Родительское собрание "Причины возникновения трудновоспитуемости"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проводила это общешкольное собрание в разные годы и в разных школах. Но всегда меня с интересом слушали и даже аплодировали в конце выступления. Главное, не читать текст, а рассказывать все своими словами и от души. Особенно родителям понравились слова детей, которые они услышали из мини сочинений о семье. Ведь там были только добрые, ласковые, нежные слова любви к своим родным!
Иконка файла материала Родительское собрание.docx
Родительское собрание «Причины возникновения трудновоспитуемости» Форма проведения: беседа. Цель:  1) Педагогическое просвещение родителей.  2) Повышение уровня педагогической культуры родителей.  3) Изучение вопросов нравственного формирования личности    подростка. Подготовительная работа:  предложить учащимся разных классов  анонимно составить ассоциативный ряд к слову «семья», подобрав по 10 слов. «Бесконфликтных»   семей   просто   не   существует.   Как   бы   ни   были   близки, внимательны друг к другу взрослые и дети, вряд ли в их отношениях вообще не возникает   трений.   Это   и   понятно:   уж   очень   различаются   жизненный   опыт   и знания взрослых и детей; еще сильнее отличается вырабатываемая на основе опыта оценка окружающих обстоятельств; и уж совсем не совпадают задачи, которые старшим и младшим приходится решать ежедневно. Но в одних семьях конфликты   не   только   разрешаются   благополучно,   но   даже   содействуют укреплению   взаимопонимания.   А   в   других   семьях   они   превращаются   в   цепь затяжных препирательств, в изнурительную войну, от которой плохо всем. Только потребность во взаимопомощи и взаимопонимании может быть базой, на которой с помощью правил – этики поведения – можно овладеть умениями и навыками   человеческого   общения.   В   семьях,   где   взаимопомощь   и взаимопонимание окружают ребенка с малых лет, дети естественно и органично, зачастую без педагогических усилий вырастают нравственно воспитанными.  Их воспитывает   сама   обстановка,   окружающая   их.     И   напротив,   нередко   в благополучных семьях, где, кажется, все есть – и достаток, и образование, и учтивые   манеры   поведения,   растет   человек,   с   которым   никто   справиться   не может.  Причины, по которым в семью приходит неблагополучие (индикатором этого оказывается поведение ребенка), бывают разные.Самой   скверной   из   них   является   духовная   «дремучесть»   родителей.   От ребенка, выросшего в семье, где каждый остается глух к нуждам окружающих, каждый   погружен   лишь   в   собственные   заботы,   трудно   ожидать   внимание   к преподавателю, а тем более к сверстникам. Другая   причина   –   чрезмерная   забота   о   ребенке,   чрезмерная   опека   его взрослыми.   Дети,   по   мнению   таких   родителей,   созданы   для   радости,   любви, ласки, для охранительной заботы. «Взрослыми они еще не будут», «Вырастет и научится всему» ­ кому не приходилось слышать такие высказывания? А в итоге ребенок не умеет преодолевать трудности и растет потребителем и эгоистом.  Третья крайность – чрезмерная строгость к ребенку. Принцип таков: характер формирует и закаляет не радость, а осознание обязанностей, не поощрения и похвалы,   а   требовательность.   Но   при   постоянном   неусыпном   контроле   над поведением ребенка у него не оказывается своей собственной детской жизни, где бы   он   мог   сам   решать   и   выполнять   решения,   сам   себе   что­то   позволять   и запрещать. В результате он оказывается безынициативным, лишенным навыков самодисциплины,   самоорганизации.   А   на   одной   исполнительности   и старательности ни в учении, ни в работе далеко не уедешь. Если ребенок не верит в свои силы, ни о какой взаимопомощи и взаимной поддержке не может быть и речи.  Дело не в том, сколько должно быть ласки и заботы, а в том, что они рождают благодарность,   ответственную   заботу   и   внимание   к   людям   или   эгоизм   и ненасытную жадность. Требовательность   же   должна   поддерживать   детские   силы,   способствовать развитию   ребенка,   а   не   вызывать   чувство   неполноценности,   неумелости, виноватости. Четвертая   порождающая   нравственные   неблагополучия   ситуация   связана   с разногласиями   родителей   по   вопросам   воспитания.   Детям   нужно   помочь выбрать  ясную   жизненную  позицию,  научится  быть  самостоятельными,  уметь преодолевать   препятствия.   А   как   это   сделать,   если   каждый   из   родителей настаивает на своем, не желая считаться с доводами другого члена семьи? Сильный   вред   взаимопониманию   между   родителями   и   детьми   наносит несдержанность   взрослых,   попытка   унизить   собеседника   (взрослые   просто следуют своему настроению и «нраву»). Крик и грубость вызывают у детей либо ответную   реакцию   взвинченность,   либо   придавленность.   Такое   отношение ребенок переносит и в общении со сверстниками.Большой вред наносят затяжные обсуждения детских провинностей и частые напоминания   о   прошлых   огрехах.   Ребенок   для   себя   уже   давно   осознал неприемлемость своего прошлого поведения, исправил какой­то недостаток. И вдруг – случись ему в чем­то промахнуться – тут же вспоминается весь список прежних провинностей. Обсуждение в семье, во дворе причин и обстоятельств детских происшествий, когда   каждый   вносит   свои   дополнения   и   толкования.   Так   взрослые   только подогревают ссору, сами того не замечая и создают вокруг ребенка атмосферу напряженного недоверия, которую не могут не почувствовать другие дети. Что побуждает отчужденность и агрессивность. Беда подростка состоит в том, что одни поучают, другие сочувствуют, третьи равнодушны – и не находится человека, который бы принимал подростка таким, каков он есть. Не обращал внимания на случайные промахи, не преувеличивал значения его неудач, интересовался его успехами, нуждался хоть в какой­то его помощи и мог сам оказать помощь в случае необходимости. «Трудный» ребенок – тот, которому самому трудно в этой жизни и корни нужно искать в семейных отношениях. Отчужденность   от   взрослых   и   сверстников,   душевное   одиночества, отсутствие внимания и любви, ощущение собственной «неполноценности» ­ все это побуждает вести себя не как остальные дети, позволяет считать себя «выше остальных». Перед нами: учителями и родителями – стоит важная задача – помочь найти подростку счастье в жизни; помочь поверить в свои силы – едва ли тогда дети долго останутся «трудными». Да, так уж устроено у людей, Хотите в этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках Когда­то и им малышей растить,Все перечувствовать и пережить, И побывать в «стариках» и «предках». Желаю Вам и вашим близким Любви, душевного тепла! И пусть почаще в вашем доме Звучат хорошие слова! (Можно   раздать   родителям   листочки   и   попросить   составить   короткую открытку­пожелание детям, можно анонимно). Уважаемые   родители,   послушайте,   что   же   пишут   ваши   дети   о   понятии «семья». Всего Вам самого доброго!