взрослыми. Дети, по мнению таких родителей, созданы для радости, любви,
ласки, для охранительной заботы. «Взрослыми они еще не будут», «Вырастет и
научится всему» кому не приходилось слышать такие высказывания? А в итоге
ребенок не умеет преодолевать трудности и растет потребителем и эгоистом.
Третья крайность – чрезмерная строгость к ребенку. Принцип таков: характер
формирует и закаляет не радость, а осознание обязанностей, не поощрения и
похвалы, а требовательность. Но при постоянном неусыпном контроле над
поведением ребенка у него не оказывается своей собственной детской жизни, где
бы он мог сам решать и выполнять решения, сам себе чтото позволять и
запрещать. В результате он оказывается безынициативным, лишенным навыков
самодисциплины, самоорганизации. А на одной исполнительности и
старательности ни в учении, ни в работе далеко не уедешь. Если ребенок не
верит в свои силы, ни о какой взаимопомощи и взаимной поддержке не может
быть и речи.
Дело не в том, сколько должно быть ласки и заботы, а в том, что они рождают
благодарность, ответственную заботу и внимание к людям или эгоизм и
ненасытную жадность.
Требовательность же должна поддерживать детские силы, способствовать
развитию ребенка, а не вызывать чувство неполноценности, неумелости,
виноватости.
Четвертая порождающая нравственные неблагополучия ситуация связана с
разногласиями родителей по вопросам воспитания. Детям нужно помочь
выбрать ясную жизненную позицию, научится быть самостоятельными, уметь
преодолевать препятствия. А как это сделать, если каждый из родителей
настаивает на своем, не желая считаться с доводами другого члена семьи?
Сильный вред взаимопониманию между родителями и детьми наносит
несдержанность взрослых, попытка унизить собеседника (взрослые просто
следуют своему настроению и «нраву»). Крик и грубость вызывают у детей либо
ответную реакцию взвинченность, либо придавленность. Такое отношение
ребенок переносит и в общении со сверстниками.Большой вред наносят затяжные обсуждения детских провинностей и частые
напоминания о прошлых огрехах. Ребенок для себя уже давно осознал
неприемлемость своего прошлого поведения, исправил какойто недостаток. И
вдруг – случись ему в чемто промахнуться – тут же вспоминается весь список
прежних провинностей.
Обсуждение в семье, во дворе причин и обстоятельств детских происшествий,
когда каждый вносит свои дополнения и толкования. Так взрослые только
подогревают ссору, сами того не замечая и создают вокруг ребенка атмосферу
напряженного недоверия, которую не могут не почувствовать другие дети. Что
побуждает отчужденность и агрессивность.
Беда подростка состоит в том, что одни поучают, другие сочувствуют, третьи
равнодушны – и не находится человека, который бы принимал подростка таким,
каков он есть. Не обращал внимания на случайные промахи, не преувеличивал
значения его неудач, интересовался его успехами, нуждался хоть в какойто его
помощи и мог сам оказать помощь в случае необходимости.
«Трудный» ребенок – тот, которому самому трудно в этой жизни и корни
нужно искать в семейных отношениях.
Отчужденность от взрослых и сверстников, душевное одиночества,
отсутствие внимания и любви, ощущение собственной «неполноценности» все
это побуждает вести себя не как остальные дети, позволяет считать себя «выше
остальных».
Перед нами: учителями и родителями – стоит важная задача – помочь найти
подростку счастье в жизни; помочь поверить в свои силы – едва ли тогда дети
долго останутся «трудными».
Да, так уж устроено у людей,
Хотите в этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках
Когдато и им малышей растить,Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Желаю Вам и вашим близким
Любви, душевного тепла!
И пусть почаще в вашем доме
Звучат хорошие слова!
(Можно раздать родителям листочки и попросить составить короткую
открыткупожелание детям, можно анонимно).
Уважаемые родители, послушайте, что же пишут ваши дети о понятии
«семья».
Всего Вам самого доброго!